«ТВОЁ ПРАВО»
Информационная карта
| 1. Полное название программы | Программа деятельности Тамбовской региональной общественной организации «Союз детских организаций» на 2014-2015 учебный год «Твоё право» |
| 2. Организаторы программы (молодёжное, детское объединение) | Тамбовская региональная общественная организация «Союз детских организаций |
| 3. Авторы программы с указанием контактов | Совет Тамбовской региональной общественной организации «Союз детских организаций», участники летней XLII Ассамблеи детских организаций Тамбовской области, Тамбовская городская детская Дума, Агентство детской прессы. Совет ТРОО СДО - город Тамбов, ул. Пензенская, д. 62 (Дом молодежи), кб. 209, тел. 8(4952)49-26-07, e-mail sdoto@bk.ru |
| 4. Краткое содержание программы | Новая программа деятельности включает в себя: 6 основных направлений: личные права, социальные права, культурные права, экологические права, политические права, экономические права и одно объединяющее направление (гражданские права), посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, в которое входит по одному проекту из каждого основного направления программы. |
| 5. Целевая группа, возраст и количество участников программы | Дети и подростки Тамбовской области от 8-17 лет, учащиеся образовательных учреждений, члены ТРОО «Союз детских организаций» (около 60 тысяч человек) |
| 6. Предполагаемые результаты реализации программы | Организованный процесс на основе общности интересов детей и подростков и их добровольном включении в совместную деятельность создает условия для: - удовлетворения потребности подростков в самореализации; - актуализации их способностей; - усиления психолого-педагогических мотиваций к добровольческой деятельности и стимулирования организации команд; - устранения дефицита содержательного общения; - развития умения взаимодействовать с людьми; - овладения эффективными формами общения, развитие коммуникативных умений; - развития организаторских навыков; - развития лидерских качеств и умений участников программы, повышение их социальной активности; - знакомства подростков с основными правовыми документами и понятиями в области прав, свобод и законных интересов, - организации просветительской работы по вопросам прав детей и формирования правового сознания, а также умений применять свои права и уметь защищать свои интересы, - повышения правовой культуры подростка; - активизации деятельности детских объединений. |
| 7. Показатели, по которым оценивается результативность реализации программы | - увеличение количества детей и подростков, вовлечённых в социально-активную гражданскую деятельность; - эффективная реализация проектов и акций программы; - положительное общественное мнение о современной молодёжи, активистах ТРОО «Союз детских организаций»; - переход деятельности детских организаций на новый качественный уровень: от организации досуга до реализации социально-значимых проектов; - налаживание партнерских связей в реализации проектов программы; - формирование правовой грамотности, правовой компетентности гражданина, воспитание правосознания у подрастающего поколения. |
8. Эмблема программы
| Логотип прав человека в поддержку всемирного правозащитного движения принят в рамках выдвинутой в 2010 году международной инициативы «Логотип прав человека». |
| 9. Основной девиз программы | Твоё право быть правым! Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. |
Актуальность
Государство признает детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств патриотизма, гражданственности.
Права человека воздействуют на каждый аспект нашей жизни. Корни многих современных проблем кроются в нарушениях прав человека. В связи с этим правовое воспитание является актуальным в современном обществе, т.к. именно знание своих прав и умение их отстаивать определяют успех человека.
По рекомендациям ЮНЕСКО обучение правам человека стоит начать ещё на дошкольном уровне. В тоже время опыт показывает, что эффективнее изучать права в начальной школе, т.к. именно в этот период дети получают много информации, знакомятся с понятием «мои права», хотя отношение к ним ещё не сформировано. В современном мире часто нарушаются и ограничиваются права детей, как взрослыми, так и ровесниками. Ребенок должен знать свои права и уметь применять их на практике, начиная с самого младшего возраста.
В настоящее время существует проблема низкой правовой культуры, а так же фактор того, что есть люди, которые знают только свои права или только свои обязанности.
Воспитание у подростков уважения к общечеловеческим ценностям, потребности их утверждения является приоритетной задачей школы, семьи, общества, и конечно детской организации. Данная задача не может быть реализована, если её значение, содержание, методика, не будут осознаны самим педагогом, если нравственно – правовые нормы не станут его ценностными ориентирами. Невозможно построить правовое государство, не научив детей жить в соответствии с общечеловеческими законами, изложенных в разных нормативно-правовых документах.
Программа «Твоё право», посвященная правовой безопасности является эффективным способом для привлечения внимания подростков и получения ими новых знаний и умений.
Изучение прав человека необходимо вести в единстве прав и обязанностей. Нет обязанностей без прав, также как и прав без обязанностей. И очень важно это показать подросткам. Это единство лежит в основе гражданской позиции человека. Подростки должны не только понять, что каждый из них имеет права, но и то, что другие люди имеют такие же права. Это может быть выражено золотым правилом: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Цель:
создание благоприятных условий для гражданского становления и личностного развития юных граждан – представителей детских общественных организаций города Тамбова, формирования у них активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и будущее своей страны посредством изучения и принятия правовых компетенций в различных областях жизни, а так же активного участия в реализации программы «Твое право».
Задачи:
Ø развитие организаторских навыков и лидерских качеств;
Ø развитие коммуникативных способностей, приобщение к коллективной деятельности;
Ø воспитание гражданственности и национального самосознания, формирование системы ценностных ориентаций;
Ø формирование активной гражданской позиции;
Ø знакомство подростков с основными правовыми документами и понятиями;
Ø создание условий для организации просветительской работы по вопросам прав детей и формирования правового сознания, а также умений применять свои права и уметь защищать свои интересы,
Ø овладение технологиями проектной деятельности;
Ø создание условий для активизации моделей функционирования органов самоуправления и детских организаций, как субъектов ТРОО «Союз детских организаций»;
Ø увеличение численного состава членов детских организаций и волонтеров, привлеченных к организации общественной деятельности с детьми и подростками;
Ø укрепление и развитие детских общественных объединений Тамбовской области посредством усиления взаимодействия между детскими организациями и распространением успешного опыта.
Механизм реализации
(игровая модель программы)
Программа «Твоё право» представляет собой сюжетно-ролевую игру и состоит из 6 основных направлений (личные права, социальные права, культурные права, экологические права, политические права экономические права) и 1 объединяющего направления (гражданские права), посвященного 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, в которое входит по одному проекту из каждого основного направления программы.
| Права | Краткое описание | Проекты направления |
| Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения | ||
| Личные права (оранжевый) | Основные личные права и свободы гражданина РФ – это неотчуждаемые и принадлежащие каждому с рождения права и свободы человека, не зависящие от наличия гражданства РФ и обеспечивающие охрану жизни, свободы и достоинства личности. Основные личные права и свободы человека и гражданина закреплены в гл. 2 Конституции РФ. К личным правам и свободам человека и гражданина в РФ относятся: 1) право на жизнь и охрану здоровья; 2) на личную неприкосновенность и охрану чести и достоинства личности; 3) на личную свободу и свободу передвижения; 4) равенство всех перед законом и судом; 5) право на неприкосновенность частной жизни и жилища; 6) право на свободное определение национальной принадлежности и свободное пользование национальным языком; 7) на свободу совести и вероисповедания и т. д. | Дебаты «Главный вопрос» Деловая игра «Подросток и закон» Работа пресс-центра «В центре внимания» Видео-инструкция «Конвенция по правам ребенка» |
| Личные права и свободы человека составляют основу всего правового положения человека в РФ и обеспечивают уважение и защиту личности в соответствии с международными стандартами. | ||
| Cоциальные права (красный) | Это совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ. Обычно к социальным правам человека относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов. | Акция «Хочу быть вожатым» Социальный проект «Рождественское чудо» PR- акция «Нам по пути» |
| Культурные права (фиолетовый) | О собый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К культурным правам человека относятся право на образование, свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Таким образом, К.п.ч. включают как социальные (право на образование), так и личные (свобода творчества) права и свободы. В РФ закреплены в ст. 43 и 44 Конституции РФ. | Проект «День детства в моем городе» Фестиваль самодеятельного творчества «Мы вместе» Танцевальный батл «Здоровье через движение» Дизайн-студия «Креатив» |
| Экологические права (зеленый) | Особая разновидность конституционных прав человека, появление которой вызвано обострением экологического кризиса как в мировом, так и национальном масштабе. Широкое закрепление экономических прав человека на конституционном уровне началось только в начале 1990-х гг. К экономическим правам человека относятся прежде всего право на здоровую (благоприятную) окружающую среду, право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением здоровью и имуществу человека, право на достоверную информацию о состоянии природной среды. | Проект туристический «Навигатор» Конкурс черлидинга «Мы за!» Проект «До и после» |
| Политические права (синий) | Совокупность принципов, норм, обеспечивающих участие граждан в общественно-политической жизни, в управлении делами государства. К политическим правам относятся: предоставляемые гражданам права на участие в управлении делами государства: 1. Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдумах, обращаться в государственные органы, иметь равный доступ к государственной службе, к участию в правосудии. 2. Права, обеспечивающие свободу выражения мнений. К ним относятся: свобода мысли, слова, печати, других средств массовой информации, право искать информацию законным способом. 3. Права, обеспечивающие свободу объединения граждан в различные организации — партии, общественно-политические движения, общественные организации и объединения. 4. Свобода собраний, митингов, манифестаций, шествий и пикетирования. | Конкурс Советов ДО «Стань первым среди равных» Детский референдум «Мои права» Конкурс детских организаций (подведение итогов деятельности) |
| Экономическое право (желтый) | Совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. Основными экономическими правами в современных демократических государствах являются: право частной собственности (в т.ч. на землю и интеллектуальные продукты), право наследования, свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы), свобода труда и другие трудовые права, на участие в управлении предприятием. Такой круг экономических прав (кроме последнего права) закреплен в ст. 34-37 Конституции РФ. | Профориентационный марафон «Кадровый резерв» Бизнес игра «ИнновациЯ» Проект «Научи другого» |
| Гражданское право (объединяющее направление) | Объединяющее направление программы «Твоё право», в которое входит по одному проекту из каждого основного направления программы, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Воспитание гражданина страны - одно из самых главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственности предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. | Тематические встречи «Хочу сказать» (личные права) Проект «Звезда героя», посвященная 70-летию со дня Великой Победы (социальные права) Проект «Здоровый капитал» (экономические права) Арт-галлерея «Портрет города» (экологические права) Проект «Стартуем вместе» (политические права) Детское турагентство «Герои живут рядом» (культурные права) |
Реализация программы деятельности «Твоё право» подразумевает сбор единого пазла, обозначающий то, что только при сборе всех частей пазла (реализации проектов) вы сможете увидеть единую картину. Все как в жизни, изучая отдельные части права, вы смежите понять, в чем же заключается именно «Твоё право».
Участники программы в течение учебного года пройдут образовательную программу (городская школа актива), мастер-классы по организации и проведению мероприятий в школе, практические занятия. Станут участниками спортивно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятий, деловых игр, Референдума, встреч с интересными людьми и т.д. А главное достойно встретят празднование 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
В течение всего учебного года каждой детской организации необходимо принять участие в ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ программы (Ц).
Если вы ставите перед собой задачу стать «ПРОФЕССИОНАЛОМ» детской организацией, то ваша главная задача - СОБРАТЬ МАКСИЛЬНО ЧАСТИ ПАЗЛА, реализовывая проекты программы качественно и от чистого сердца.
Реализация программы позволит достичь следующих результатов:
Вариант личного результата:
ü изменение отношений к себе, формирование программы личностного роста, развитие творческого и лидерского потенциала;
ü желание стать активным организатором программы среди сверстников в своей детской организации;
ü расширение представлений о качестве и собственных жизненных достижениях;
ü развитие интереса к вопросам правового образования, определения им своего отношение к праву как общественной ценности;
ü увеличение правовой грамотности активиста и применение им полученных знаний в жизни.
Вариант коллективного результата:
ü сплочение и развитие коллектива;
ü улучшение психологического климата и изменение уровня отношений друг к другу;
ü разнообразие содержания и повышение качества деятельности детских организаций;
ü формирование в организации групп лидеров, организаторов, авторов-разработчиков проектов и программ;
ü привлечение специалистов различных государственных структур с целью популяризации правовых знаний среди подростков;
ü целенаправленное педагогическое воздействие на поведение учащихся в соответствии с нормами правовой культуры;
ü формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям.
Вариант социального эффекта программы:
ü возможность для детских организаций поиска партнеров программы;
ü расширение влияния детских организаций на потенциальных, будущих участников общественной деятельности, развитие положительного общественного мнения;
ü повышение авторитетности программ детских организаций в детской и подростковой среде, в обществе в целом;
ü предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
![]() |
Календарный план
| Направ-ление | Название проекта | сент. | октяб. | нояб. | декаб. | янв. | фев. | март | апр. | май | ||||||||
| Личные права | Дебаты «Главный вопрос» | Ц | Ц | |||||||||||||||
| Деловая игра «Подросток и закон» | Ц | Ц | ||||||||||||||||
| Работа пресс-центра «В центре внимания» | ||||||||||||||||||
| Видео-инструкция «Конвенция по правам ребенка» | ||||||||||||||||||
| Социальные права | Конкурс «Хочу быть вожатым» | |||||||||||||||||
| Социальный проект «Рождественское чудо» | ||||||||||||||||||
| Проект «Нам по пути» | Ц | Ц | Ц | Ц | Ц | Ц | Ц | |||||||||||
| Культурные права | Фестиваль самодеятельного творчества «Мы вместе» | |||||||||||||||||
| Танцевальный батл «Здоровье через движение» | Ц | |||||||||||||||||
| Дизайн-студия «Креатив» | ||||||||||||||||||
| Проект «День детства в моем городе» (День детских организаций, День рождения ДО) | Ц | Ц | Ц | Ц | Ц | Ц | Ц | Ц | Ц | |||||||||
| Экологические права | Проект туристический «Навигатор» | |||||||||||||||||
| Конкурс черлидинга «Мы за!» | ||||||||||||||||||
| Проект «До и после» | Ц | Ц | Ц | |||||||||||||||
| Политические права | Конкурс Советов ДО «Стань первым среди равных» | Ц | ||||||||||||||||
| Детский референдум «Мои права» | Ц | |||||||||||||||||
| Конкурс детских организаций | Ц | Ц | Ц | Ц | Ц | Ц | Ц | Ц | ||||||||||
| Экономические права | Профориентационный марафон «Кадровый резерв» | |||||||||||||||||
| Бизнес игра «ИнновациЯ» | Ц | |||||||||||||||||
| Проект «Научи другого» | ||||||||||||||||||
| Гражданские права | Тематические встречи «Хочу сказать» (личные права) | |||||||||||||||||
| Проект «Звезда героя», посвященная 70-летию со дня Великой Победы (социальные права) | Ц | Ц | Ц | |||||||||||||||
| Арт- галерея «Портрет города» (экологические права) | Ц | Ц | Ц | Ц | ||||||||||||||
| Проект «Стартуем вместе» (политические права) | ||||||||||||||||||
| Детское турагентство «Герои живут рядом» (культурные права) | ||||||||||||||||||
| Проект «Здоровый капитал» (экономические права) | ||||||||||||||||||







