Ц - центральный проект программы

Условия реализации программы:

Успешная реализация программы зависит в первую очередь от того, как выстраивается работа в детской организации. Стартом к достижению высоких результатов станет определение основного направления пути, по которому будет следовать детская организация в течение всего учебного года.

Имея основополагающее значение в деятельности Союза детских организаций в 2014-2015 уч. году, программа «Твое право» задает вектор и стремится охватить все аспекты деятельности территориальных городских и районных детских организаций. Деятельность детской организации предполагает наличие выработанной стратегии, под которой понимается упорядоченная во времени система приоритетных направлений, форм, методов, средств, правил, приемов использования ресурсного, инновационного и проектного потенциала детской организации с целью эффективного решения поставленных задач и поддержания лидирующих позиций не только своей детской организации, но и Союза детских организаций в целом.

Следование календарному плану, организация работы на всех ступенях обучения, а также объективный контроль за ее результатами раскрывают содержательный аспект выработанной стратегии.

Четкое распределение обязанностей, работа органов самоуправления, сложившиеся система мотивации и стимулирования деятельности членов детской организации, а также социальное партнерство составляют системный аспект стратегии.

Поиск, изобретение нестандартных дел, игр, инновационный подход к реализации проектов и акций основных направлений программы «Твое право», их креативное наполнение способствуют совершенствованию организационно-методического обеспечения.

Значимым является формирование благоприятной информационной среды, повышение уровня рекламного сопровождения деятельности детских организаций, способствующих укреплению имиджа и позитивной.

ü Кадровое обеспечение.

В рамках обучения актива и проведения мероприятий возможно привлечение дополнительных специалистов (психолог, методист, музыкальный оператор и т.д.). С целью повышения действенности программы «Твоё право» целесообразно обеспечить каждое из шести направлений программы и одного дополнительного - специалистом, курирующим данное направление.

ü Материально-техническая база.

Для удобства реализации данной программы необходимо иметь место для сбора актива, минимальные технические средства (компьютер, фотоаппарат и т.д.), а так же музыкальную аппаратуру для проведения массовых мероприятий.

ü Владение Конвенцией о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка, заложила основу, дала точку опоры для развития института защиты прав детей. Значение Конвенции неоценимо, так как она в значительной степени обращена не столько в настоящее, сколько в будущее человечества. И это актуально для нашего государства, в котором проживает более 30 миллионов детей.

Конвенция о правах ребенка, состоящая из преамбулы и 54 статей, — правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Конвенция утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:

— признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами;

— приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, общества, семьи, религии.

В Конвенции не предполагается деление статей на основные и второстепенные, каждая статья — главная, так как утверждает конкретные права и свободы ребенка, конкретные механизмы их защиты. По сложившейся традиции эти права делятся на гражданские и политические, с одной стороны, и на экономические, социальные и культурные – с другой. Несмотря на то, что в статье 4 документа делается прямая ссылка на такую классификацию, в основных статьях Конвенции такого четкого деления не прослеживается. По сути дела, главная цель Конвенции состоит в том, чтобы подчеркнуть взаимосвязанный и взаимно усиливающий характер всех прав.

В связи с этим было бы полезнее рассматривать весь спектр прав, охватываемых Конвенцией. Основываясь на данном положении авторский коллектив программы «Твое право» выделяют в отдельные группы личные и экологические права. Данная классификация послужила основой для определения основных направлений программы деятельности Союза детских организаций «Твое право» на 2014-2015 учебный год.

Таким образом, определяя права детей, которые отражают весь комплекс прав ребенка, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля.

ü Работа органов самоуправления.

Главными признаками любого детского общественного объединения являются: добровольность, самоуправляемость, отсутствие коммерческой выгоды.

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.

При этом дети сами:

· определяют проблему;

· ищут пути ее решения;

· принимают решение;

· организуются для его реализации.

Детское самоуправление - важнейшее педагогическое средство способствующее решению комплекса воспитательных задач.

Детское самоуправление:

· обеспечивает включение детей в решение значимых для школы проблем;

· формирует социальную активность детей;

· способствует развитию лидерства;

· предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей.

Модель развития детского самоуправления включает в себя:

Ø Определение цели деятельности.

Ø Принятие цели, коллективное обсуждение целей.

Ø Выдвижение идей.

Ø Обсуждение вариантов решения. «Мозговой штурм».

Ø Коллективное принятие решения. Выбор вариантов действия.

Ø Реализация решения, организаторская деятельность.

Ø Коллективное подведение итогов.

Детское самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подготовить детей к новой совместной деятельности, при этом они на последующих этапах с каждым циклом все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии коллективом.

Детское самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности детского коллектива. При этом оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов детей.

Признаками детского самоуправления являются:

· самостоятельность в принятии решений;

· коллективность в принятии решений и организации жизнедеятельности детского объединения;

· инициатива учащихся в проведении дел, постановке проблем;

· единство слова и дела;

· действенность органов самоуправления;

· критичность членов коллектива, требовательность к себе и другим.

Правила развития детского самоуправления:

1. Все должны знать, для чего проводится дело.

2. Прежде чем проводить любое дело, нужно четко представить проблему и определить возможные варианты ее решения.

3. Надо сделать так, чтобы все члены коллектива участвовали в поиске решения проблем, выдвигали различные идеи.

4. Коллективное решение принимается на основе сопоставления различных точек зрения.

5. В решении задачи должны принимать участие большинство членов коллектива.

6. При подведении итогов дела коллектив должен дать оценку каждому его участнику и коллективу в целом.

7. Каждое дело должно определять новые задачи, стоящие перед коллективом.

Структура детского самоуправления -это взаимосвязь и взаимодействие органов самоуправления.

Высшим органом является ОБЩИЙ СБОР, а исполнительным – совет детской организации. Совет выбирается общим сбором. В органы могут входить как дети, так и взрослые.

Сбор – это высший орган самоуправления в детской организации. Главное его назначение – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, которые возникают в организации деятельности детей. Результат сбора – конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. На обсуждение выносятся проблемы взаимоотношений, благоустройства, проблемы, связанные с организацией отдыха, труда, конкретных дел. Сбор выбирает актив, утверждает совет дела, заслушивает отчет, анализирует работу, определяет основные направления деятельности, утверждает план. Сбор проходит демократично. Необходимо учить детей порядку проведения сбора, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства – иными словами, учить детей демократичному проведению сбора. Педагог во время сбора заинтересованно работает вместе с детьми, думает, советует, ищет лучшие варианты решений.

Организация работы совета детской организации позволяет всем учащимся участвовать в организаторской деятельности в зависимости от их интересов и их возможностей.

Но в определении структуры самоуправления участвуют сами дети. Структура динамична и постоянно развивается, изменяется, зависит от задач, проблем, которые решает коллектив, и от содержания его деятельности.

Сначала надо увлечь детей каким - либо общественно значимым делом, а затем создавать соответствующий орган самоуправления для его организации.

Взаимодействие педагога и органа детского самоуправления может осуществляться по – разному. В состав органов самоуправления педагоги и учащиеся входят «на равных» и действуют как единомышленники. Педагоги выступают в качестве консультантов, советчиков, скрыто направляя деятельность этих органов.

Великий педагог А.С. Макаренко советовал:

· педагог не должен делать за детей того, что они в состоянии выполнить сами;

· педагог ни в коем случае не должен подменять орган самоуправления и самостоятельно решать вопросы, подлежащие ведению органа самоуправления;

· педагог при обсуждении вопросов свое мнение и предложение высказывает последним, ненавязчиво обосновывая свою точку зрения;

· если педагог считает невозможным выполнение решения органа самоуправления, он не должен отменять решение, а обращается к общему сбору;

· педагог добивается того, чтобы принятое решение было выполнено.

Такой подход позволяет удовлетворить потребность многих детей в лидерстве, развивает у них организаторские и коммуникативные умения, способствует развитию самодеятельных начал в коллективе.

Важным средством проявления и развития детского самоуправления являются конкретные дела.

Важно, чтобы все дела, проводимые в школе, были коллективными, творческими.

В каждой детской организации, для успешной и качественной реализации программ и проектов ведут работу городские/районные органы самоуправления. Предлагаем рассмотреть работу органов самоуправления на примере Тамбовской городской детской организации «Юные россы».

На городском уровне в ТГДО «Юные россы» ведет работу Тамбовская городская детская Дума, Лига президентов, Агентство детской прессы, каждый из которых работает по четко определенному механизму, достигая поставленных задач.

Тамбовская городская детская Дума

Тамбовская городская детская Дума (ТГДД) – это представители детских организаций города Тамбова, руководящий орган детского самоуправления в ТГДО «Юные россы», команда лидеров, организаторов. В детскую Думу входят представители всех ШДО города. Они выбираются посредством голосования и ведут свою работу в течение 2 лет.

Ребята активно участвуют в городских проектах и акциях, реализовывают уже традиционные проекты ТГДД, являются главными действующими лицами Форума юных граждан, Конгресса детских организаций, Парада детских организаций и т.д.

Заседания депутатов проходят каждую пятницу, где много времени уделяется личностному росту ребенка, умению работать в команде, планировать, а так же уделяют время анализу деятельности своей ШДО, посредством обсуждения и личного участия в каждом.

Основные направления деятельности Тамбовской городской детской Думы:

Городская лига президентов

Раз в месяц на базеМБУ «Дом молодежи» проходят заседания Лиги президентов, в которую входят активисты, выполняющие функции президента в своей школьной детской организации, активно участвующие в жизни школы и жизни ТГДО «Юные россы».

Выборы президента школьной детской организации проходят на местах на общем сборе или специально организованных президентских выборах с участием комиссии, наблюдателей и избирателей.

В рамках Городской лиги президентов подростками приобретаются умения:

- работы в команде,

- планирования своей деятельности на определенный промежуток времени,

- социального проектирования и планирования деятельности ШДО,

- презентации себя, своей деятельности и ШДО,

- организации выборов в ШДО и деятельности органов самоуправления,

- постановки целей, задач и определения путей, необходимых для их решения,

- разработки механизма подготовки и проведения мероприятий (план организационно-технических мероприятий, распределение обязанностей, координирование исполнения поручений и т.д.),

- анализа своей деятельности и полученных результатов, а также деятельности и результатов ШДО.

Агентство детской прессы

На протяжении всего учебного года ведет свою работу Агентство детской прессы, в которое входят активисты школьных детских организаций города Тамбова, интересующиеся журналистикой в возрасте от 14 до 17 лет.

В течение года журналисты АДП вели работу:

· по подготовке и выпуску приложения «Пилот» газеты «Ровесник;

· на радиостанции ВГТРК, участие в программе «Классный час (запись программы проходит 2 раза в месяц);

· по информационному сопровождению городских мероприятий проводимые ТГДО «Юные россы», комитетом образования администрации города Тамбова, Домом молодежи (фото и видео сопровождение городских мероприятий, таких как Форум юных граждан, Новогодний марафон, Конкурс детских организаций и т.д.);

· по созданию агентами детской прессы в своей школьной детской организации пресс-центр или переход уже имеющегося пресс-центра на новый качественный уровень (данная задача позволяет создать дополнительное пространство для объединения учащихся по интере­сам, а так же с целью актуализации социальной значимости школьной детской организации и ее развитие посредством органа школьной печа­ти.

На протяжении учебного года проводятся мастер-классы, лекции, деловые игры, а так же семинары по обучению ребят журналистскому делу.

АДП активно сотрудничает с областной детской газетой «Ровесник», газетой «Наш город Тамбов», где агенты публикуют свои статьи на заданную тему, совместно с ВГТРК «России» выпускают программу «Классный час», а также ведут сотрудничество с медиа-центром Дома молодежи в написании новостных статей на сайт.

 
 


Городская школа актива

В октябре 2014 года начнет свою работу традиционная для ТГДО «Юные россы» - Городская школа актива.

Городская школа актива – это сбор представителей ШДО для обмена опыта, совместного обучения и получения необходимой информации.

В этом учебном году программа ГША будет разделена на два блока: теория и практика, но таким образом, чтобы активисту было не просто интересно, но и максимально полезно участие в ГША. По итогам данной школы активист получает конкретные руководства по реализации проекта, вспомогательный материал (видео, музыка) и форму проведения конкретного мероприятия.

Участниками ГША будут получены знания:

- о деятельности детских организаций города,

- о формах проведения мероприятия,

- о задачах и возможных направлениях деятельности ШДО,

- по формированию команды и распределению ролей и ответственности среди членов актива,

- основным качествам лидера и правилам их формирования,

- по формированию структуры органов самоуправления в ШДО, основных функциях органов самоуправления, ступенях развития коллектива,

- о формах и методах планирования работы с активом ШДО, деятельности ДШО, правилам оформления основной документации ШДО,

- организации анализа реализации проекта и работы ШДО,

- правилам общения с различными категориями людей и т.д.

Так же будет проведена работа по повышению у активистов ШДО уровня личной ответственности за результат, развитию активности и инициативы, пониманию значимости детского движения, привлечению к участию в городских проектах и акциях.

Занятия в рамках ГША дают возможность не только для обучения активистов, но и оценить реальную ситуацию в детских организациях, обсудить проблемные вопросы, выработать рекомендации по реализации каких-либо проектов, накопить банк данных и т.д.

ü Социальное партнерство.

На сегодняшний момент одной из задач общественной организации, является обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности подростка. Для решения данной задачи требуются усилия всего общества, а не только одной из его составляющих – детской организации, а, следовательно, необходимо развивать взаимовыгодные отношения в социуме, а это возможно только через формирование партнерских отношений между всеми субъектами образовательного процесса.

«Социальное партнерство» организуемое в детской организации — это добровольные, взаимовыгодные, равноправные отношения субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для реализации какого-либо проекта.

Главным инструментом социального партнерства для детской организации, являются переговоры. Именно посредством переговоров с интересующими вас людьми (организациями, учреждениями, администрацией школы, родителями и т.п.) можно добиться взаимной выгоды в организуемом деле. Партнеров можно найти везде, следует только подумать, какая цель должна быть достигнута в итоге.

Основные принципы социального партнерства:

1. равноправие сторон;

2. соблюдение норм законодательства;

3. полномочность принятия решений;

4. добровольное принятие решений;

5. учет реальных возможностей с реальными обстоятельствами;

6. обязательность выполнения договоренности и ответственности за принятие решений;

7. взаимное информирование сторон об изменениях.

Сотрудничество вашей детской организации позволит достигнуть новых результатов в работе, перейти на новый качественный уровень в организации мероприятий, повысить имидж среди других общественных организаций, наладить доверительные отношения с администрацией школы и родителями, а так же наиболее полно и эффективно реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта, а значит - формированию компетентной, всесторонне развитой личности внутри коллектива.

В заключении следует еще раз подчеркнуть, что в нынешней системе образования социальное партнерство представлено как один из аспектов государственно – общественного управления образованием, одним из стратегических направлений модернизации российского образования.

 
 


Звания детской организации

Детские организации на местах имеют огромный практический опыт, традиционные проекты, любимые дела, творческий потенциал, а также еще пока нереализованные планы и идеи.

Программа Союза детских организаций Тамбовской области на 2014-2015 уч. год «Твое право» предлагает детским организациям продолжать систематизировать свою работу, обращать внимание на количественные и качественные результаты деятельности, оценивая свой уровень развития.

Учитывая индивидуальные особенности детских организаций, программа по традиции предусматривает трехуровневую систему развития детских общественных организаций. Каждый уровень содержит характеристику основных критериев детской организации и соответствует определенному званию.

1 уровень – звание «ИСПЫТАТЕЛЬ»

Ваша детская организация стоит на старте, начинает свою активную деятельность, формирует органы самоуправления. У вас есть много идей, но вы не знаете, с чего начать. Эта программа для ВАШЕЙ детской организации, она содержит рекомендации по преодолению организационных трудностей и формированию системы работы.

2 уровень – звание «МАСТЕР»

Ваша детская организация добилась определенных результатов и успехов! Не останавливайтесь на достигнутом. Оглянитесь вокруг, наладьте сотрудничество с другими общественными организациями, социальными учреждениями, средствами массовой информации. Сделайте границы вашей детской организации шире! Шагните на новую ступень развития.

3 уровень – звание «ПРОФЕССИОНАЛ»

Вы - успешная детская организация. Положительные результаты – ваш стабильный показатель, вы гордитесь своими активистами – лидерами. Авторские программы апробированы и вы готовы делиться опытом, помогать детским организациям – «испытателям»! Движение к совершенству – это взаимодействие и творчество, это путь вашей детской организации!

Для эффективного старта деятельности в этом году детским организациям необходимо: оценить свой уровень развития, проанализировать успехи и неудачи, определить существующие недостатки и проблемы детской организации.

И на основе проведенного анализа выстроить ПЛАН РАЗВИТИЯ своей детской организации. План развития должен отразить конкретные действия и реальные мероприятия, проекты и акции, которые сможет реализовать в этом году ваша детская организация. План развития - это путь к успеху, это лестница ваших результатов, это шаги к МАСТЕРСТВУ и ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ.

Прежде, чем начать действовать, внимательно ознакомьтесь с предлагаемой программой деятельности. Мы уверены – вы найдете здесь необходимые комментарии и материалы, интересные и полезные решения – как изменить свою детскую организацию к лучшему.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: