Психология установки

Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к психологии, или, точнее, к учению о психологии установки. Оказывается, восприятие нами каких-либо явлений зависит не только от самого явления и особенностей наших органов чувств. Но огромное значение имеет то, чт о мы уже знаем об этом явлении, какое имеем о нем предубеждение, то есть какую имеем психологическую установку.

В 50-60-х годах грузинским ученым Д. Н.Узнадзе было сформулировано понятие «установки», которая играет огромную роль в психике человека. Кратко его теорию можно выразить так. Важнейшее место в жизни человека имеют место установки, от них зависит и восприятие предметов, или явлений, и мышление, и воля человека. Любому движению человеческой души (акту восприятию, акту познания, акту воли) предшествует определенная установка, в которой может быть заключен и предыдущий опыт жизни человека, и определенная цель, и настроение человека или, например, общее направление всей личности человека. В том числе установки могут быть и ошибочными. Например, человека просят оценить величину шаров. Сначала ему дают шары разной величины, опыт повторяется 10–15 раз, у человека создается ложная установка, что шары должны быть разной величины. В очередной раз ему дают одинаковые шары, но он их воспринимает, как разные.

Установка – это не просто предубеждение человека, это некий настрой всего человека (и его душевных сил, и физических) на определенные свои потребности и на ситуацию, в которой он находится, причем установка часто человеком не осознается, находится вне его сознания.

Бывают установки разного уровня. Например, высший уровень – это уровень смысловых установок, то есть, таких, которые придают определенный смысл всей деятельности человека, это уровень общей первичной установки личности. В качестве примера смысловой установки можно привести установку на потребительский образ жизни по принципу: «Не дай себе засохнуть», «Бери от жизни все», «Танцуй, пока молодой». Или же, наоборот, установку на служение людям, своему Отечеству.

Существует уровень целевых установок, когда человек настроен на достижение определенной цели. Психологами поставлено не мало экспериментов, чтобы выяснить, как влияют подобные установки на восприятие человека. Например, участникам эксперимента показываются предметы разной формы, цвета, материала. Если перед экспериментом им давалась инструкция, в которой упоминался один из признаков предметов (форма, цвет, материал), то этот признак запоминался очень хорошо, а остальные почти не замечались. Или, например, в других экспериментах у испытуемых одной группы с помощью инструкции вызывалась установка на восприятие слов из категории «корабли», а у испытуемых другой группы – установка на восприятие слов из категории «животные». Среди предъявляемых на одно мгновение слов были бессмысленные слова типа «SAEL». Типичной ошибкой испытуемых, настроенных воспринимать слова из категории «животные», было прочтение бессмысленного слова «sael» как «seal» (тюлень), а для испытуемых, настроенных на восприятие слов из категории «корабли», типичной ошибкой было прочтение слова «sael» как «sail» (парус). Таким образом, восприятие человека зависит от установки.

Существует уровень операциональных установок, которые действуют в привычных, стандартных ситуациях, целиком определяя привычный образ поведения. Вышеприведенный пример с шарами различной величины и есть образец операциональной установки.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с влиянием наших установок. Вот наглядный пример из моей собственной жизни. Как вы думаете, как будет вести себя ребенок в 5 лет, если его приведут к зубному врачу и тот начнет сверлить ребенку зуб? Скорее всего, он будет орать, выбиваться, мешать врачу и т. д. Я хорошо помню, что когда учился в 9 классе, проходил однажды мимо школьного зубного кабинета. Меня попросили помочь держать одного несчастного первоклассника. Папа, который был в кабинете, не справлялся один с сыном. И только вдвоем нам удалось держать мальчику и голову, и руки. Поэтому когда моему сыну надо было ехать к зубному врачу в 5-летнем возрасте, чтоб сверлить зуб, я понимал, что, скорее всего, будет нелегко. И при выборе, кому ехать с ребенком, папе или маме, было однозначно решено, что папе. Только папа сможет справиться с ребенком. Приезжаем к врачу, о котором мы знали, что он хорошо лечит детей. «Вы раньше зубы не лечили?» – «Нет, сейчас в первый раз». – «Это хорошо». – «А где мне встать?» – спрашиваю у врача, постепенно подбираясь к креслу для пациента, чтобы держать ребенка. «А вы, папа, можете подождать в коридоре. Или, если хотите, посидите здесь у двери, чтобы не мешать». Сажусь, наблюдаю. Включается бормашина, от звука которой даже у меня все зубы начинают ныть. Врач берет своими пальчиками наконечник, которым будет сверлить зуб: «О, хорошо, щекотно. А ну-ка, мальчик, дай твои пальчики». Ребенок щупает вращающийся с огромной скоростью наконечник. «Щекотно?» – «Угу». – «Ну, что ж, давай твой зубик тоже пощекотим». И я вижу, как ребенок спокойно сидит и не ревет, и не боится.

Врач создала определенную установку: сейчас должно быть щекотно. Как правило, ребенок в кабинете врача получает совершенно другую установку. «Так, папа, заходите сзади, будете держать руки мальчику, чтобы он не выбил чего-нибудь». И ребенок понимает, что если его сейчас надо держать, значит, будет больно, поэтому надо вырываться, кричать и плакать. А если перед заходом в кабинет он уже слышал душераздирающие крики другого ребенка, то ясно, какая установка будет у него. Этот ребенок будет как один напряженный нерв, обостренно воспринимающий все. Его легонько ущипни, а он почувствует, что его укусили.

Влияние установки можно показать на экспериментах с любителями пива. Практически все любители пива говорят о необыкновенном вкусе пива и о том, что у них есть любимые сорта пива, которые они легко отличат от других. Когда любителям пива давали на пробу ряд сортов, то все они высоко оценивали свои любимые сорта, но как только им предлагалось определить качество вслепую, то они не могли выделить своих любимых сортов и попадали на них с вероятностью обычной случайности. В другом эксперименте 60 любителей пива получили пиво одного сорта, но разлитое в 3 разные бутылки. У бутылок были этикетки, определявшие, что это разные сорта с разной ценой. Пиво, выпитое из бутылок с этикетками дорогих сортов, оценивалось всеми очень высоко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: