Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий (ст. 216 ТК РФ).
В настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и т.д., в том числе в сфере условий и охраны труда.
Основополагающие принципы построения единой государственной системы управления охраной труда следующие:
реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда;
· приоритет социальных целей при проведении государственной политики в области охраны труда, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
|
|
· гарантии прав работников на охрану труда и нормативное обеспечение этих прав;
· профилактическая направленность деятельности в области охраны труда на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
· обязательное расследование всех несчастных случаев на производстве;
· обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, гарантирование права застрахованных на обеспечение по страхованию;
экономическая заинтересованность работодателей в улучшении условий и безопасности труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
* Примечание – статьи из Трудового кодекса Российской Федерации (от 30.12.2001г. № 197-ФЗ) здесь и далее приведены с изменениями, дополнениями, в т.ч. в редакции Федерального закона от 30.06.2006г. № 90-ФЗ.
· научная обеспеченность требований охраны труда, содержащихся в законодательных и нормативных актах по охране труда;
· социальное партнерство всех субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда: органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, полномочных представителей работников;
· перспективное планирование по охране труда и их финансирование;
· неукоснительное выполнение обязанностей работодателями и работниками по соблюдению требований охраны труда, ответственность за их нарушение;
|
|
· государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (осуществляется: государственной инспекцией труда на железнодорожном транспорте; органами государственного энергетического и, пожарного надзора, федеральными органами исполнительной власти специально уполномоченных в области промышленной безопасности; учреждениями и организациями санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, а также иными федеральными органами контроля и надзора за состоянием охраны труда, органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);