Пневматические тормоза

Пневматические тормоза имеют однопроходную магистраль (возду- хопровод), проложенную вдоль каждого локомотива и вагона для дистанционного управления воздухорас­пределителями с целью зарядки за-пасных резервуаров, наполнения тормозных цилиндров сжатым воздухом при торможении и сообщения их с атмосферой при отпуске. Применяе­мые на подвижном составе пневмати­ческие тормоза разделяются на ав томатические и неавтоматические, а также на пассажирские (с быстрыми тормозными процессами) и грузовые (с замедленными процессами).

Автоматическими, называются тормоза, которые при разрыве поезда или тормозной магистрали, а также при открытии стоп-крана из любого вагона автоматически приходят в действие вследствие снижения-давле­ния воздуха в магистрали (при повы­шении давления происходит отпуск тормозов). Неавтоматические тормоза, наоборот, приходят в действие при повышении давления в трубо­проводе, а при выпуске воздуха про­исходит отпуск тормоза.

Работа автоматических тормозов разделяется на следующие про­цессы:

- зарядка — воздухопровод (ма­гистраль) и запасные резервуары под каждой единицей подвижного соста­ва заполняются сжатым воздухом;

- торможение — производится снижение давления воздуха в маги­страли вагона или всего поезда для приведения в действие воздухорас­пределителей, и воздух из запасных резервуаров поступает в тормозные цилиндры; последние приводят в дей­ствие рычажную тормозную переда­чу, которая прижимает колодки к ко­лесам;

- перекрыша — после произве­денного торможения давление в ма­гистрали и тормозном цилиндре не изменяется;

- отпуск — давление в магистра­ли повышается, вследствие чего воз­духораспределители выпускают воз­дух, из тормозных цилиндров в атмо­сферу, одновременно производится подзарядка запасных резервуаров путем сообщения их с тормозной магистралью.

Рассмотрим принципиальные схе­мы трех групп тормозов.

Прямодействующий неавтомати­ческий тормоз (рис. 7). Такой тор­моз применяется на локомотивах. Воздух нагнетается компрессором в главный, резервуар 2, откуда по питательной магистрали 3 поступает к крану 4, в простейшем виде представляющему собой пробковый трехходовой кран. Каждому положению ручки крана 4 соответствует опреде­ленный процесс.

Торможение - питательная магистраль 3 сообщается с тормозной магистралью 5, и воздух поступает в тормозные цилиндры, перемещая поршень 7 со штоком 8 вправо, вследствие чего вертикальный рычаг поворачивается вокруг неподвижной точки 9 и нижним концом прижимает тормозную колодку 10 к колесу;

Перекрыша - тормозная магистраль 5 разобщается с питательной магистралью 3, давление воздуха в тормозных цилиндрах 6 остается без изменения.

Рис.7

Непрямодействующий автоматиче­ский тормоз (рис. 8). Тормоз этого типа отличается от прямодействующего неавтоматического тем, что на каждой единице подвижного состава между тормозной магистралью 5 и тормозным цилиндром 7 установлены прибор 6, называемый воздухораспределителем, и запасный резервуар 8. По этой схеме оборудованы все пассажирские вагоны, электро- и дизель-поезда. Компрессор 1, главный резервуар 2 и кран машиниста монтируются на локомотиве.

Перед отправлением поезда тормоз заряжают, для чего ручку крана машиниста 4 ставят в отпускное положение I (рис. 8, а), при котором воздух из главного резервуара 2 по питательной магистрали 3 через кран машиниста 4 поступает в тормозную магистраль 5 и далее через воздухораспределитель 6 – в запасный резервуар 8. При этом тормозной цилиндр 7 через воздухораспределитель 6 сообщен с атмосферой Ат.

Для торможения поезда ручку крана машиниста 4 переводят в тормозное положение III (рис. 8, б), питательная магистраль 3 отключается, а тормозная магистраль 5 через кран 4 сообщается с атмосферой Ат. При понижении давления в магистрали 5 воздухораспределитель 6 приходит в действие, разобщает тормозной цилиндр 7 с атмосферой и сообщает его с запасным резервуаром 8, наполненным сжатым воздухом. Под действием сжатого воздуха поршень тормозного цилиндра перемещается и при помощи системы тяг и рычагов прижимает тормозные колодки к колесам.

Для отпуска тормоза ручку крана машиниста 4 ставят в положение I. Питательная магистраль 3 сообщается с тормозной магистралью 5, вследствие чего давление в ней повышается и воздухораспределитель 6 сообщает тормозной цилиндр 7 с атмосферой, а магистраль 5 – с запасным резервуаром 8. В случае открытия в вагоне крана для экстренного торможения (стоп-крана) 9 тормоза автоматически приходят в действие.

Рис. 8. Схема непрямодействующего автоматического тормоза:

а— зарядка и отпуск; б— торможение

Показанный на рис. 8 тормоз называется непрямодействующим, или истощимым, потому что в про­цессе торможения воздухораспреде­литель 6 разобщает тормозную ма­гистраль от запасного резервуара 8 и тормозного цилиндра 7 и при утечках воздуха из запасного резервуара или тормозного цилиндра давление в них не восстанавливается.

Прямодействующий автоматиче­ский тормоз (рис. 9). Этот тормоз состоит из тех же основных частей, что и непрямодействующий. По такой схеме выполнены тормоза гру­зовых вагонов и локомотивов с воз­духораспределителями 5 № 135, 270-002, 270-005-1 и 483-000 с равнин­ным и горным режимами отпуска. Утечки из запасного резервуара и тормозного цилиндра пополняются автоматически в процессе служебно­го торможения или питающей перекрыши крана машиниста. Принципиальное отличие прямодействующего автоматического тор­моза от непрямодействующего за­ключается в устройстве воздухорас­пределителя 5.

В зависимости от положения кра­на 3 происходит:

- зарядка и отпуск — тормоз­ная магистраль 8 (рис. 9, а) сообщается с питательной маги­стралью 2 и главным резервуаром, тормозной цилиндр 6 через воздухо­распределитель 5— с атмосферой Ат, а запасный резервуар 4 через обратный клапан 7—с тормозной магистралью;

- торможение — давление в тормозной магистрали 8 (рис. 9, б) понижается путем выпуска, воздуха краном 3 в атмосферу. Ат. В дей­ствие приходит воздухораспредели­тель 5, который разобщает


цилиндр 6 с атмосферой Ат и сообщает его с запасным резервуаром 4.

При торможении, а также в про­цессе ступенчатого отпуска воздухо­распределитель 5 через обратный клапан 7 пополняет утечки воздуха в запасном резервуаре 4 и тормозном цилиндре 6 непосредственно (прямо) из магистрали, поэтому такие тор­моза называются прямодействующими.

Путем изменения краном 5 давле­ния воздуха в тормозной маги­страли 8 осуществляется ступенчатое торможение и ступенчатый или бес­ступенчатый отпуск.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: