Программа теоретического и методологического преобразования наук и философии. Эмпиризм и индуктивный метод в естественно-научном познании. Спор эмпиризма и рационализма. Философское обоснование роли опыта в познании (Ф. Бэкон). Бэконовское учение о призраках познания. Рационалистическая методология Р. Декарта. Теория «врождённых идей». Обоснование роли математики в научном познании. Философское кредо Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую». Сенсуализм Д. Локка, Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.
Тема 7. Немецкая классическая философия
Определение границ познания, эмпирический и априорный источники познания, понятие «вещи в себе» и «вещи для нас» в философии И. Канта. Категорический императив Канта. Философская система и диалектика Г. Гегеля. Гегелевский принцип тождества бытия и мышления. История философии как самопознание духа.
Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика христианской религии. «Религия любви» Фейербаха.
Диалектика материалистического учения о бытии и познании (К. Маркс и Ф. Энгельс). Марксизм как учение о революционном преобразовании общества.
|
|
Тема 8. Русская философия XIX – начала ХХ века
Осмысление самобытного пути развития России. Славянофилы и западники. Учение о становлении и будущности российской цивилизации (Н. Я. Данилевский). Западники и их включенность в российскую философскую традицию.
Религиозно-философская духовность в русской культуре XIX века. «Философия общего дела» Н. Ф. Федорова, учение о Богочеловечестве В. С. Соловьёва. Проблема смысла жизни (Трубецкой Е. Н., Бердяев Н. А.). Свобода и смысл творчества в философии Бердяева. Русский космизм: религиозный и научный аспект философствования (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский).