Всеобщие, административные, социально - психологические, экономические методы управления

2.1. Всеобщие методы управления

Всеобщими методами управленческой деятельности являются убеждение и принуждение.

Убеждение - это организационное, психологическое, материальное воздействие органов исполнительной власти (должностных лиц) на подчиненный персонал, конкретного гражданина, юридическое лицо, население, осуществляемое на правовой и моральной основе, которое порождает, укрепляет и развивает сознательность, соответствующуюцелям и задачам управления, побуждает к осознанному исполнению распоряжений субъекта управления.

Основными видами (мерами) убеждения являются: разъяснение, обсуждение, агитация, предостережение, показ положительного опыта (образцов), поощрение и др.

Поощрение - это публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета и т.п. лицу в связи с достигнутыми им успехами в своей работе или выполнении общественного долга.

Меры поощрения могут быть морального, материального и морально-материального характера.

Поощрение характеризуется следующими чертами:

- оно персонифицировано, применяется к индивидуальным и коллективным субъектам;

- оно может иметь место как в рамках государственно-служебных отношений и быть адресовано сотруднику органов полиции, так и в рамках полицейских внешне-организационных отношений и быть применено к гражданину;

- оно применяется на правовой основе.

Статья 48 Федерального закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает следующие меры поощрения:

1. объявление благодарности;

2. выплата денежной премии;

3. награждение ценным подарком;

4. награждение почетной грамотой федерального органа исполнительной

власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;

5. занесение фамилии сотрудника в книгу почета или на доску почета

федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;

6. награждение ведомственными наградами;

7. досрочное присвоение очередного специального звания;

8. присвоение очередного специального звания на одну ступень выше

специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел;

9. награждение огнестрельным или холодным оружием. [17]

Принуждение состоит в утверждении воли субъекта управления вопреки воле управляемого, последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу объекта управления с целью преобразования его воли, подчинения воле субъекта управления.

Принуждение в управлении выражается в применении государственных и общественных принудительных мер.

К государственным принудительным мерам, относятся меры:

1) дисциплинарного принуждения;

2) административного принуждения;

3) материального принуждения;

4) уголовного принуждения.

1) Дисциплинарное принуждение связано со служебными отношениями субъекта и объекта управления.

Дисциплинарное принуждение выражается в дисциплинарной ответственности.

Согласно статье 50 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение из органов внутренних дел. [18]

2) Административное принуждение может применяться независимо от служебной подчиненности. Оно служит общим целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка. Административное принуждение включает в себя:

- меры административного предупреждения,

- меры административного пресечения,

- меры административно-процессуального обеспечения

-. административное наказание.

Под мерами административного предупреждения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях предупреждения правонарушений(прекращение движения транспорта при возникновении угрозу общественной безопасности или безопасности дорожного движения, проверка документов и т.д).

Под мерами административного пресечения и административно-процессуального обеспечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными органами и должностными лицами в целях прекращения правонарушений(требование прекратить правонарушение, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, задержание).

Под административным наказанием понимается принуждение, в целях наказания нарушителя и предупреждения новых правонарушений. Оно может выражаться в моральном или материальном воздействии на нарушителя либо во временном лишении его специального права.

3) Материальное принуждение заключается в возмещении материального ущерба, нанесенного противоправными действиями предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Размер нанесенного ущерба определяется, как правило, судом, который выносит по делу соответствующее решение о взыскании материального ущерба.

4) Меры уголовного принуждения применяются за совершение преступления органами следствия и судами в порядке, установленном уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

2.2. Административные методы характеризуются подчинением воли управляемого воле управляющего

В административных методах наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности. Использование их позволяет субъекту управления прямо воздействовать на управляемых, добиваться необходимого подчинения.

Применение административных методов не исключает также предварительного обсуждения управленческих решений на заседаниях коллегий, советов, на совещаниях, собраниях трудовых коллективов, а также визирование и согласование проектов указанных решений.

Административные методы весьма разнообразны.

По форме они подразделяются на:

- административно-правовые;

- административно-организационные.

Административно-правовые методы выражаются в том, что они носят государственно-властный, юридический характер. Указания, распоряжения и т.п. субъекта управления, выраженные в правовой форме, обязательны для тех, кому они адресованы, и их исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Административно-организационные методы выражаются в совершении субъектом управления непосредственных организационных действий, мероприятий, которые основываются на авторитете органа, руководителя или иного лица, от чьего имени организуется деятельность управляемых.

К наиболее распространенным административно-организационным методам, применяемым в органах внутренних дел, относятся: согласование, взаимодействие, координация, контроль и проверка исполнения, инспектирование, инструктирование и др.

Административные методы в той или иной мере используются повсюду, где осуществляется управление. Вопросы правильного использования и обоснованного применения административных методов в системе органов внутренних дел приобретают особую важность.

Правильное применение административных методов способствует четкой и слаженной работе в органах, повышает оперативность и гибкость управления органами. И, наоборот, недооценка роли административных методов влечет отрицательные последствия, затрудняет управление, ведет к утрате оперативности, к снижению дисциплины и организованности.

По юридическим свойствам административные методы управления могут быть:

- нормативными, рассчитанными на неопределенное число объектов управления, которые при наличии условий, предусмотренных гипотезой нормы права, содержащейся в предписании, обязаны действовать в строгом соответствии с правилом нормы;

- индивидуальными, которые выражаются в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям.

По способу воздействия на поведение объектов управления административные методы подразделяются:

- на обязывающие на совершение определенных действий;

- уполномочивающие совершение определенных действий;

-поощряющие совершение социально-полезных действий;

- запрещающие совершение тех или иных действий.

По форме предписания административные методы могут быть подразделены на:

- категорические (однозначность предписаний, в которых непосредственно определено поведение объекта управления);

- поручительные (обязывают управляемого к разрешению того или иного вопроса или к совершению конкретных действий;

- рекомендательные (содержат определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения управляемыми тех или иных действий;)

- диспозитивные (содержат предписания, которые представляют управляемым по взаимной договоренности самим определять взаимные права и обязанности, связанные с выполнением предписания субъекта управления).

2.3. Экономические методы управления.

Под экономическими методами управления понимаются способы, приемы и средства достижения целей управления на основе реализации экономических закономерностей, позволяющие организовать производственную деятельность, а также прямо и косвенно стимулировать заинтересованность коллективов и отдельных работников в достижении результатов всей системы.

Экономический метод имеет свою особенность, состоящую в возможности определения соотношения между интенсивностью труда и его результатом.

Экономический метод является разновидностью стимулирования - создание условий материальной заинтересованности в качественном и своевременном выполнении задания.

В органах внутренних дел существует система материального стимулирования: «вилка» должностного оклада, дифференциация доплаты за специальное звание, выслугу лет, а также доплата за сложность и напряженность, секретность работы, особые условия труда и т.д.

Некоторые экономические методы имеют ограниченную сферу применения в ОВД, так как органы внутренних дел производственной деятельностью занимаются постольку, поскольку это необходимо для обеспечения надлежащих условий их работы. Они финансируются за счет государственного бюджета, в связи с этим не имеют объективных условий для внедрения таких методов, как кредит, налогообложение, прибыль, цена и др. Вместе с тем экономические методы управления в полном объеме применяются в деятельности производственных предприятиях и объединений, входящих в систему МВД России.

2.4. Социально-психологические методы.

Социально-психологические методы, представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри него.

Данные методы не представляют собой однородной группы, поэтому возникает проблема их классификации. Есть классификации, основанные на выделении однородных групп социально-психологических методов в зависимости от направленности их действия.

Например, различают такие группы:

- методы повышения социально-производственной активности (обмен опытом, почин, новаторство и т.д.);

- методы социальной преемственности (посвящение в профессию, присяга, чествование ветеранов, торжественные собрания, смотры и т.д.);

- методы социального нормирования (устав общественных организаций, различные кодексы чести и т.д.).

Примером другого подхода к классификации может служить выделение методов в зависимости от характера объекта их воздействия. На основании этого признака классификации различают:

- методы управления социально-массовыми процессами;

- методы управления группами;

- методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами;

- методы управления индивидуально-личностным поведением.

Иногда данные методы называют чисто социологическими.

Применение социологических методов управления может быть эффективным только в том случае, когда имеется полная и достоверная информация о происходящем в коллективе процессах. Важно знать состав коллектива органа, интересы, склонности и поступки работников, причины многих явлений, мотивы поведения, положительные и отрицательные тенденции в развитии коллектива.

Психологические методы управления воздействуют на взаимоотношения между людьми путем создания работоспособного коллектива с оптимальным психологическим климатом.

К числу психологических методов управления относятся:

1 ) методы комплектования малых групп и коллективов (позволяют определить оптимальные количественные и качественные соотношения между работниками коллектива;

2) метод гуманизации труда (внесение элементов творчества в трудовой процесс, исключение монотонности, однообразия труда, использовании психологического воздействия цвета, музыки и др.;

3) методы психологического побуждения (мотивации). Среди них выделяют: убеждение, внушение, подражание, вовлечение, оказание доверия, принуждение;

4) методы профессионального отбора и обучения (отбор работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют выполняемой работе или занимаемой должности; развитие необходимых психологических характеристик для успешного выполнения порученного задания).

Социально-психологические методы управления призваны воздействовать на взаимоотношения между людьми, содействовать созданию в коллективе наилучшего психологического климата. Способность коллектива эффективно трудиться в немалой степени зависит от соотношения его формальной и неформальной структуры. Неформальная структура может содействовать успешному функционированию формальной структуры, а может стать препятствием. Поэтому хороший коллектив отличает правильное соотношение формальной и неформальной структур. Объект приложения социально-психологических методов - это неформальные отношения, воздействуя на которые в нужном направлении, обеспечивается сплоченность коллектива.

Социально-психологический климат зависит во многом от общности интересов работников, потребностей, ценностных ориентаций, профессионального уровня и отношения к труду. Эти факторы должны учитываться при формировании коллектива, в особенности малых групп для выполнения тех или иных служебных задач.

Важная роль в решении этих вопросов принадлежит руководителям, особенно первичных коллективов. Поэтому при их подборе следует учитывать не только деловые, но и личные качества, стиль работы с людьми, умение правильно строить отношения. Введение системы выборности руководителей значительно облегчает решение этой задачи.

Особенность социально-психологических методов управления состоит в том, что в них как бы преодолевается ограниченность и административных, и экономических (материальных) методов воздействия. Здесь главными стимулами выступают интересы высшего порядка - стремление личности к самореализации, общественно-полезному труду, участию в делах общества. Эти методы непосредственно адресуются к сознанию, направлены на то, чтобы "разбудить человека", вызвать к жизни его творческую личностную сущность. Здесь вступают в действие наиболее эффективные моральные, духовные и нравственные стимулы и нормы поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: