Евгений Пермяк

КАК МАША СТАЛА БОЛЬШОЙ

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тёти Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали: «Какая ты еще Маша маленькая».

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

– Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

– Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.

Не они, видно, маленьких большими делают.

Вопрос: По какому пути пошла сначала Маша для достижения признания своей взрослости?

Маша сначала стала внешне подражать взрослым. Итак, обратите внимание. Взрослость бывает разная, внешняя и внутренняя. Маша сначала пошла по легкому пути – по пути внешней взрослости. Из этого ничего не получилось, никто ее после этого взрослой считать не стал. Более того, посмотрите, какую реакцию вызывает внешняя взрослость у самих взрослых. Взрослые только смеялись: «Какая ты еще Маша маленькая!»

Внешняя взрослость вызывает смех у настоящих взрослых. Вам сейчас 14–15 лет, а представьте себе, что вы вышли на улицу со своими друзьями, а к вам подходит девятилетний парень. Но парень не простой – с татуировками на руках, с крашеными волосами, с небольшим хвостиком из волос на загривке, с сигаретой в одной руке и бутылкой пива в другой, – и блатным, «взрослым», тоном начинает с вами разговаривать, как с равными. Что вы подумаете про этого молодого человека? Вы, скорее всего, подумаете: «Что эта мелкота из себя изображает? Ну и глуп же он, если думает, будто это все ему возраста прибавит». Да еще потом будете смеяться над ним между собой. А все потому, что вам ясно, что это – ребенок, дитя, а чего-то из себя корчит. Смех, да и только! Но все сказанное относится и к вам, подросткам, если вы тоже будете думать, что сигарета, пиво, цвет волос добавит вам хоть один год в вашем возрасте. И о вас будут думать примерно также те, кто уже стал по-настоящему взрослым. Ведь желание подражать внешнему поведению взрослых – это первый признак детства. Ребенок еще не может жить по-взрослому, но подражать и копировать – это сколько угодно. Взрослый же просто живет своей взрослой жизнью, он не думает о том, как всех убедить, что уже взрослый.

Обращаюсь особо и к девушкам. Если вы думаете, что ходить с голым пупком – это смелый поступок, который сразу сделает вас взрослыми, то вы сильно заблуждаетесь. Скорее вы услышите то же, что и Маша: «Какая ты еще Маша маленькая!» Правда, некоторые девушки начинают сразу защищаться: мол, это мода такая. Только вот почему по-настоящему взрослые женщины этой моде особо не следуют, а следуют ей только малолетние в 15–16 лет, да еще те, у кого и в 20 лет уровень взрослости застыл где-то на отметке 15 лет. Хотя про моду давайте поговорим чуть попозже.

Итак, внешняя взрослость вызывает смех у настоящих взрослых. Но посмотрим, как будет действовать внешняя взрослость на сверстников. Вспомним нашего третьеклассника, как он будет выглядеть среди своего класса? А там его все будут считать самым «крутым» парнем в классе. Кто-то его будет бояться, а кто-то уважать за его внешний вид. Поэтому, конечно, внешняя взрослость нашего героя тоже может произвести впечатление, но только на таких же маленьких и глупых, как он сам. Отсюда следует простой вывод: внешняя взрослость действует только на сверстников, у взрослых же вызывает только смех. Это то же самое, как если бы безграмотный человек принимал вид ученого. Среди ученых его засмеют, а среди таких же безграмотных, как он, его могут почитать за великого ученого.

А теперь самый сложный вопрос. Далеко не во всех классах, даже старших, быстро дают на него ответ. Почему Машу стали считать взрослой? Слушаю ваши ответы.

– От того, что перестала наряжаться.

Нет, это еще не признак взрослости, это просто признак серьезного ребенка.

– От того, что Маша подмела пол.

Нет! Она и раньше очень часто это делала.

– От того, что она впервые это сделала хорошо.

Нет! Маша была очень хорошей девочкой, и она все и всегда делала очень хорошо.

– От того, что она сама подмела.

Наконец-то, произнесен правильный ответ. Вновь читаю это место рассказа. «Один раз как-то Маша вздумала пол подметать…» Вот, оказывается, в чем секрет. Маша сама вздумала пол подметать. Она и раньше все делала и даже хорошо делала, но как? «Маша, иди, помоги мне убраться и подмети пол». – «Хорошо, мама, я иду». «Маша, иди, помоги мне посуду помыть». – «Конечно, мама». А теперь она как хозяйка (!) делает что-то по дому сама. Раньше заходила в свою комнату и не замечала грязь на полу. А вдруг взглянула и увидела, да еще и решила подмести.

Я бы выделил первый признак по-настоящему, то есть внутренне, взрослого человека – это самостоятельность. Обращу ваше внимание, не независимость, а самостоятельность. В слове «независимость» нет никакого созидательного смысла, а в слове «самостоятельность» есть этот смысл. Самостоятельный – это не тот, кто сам по себе живет от всех независимо, а тот, кто что-то сам делает. Самостоятельность только тогда и возможна, когда ты усвоил от кого-то жизненный опыт, переварил его и можешь действовать сам. Если же такого усвоения нет, то человеку придется открывать заново велосипед, совершать грубые и глупые ошибки, и в результате человек так ничего сам и не сделает хорошего, а потому и самостоятельность его очень сомнительная.

Внутренняя взрослость может никак не совпадать с внешней, и даже может не зависеть от возраста. Приведу пример. Мы каждый год летом делаем детский лагерь. Выезжаем на природу, на две недели разбиваем палаточный лагерь недалеко от одного сельского храма. Кстати, это очень эффективная форма работы с подростками. Жизнь в суровых полупоходных условиях, с одной стороны, выявляет сразу, кто есть кто, а, с другой стороны, помогает взрослеть.

В один из лагерей через неделю после открытия лагеря приезжает девятнадцатилетний парень, который несколько лет назад уже был в нашем лагере. Смотрю на него и вижу все признаки взрослого человека: волосы покрашены, джинсы художественно разорваны, серьга в ухе, знаю, что по городу и с сигаретой можно его увидеть, и с пивом. «Можно пожить у вас?» Отвечаю: «Если ты приехал отдохнуть, как на курорт, то нам курортников не надо». – «Да нет, я помню, я готов любую работу выполнять». Думаю, что раз ему уже 19 лет, можно поручить быть старшим над какой-нибудь работой. «Видишь гараж? Там стена завалилась. Завтра дадим тебе двух парней, пойди, почини». Он сходил, посмотрел на гараж, спрашивает: «А чего там делать-то?» – «Блоки разбейте, и заново с цементом выложите. Понятно?» – «Понятно». На следующий день он берет двух парней, идет к гаражу, через две минуты возвращается: «А чем разбивать-то?» – «Склад инструментов видел?» – «Видел». – «Вот и бери одну кувалду и два молотка». – «А-а-а, понятно». Через час приходит: «А дальше что?» – «Делайте раствор и заново выкладывайте блоки». – «А как раствор делать?» – «Лопату цемента, четыре лопаты песка, воду по вкусу. Понятно?» – «Понятно». Через пять минут все заново: а где цемент взять, а где песок найти, а откуда воду принести? Каждые десять-пятнадцать минут приходилось идти на помощь и решать за него какие-то проблемы. К вечеру делаю вывод: пока этого великовозрастного детину нужно записать в число обычных детей, к которым на любую работу надо давать еще и старшего. Ничего самостоятельного поручить ему пока нельзя. Не дорос еще.

Я впервые очень ясно прочувствовал, что такое настоящая самостоятельность, лет в 15. Мама попросила меня построить туалет на даче. Я сначала подумал, что это дело самое что ни на есть пустяковое, и я быстро справлюсь. Но как только принялся за дело, понял, что здесь есть определенные трудности. До этого все, что я делал своими руками, было сделано под чьим-то руководством. Мне объясняли, я делал: «Здесь отмерь, здесь отрежь, здесь забей, здесь прикрути…» А теперь я стоял в нерешительности и долго думал. У меня в голове было 33 варианта того, как можно сделать туалет: можно треугольный, а можно прямоугольный, дверь можно сделать такую, а можно другую, окошечко такое, а можно и другое. Начал делать, первая ошибка, не учел уклон земли, пришлось кое-что переделывать. Продолжаю, опять просчет, надо было скат крыши согласовать с длиной листов металла, а то придется резать так, что одни отходы. Впервые я понял, как это нелегко продумать все от самого начала до конца, все самые мелкие детали, и потом все довести до конца, чтобы все ручки, крышки, крючки и петельки были на месте, и чтобы всем было удобно. Это было первым самостоятельным делом в моей жизни. А самое главное – каждые пять минут приходилось делать самому выбор среди множества вариантов, принимать решение, если что-то не сходилось, это было совсем не похоже на работу под чьим-то руководством.

Если же человек путает самостоятельность и независимость, то есть живет по принципу: «я от бабушки ушел, я от дедушки ушел», и считает себя после этого взрослым, то он глубоко заблуждается. В одной песне группы «Воскресение» есть слова: «Я добрый, но добра не сделал никому». Можно перефразировать эти слова: «Я взрослый, но сам пока не сделал ничего». Это просто мнение о себе, как о взрослом.

Самостоятельность – это первый признак внутренней взрослости. Но есть еще один важный признак взрослеющего человека. Приведу пример. В класс входит учительница и видит, что около стола валяются учебники, которые были у нее на столе. Кто-то бегал по классу и уронил. «Кто это сделал, поднимите учебники». Весь класс стоит и молчит. Что можно сказать о человеке, который сбросил все на пол? Поступок совершить ума хватает, а отвечать за него ума не хватает. Он еще ребенок, и у него нет какого чувства?.. Ответственности. Итак, второй признак взрослости – ответственность.

Но ответственность бывает разная. Уметь отвечать за свои поступки – это первый низший уровень ответственности. К восьмому-девятому классу все вы уже должны приобрести эту ответственность. Но есть еще ответственность более высокая. Предположим, какой-нибудь первоклассник разбил окно в классе. Кого вызывают в школу? Конечно, родителей. Приходит, например, папа и спрашивает классного руководителя: «Зачем вызывали?» – «Ваш сын разбил в нашем классе окно». – «А так это он разбил, я-то думал, что я что-то не так сделал. Ну, если он разбил, так вы с ним и разбирайтесь, а я на работу пошел». Что можно сказать про такого папашу? Я бы сказал так: великовозрастный детина. Родить ребенка у него ума хватило, а вот отвечать за него – не хватает. Второй уровень ответственности – способность отвечать не только за себя, но и за других людей – за жену, за детей, за друзей и т. д.

К сожалению, второй уровень ответственности появляется в молодых людях все позже. Раньше, согласно церковным законам, в брак можно было вступать в 14 и 16 лет для девушек и парней соответственно. Так происходило потому, что уже в этом возрасте у молодых людей была указанная способность – отвечать за других. Девушка в 14 лет могла вступать в брак и рожать детей, и была готова стать матерью, то есть посвятить все свое время рожденному младенцу, полностью отвечать за его жизнь и здоровье. А парни в 16 готовы были быть полными хозяевами в своем доме и отвечать за все, что происходит в семье. Сейчас такое взросление наступает у девушек годам к 20–22, а у парней к 24–26. Отставание в нравственном развитии составляет около 8 лет.

Но давайте вновь вернемся к нашему рассказу о Маше. Если вы помните, он завершался словами: «Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов». Заметьте, что Маша сама стала считать себя взрослой, и после этого ей уже не нужны были ни прически, ни чужие платья, ни бусы, ни часы. Человек, приобретя ответственность и самостоятельность, не только считается другими взрослым. Самое главное, что он чувствует это внутри себя. Изменился он, изменилось и все его мироощущение. А пока человек не приобретет указанных свойств своей души, он никогда не почувствует себя взрослым.

Посмотрим, что происходит с парнем, который хочет доказать свою взрослость курением. Он курит, но мы знаем, что это внешняя взрослость, на взрослых она не действует, а главное, сам человек не ощущает себя внутри взрослым. Доказать свою взрослость по-настоящему пока не удается. Взрослость признают только сверстники, но этого очень мало. Внутреннее чутье подсказывает, что чего-то не хватает, надо еще что-то сделать! Что? Может быть, начать пить пиво – это еще круче. И вновь взрослые за взрослого его не считают, а главное: он сам себя не ощущает взрослым. Чего еще? Водки? Наркотиков? Пока человек не приобретет внутреннюю взрослость, он не успокоится! А когда есть внутренняя взрослость, ничего внешнего не нужно!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: