Этапы реализации программы

Сноска. Раздел 5 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 19.01.2012 № 136.

Выполнение программы будет осуществляться условно в два этапа посредством разработки и реализации плана мероприятий, а также стратегических планов на 5-и летний период.
На период 2010-2012 годы планируется:
запуск КА "KazSat-2";
освоение функций заказчика КРК, КС ДЗЗ и СбИК КА;
осуществление трансферта технологий и обучение специалистов за рубежом в ходе проектирования, разработки, изготовления и испытаний КС ДЗЗ;
накопление опыта по эксплуатации КА "Казсат-2" в рамках реализуемых проектов.
В 2013 - 2014 годах планируется осуществление следующих основных мероприятий:
запуск КА "KazSat-3";
запуск 2-х КА ДЗЗ высокого и среднего разрешения;
накопление опыта по эксплуатации КРК "Байтерек", СбИК КА, КС ДЗЗ, по разработке, изготовлению и испытаниям на собственном СбИК КА и дополнительное обучение специалистов;
освоение технологий производства КА и их запусков с космодрома "Байконур";
оказание коммерческих услуг конечным потребителям.
В разрезе задач программы ее реализация планируется следующим образом.
1. Создание целевых космических систем предполагает проведение следующих мероприятий:
1) создание системы спутниковой связи и вещания серии "KazSat", что предусматривает:
выделение и закрепление за Республикой Казахстан двух орбитальных позиций для казахстанских геостационарных КА;
создание и запуск национальных КА "KazSat-2" и "KazSat-3";
создание РНКУ КА серии "KazSat";
2) создание КС ДЗЗ, что предусматривает:
создание и запуск КА ДЗЗ высокого и КА ДЗЗ среднего разрешений;
создание наземного комплекса управления КА ДЗЗ;
создание наземного целевого комплекса, включающего главный информационный центр и распределенную сеть наземных станций приема, обработки и распространения информации;
3) разработка инвестиционных предложений по созданию космической системы научно-технологического назначения, что предусматривает разработку проектных материалов КА для решения научных задач, отработки новых космических технологий, исследования предвестников землетрясений.
По итогам реализации данных мероприятий будет запущено 4 космических аппарата, из которых 2 КА связи и вещания и 2 КА ДЗЗ.
Создание и использование собственных космических систем связи и вещания, дистанционного зондирования Земли, передачи данных, КА научного назначения приведут к повышению конкурентоспособности Республики Казахстан в таких отраслях как телекоммуникации, сельское хозяйство, железнодорожный и автомобильный транспорт, управление земельными ресурсами, геодезия, картография и энергетика и обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Группировка КА серии "KazSat" обеспечит новые технические возможности для оказания услуг в таких перспективных направлениях, как непосредственное телевещание, телевещание высокой четкости, услуги прямого широкополосного абонентского доступа, мультимедийное спутниковое вещание с передачей ТВ-сигналов, Интернет-трафика и звукового вещания непосредственно на терминалы мобильных абонентов. При этом внутренний рынок в указанных сегментах обладает огромным нереализованным потенциалом.
Как известно из опыта эксплуатации КА "KazSat-1", за 1,5 года с начала его эксплуатации 18 операторов спутниковой связи Республики Казахстан перешли на аренду каналов "KazSat-1" по ценам на 25-30 % ниже предлагаемых иностранными операторами спутниковой связи. Это позволило удовлетворить более 60 % потребностей РК в каналах фиксированной спутниковой связи.
КА "KazSat-2", который планируется ввести в эксплуатацию в середине 2011 года, обладает улучшенными характеристиками по отношению к КА "KazSat-1", что позволяет рассчитывать на удовлетворение 80 % потребностей страны в каналах фиксированной спутниковой связи до конца 2014 года за более чем 3 года.
Прогнозный показатель ВДС к 2015 году по проекту "KazSat" составит 33 млрд. тенге.
Создание КС ДЗЗ Республики Казахстан позволит отказаться от покупки у зарубежных компаний космических снимков для создания земельного кадастра и кадастра объектов недвижимости Республики Казахстан.
КС ДЗЗ из двух КА планируется ввести в эксплуатацию в середине 2014 года. Производительность создаваемой системы позволяет обеспечить 100 % спроса страны в космических данных. Однако освоение полной мощности КС ДЗЗ потребует около года времени, поэтому до конца 2014 года планируется обеспечить 50 % потребностей страны в космических данных с помощью создаваемой КС ДЗЗ.
Прогнозные показатели ВДС и экспорта к 2015 году по проекту КС ДЗЗ составят соответственно 17 млрд. тенге и 4,7 млрд. тенге.
Создание космической системы научно-технологического назначения обеспечит качественные исследования ближнего и дальнего космоса, проведение фундаментальных и прикладных исследований в области дистанционного зондирования Земли, космического материаловедения.
2. Развитие наземной космической инфраструктуры будет проводиться путем реализации следующих проектов:
1) обоснование экономической целесообразности создания на космодроме "Байконур" экологически безопасного КРК "Байтерек". Создание данного КРК предусматривает работы по разработке конструкторской документации, проведению строительных, монтажных и пуско-наладочных работ на стартовом комплексе (далее - СК) и техническом комплексе (далее - ТК), созданию обеспечивающей инфраструктуры, комплексным испытаниям СК и ТК, ввод КРК "Байтерек" в эксплуатацию;
2) проработка вопроса об экономической целесообразности участия Республики Казахстан в коммерческих проектах КРК "Зенит" и КРК "Днепр";
3) создание проектно-конструкторской и технологической базы производства КА, что предусматривает строительство объектов наземной инфраструктуры СбИК КА, СКТБ КТ, а также обоснование экономической целесообразности создания Национальной лаборатории космических технологий, центра подготовки и переподготовки специалистов космической отрасли, предприятий по производству комплектующих для КА;
4) обоснование экономической целесообразности создания КРК с ракетоносителем космического назначения легкого класса;
5) обеспечение сохранности объектов космодрома «Байконур», не вошедших в состав и исключенных из состава арендуемых Российской Федерацией;
6) утилизация и ремонт объектов и рекультивация территорий комплекса «Байконур», не входящих в состав арендуемых Российской Федерацией.
Данные меры легли в основу плана действий по постепенному переходу космодрома "Байконур" Республике Казахстан во исполнение поручения Главы государства от 4 марта 2008 года. Реализация Программы обеспечит развитие научно-технического, производственного и коммерческого потенциала комплекса "Байконур" и на его основе формирование космического кластера.
Будет обеспечено практическое решение экологических проблем, связанных с эксплуатацией комплекса "Байконур". В результате введения в эксплуатацию КРК "Байтерек" будет обеспечен переход на экологически чистые виды топлива.
Прогнозные показатели ВДС и экспорта к 2015 году по проекту КРК "Байтерек" составят соответственно 15 млрд. тенге и экспорта - 5,3 млрд. тенге.
Одним из важнейших результатов реализации программы станет строительство СбИК КА. Прогнозные показатели ВДС и экспорта по итогам реализации данного проекта к 2015 году составят 14 млрд. тенге и 5,0 млрд. тенге соответственно.
Также к важным результатам Программы можно отнести создание высокотехнологичных предприятий, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, создание новых рабочих мест для инженерно-технических работников и рабочих высшей квалификации в наиболее технологичных областях космической деятельности.
3. Развитие научной и научно-технологической базы космической деятельности предполагает реализацию следующих мероприятий:
1) разработка научно-технологического обеспечения создания ракетно-космической техники и космических технологий (далее - РКТ и КТ);
2) развитие научной и экспериментальной базы астрофизических и космических исследований;
3) создание системы наземно-космического геодинамического и геофизического мониторинга земной коры на территории Казахстана, а также системы прогнозирования месторождений полезных ископаемых;
4) развитие технологий приема, архивации, обработки и отображения данных ДЗЗ;
5) создание казахстанской многоуровневой системы мониторинга и прогноза космической погоды;
6) разработка и реализация научно-исследовательских проектов в области обеспечения экологической безопасности космической деятельности;
7) реализация программ научных исследований и экспериментов в космическом пространстве;
8) Оперативное обнаружение очагов различных чрезвычайных ситуаций, контроль динамики их развития для принятия экстренных мер по их локализации и ликвидации.
Данные меры определяются необходимостью формирования целостной системы научных исследований, разработки, испытаний и производства космической техники. Это позволит на научной основе и современных достижениях обеспечить создание и запуски КА различных типов, создание аппаратно-программных средств использования космических систем конечными потребителями, а также обеспечение динамичного продвижения Казахстана по приоритетным направлениям технологического развития космической деятельности.
Будут проводиться космические исследования, связанные с пилотируемыми полетами.
4. Реализация целевых проектов использования космических систем.
Создание целевых космических систем не является самоцелью. Это - инструмент конечного потребителя для решения задач социально-экономического развития и укрепления национальной безопасности и обороны Республики Казахстан. Для эффективного использования этого инструмента необходимо реализовать целевые проекты применения космических систем и технологий, развернуть сеть операторов космических услуг различным потребителям.
Реализация целевых проектов использования космических систем предполагает проведение следующих мероприятий:
1) развитие НСКМ Республики Казахстан, что предусматривает развитие базовой инфраструктуры НСКМ; создание тематических (отраслевых) подсистем НСКМ;
2) создание наземной инфраструктуры системы высокоточной спутниковой навигации Республики Казахстан (далее - СВСН) Республики Казахстан предусматривает:
создание центра дифференциальной коррекции и мониторинга;
развертывание сети дифференциальных станций для оказания потребителям услуг по предоставлению координатно-временной информации высокой точности на территории Республики Казахстан.
Создание НСКМ и ее интеграция позволит обеспечить объективный, независимый и непрерывный контроль государства за основными видами хозяйственной деятельности.
Создание НСКМ позволит решить следующий ряд прикладных задач:
предупреждение, мониторинг и оценка последствий чрезвычайных ситуаций;
разведка и добыча полезных ископаемых и энергоносителей;
контроль имущества и состояния инфраструктуры;
экологический мониторинг;
мониторинг степных и лесных пожаров;
картографирование;
учет, планирование и контроль земле- и лесопользования;
мониторинг состояния сельскохозяйственных и лесных угодий.
Будет расширен доступ населения к базовым услугам навигации, а также повышено качество предоставляемых услуг. Будет обеспечено участие частного среднего и малого бизнеса в оказании услуг с использованием космических систем.
К настоящему времени в стране возможности спутниковых навигационных систем практически не используются. Находятся в стадии разработки системы мониторинга радионавигационных полей, высокоточного позиционирования, персонального позиционирования, навигационной поддержки транспортной телематики, отсутствует наземная инфраструктура.
Таким образом, является актуальной разработка и реализация системного проекта создания наземной инфраструктуры СВСН, спутниковой геодезической сети, оказание широкого спектра услуг на основе спутниковых навигационных систем.
При этом нет необходимости обеспечивать высокоточной спутниковой навигацией всю территорию Казахстана. В малонаселенных районах, где низкая экономическая активность, потребности в высокой точности определения местоположения и не имеются. Поэтому на первом этапе создания наземной инфраструктуры СВСН достаточно 30 % покрытия территории страны.
В дальнейшем, по мере активного освоения малоактивных территорий задача покрытия всей территории страны может быть решена за счет создания широкозонной дифференциальной системы, основанной на использовании КА серии "KazSat" для передачи корректирующей информации по космическим каналам связи.
Прогнозный показатель ВДС к 2015 году по проекту СВСН составит 6 млрд. тенге.
5. Формирование системы развития кадрового потенциала космической отрасли требует реализации следующих мер:
1) обеспечение на постоянной основе мониторинга и прогнозирования потребностей подведомственных предприятий в специалистах с высшим и послевузовским образованием (магистратура, докторантура PhD), а также в повышении квалификации и переподготовке кадров. Разработка и внедрение в этих целях информационно-аналитической системы «Кадры»;
2) создание Центра повышения квалификации и переподготовки специалистов и научных кадров для космической деятельности, важным направлением которого будет обучение потенциальных потребителей космических услуг из различных отраслей экономики;
3) поэтапное внедрение системы профессиональных стандартов в космической отрасли в целях повышения качества кадрового потенциала;
4) увеличение количества реализуемых проектов предприятиями Казкосмоса с целью создания дополнительных вакансий для молодых специалистов, подготовленных в рамках международной программы «Болашак»;
5) принятие на долгосрочную перспективу (10 лет) Концепции (Программы) подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров космической отрасли;
6) обеспечение подготовки, стажировки и повышения квалификации инженерно-технических и научных кадров в сфере космической деятельности в соответствующих учебных заведениях и научных центрах ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в рамках международной программы «Болашак».
6. Создание договорной, правовой и нормативно-технической базы космической отрасли предполагает проведение следующих мероприятий:
1) разработка и принятие Закона Республики Казахстан "О космической деятельности".
2) в области технического регулирования:
- обеспечение разработки государственных стандартов в области космической деятельности, а также проведение мероприятий по их внедрению;
- внедрение системы менеджмента на ведомственных предприятиях и организациях в области космической деятельности;
- организация пропаганды вопросов технического регулирования через публикации в СМИ и проведение обучающих семинаров;
- участие Технического комитета в работе международной организации по стандартизации в области космической деятельности.
3) в области международного сотрудничества:
- подготовка межправительственных соглашений, а также соглашений с космическими ведомствами зарубежных государств, создающих правовую и организационную основу всестороннего долгосрочного сотрудничества в области космической деятельности, включающего исследование и использование космического пространства, и применение космических систем и технологий в мирных целях;
- реализация мероприятий по вступлению Республики Казахстан в международный Режим контроля за ракетными технологиями (далее - РКРТ);
- совершенствование договорно-правовой базы по использованию Российской Федерацией комплекса "Байконур".
Реализация указанных мероприятий Программы позволит:
сформировать эффективную нормативную правовую базу развития полноценной космической отрасли;
создать базу нормативных документов по стандартизации путем разработки порядка 60 государственных стандартов;
установить прочные партнерские отношения с ведущими разработчиками и производителями космической техники и технологий;
войти в международную кооперацию и мировой рынок космических услуг;
повысить международный имидж Республики Казахстан, как государства, активно осуществляющего космическую деятельность в мирных целях.
Основным механизмом управления, обеспечивающим реализацию Программы в соответствии с ее целями и задачами, является механизм программно-целевого управления.
Для реализации Программы будет обеспечено:
1) проведение Казкосмосом постоянного мониторинга за ходом ее реализации;
2) представление в установленные сроки Казкосмосу организациями-исполнителями отчетов по исполнению закрепленных за ними разделов программы и пунктов плана мероприятий на определенный этап;
Реализация проектов развития космической деятельности будет проводиться в соответствии с межгосударственными соглашениями и договорами предприятиями России, Франции, а также казахстанскими государственными предприятиями космического профиля.
При реализации космических проектов Казкосмосом будет проводиться работа по мониторингу и анализу доли казахстанского содержания в товарах, работах и услугах и мер по его увеличению.
По мере реализации Программы будет налаживаться взаимосвязь с другими отраслями экономики, т.к. конечная цель строительства космической отрасли - это удовлетворение потребностей экономики и общества.
Вопросы ресурсного обеспечения, обеспечения энергетической инфраструктурой, энергосбережения и привлечения инвестиций будут решаться непосредственно при реализации космических проектов.
3) периодического представления государственным органом, ответственным за разработку Программы, отчетов по ее реализации в Администрацию Президента, Правительство Республики Казахстан и, при необходимости, подготовки предложений по внесению изменений в нее.
Космические проекты, программы, имеющие стратегическое значение для укрепления национальной безопасности и обороны, социально-экономического и научно-технического развития, будут обсуждаться на Совете по космосу при Правительстве Республики Казахстан по предложениям его рабочего органа.
Приоритетные проекты и работы в области космической деятельности, проводимые в рамках реализации Программы, будут подлежать отраслевой экспертизе Казкосмосом в установленном законодательством порядке.
Мониторинг о ходе реализации Программы будет осуществляться в соответствии с Правилами разработки и мониторинга отраслевых программ, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2010 года № 218.
Мониторинг достижения целевых индикаторов будет проводиться в разрезе проектов и по годам в соответствии с утвержденными планами-графиками работ, который будет осуществляться следующим образом:
сравнение текущего хода исполнения проекта с планами-графиками реализации проектов;
оценка хода исполнения для выявления моментов, требующих корректирующих или предупреждающих действий;
анализ, отслеживание и мониторинг рисков проектов для своевременного их выявления и реагирования;
ведение достоверной и актуальной информационной базы, касающейся хода реализации проектов и их продуктов;
предоставление информации для составления отчетов о текущем состоянии, оценки прогресса и прогнозирования;
предоставление прогнозов для обновления текущих данных о затратах и расписание проектов;
мониторинг внесения изменений в ход реализации проектов.
В целях снижения рисков Казкосмосом совместно с его подведомственными предприятиями будет проводиться системная работа по:
внедрению стандартов по управлению проектами на предприятиях Казкосмоса;
внедрению информационных систем в процессе реализации проектов;
внедрению системы управления рисками проектов на предприятиях Казкосмоса;
повышению уровня корпоративной культуры участников реализации проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: