Свобода

Тема зависимости очень близко связана и с противоположным понятием – свободой.

Какого возраста вы все ждете? 18 лет? А почему именно 18? У вас появятся какие-то права и увеличится свобода? А кто вашу свободу сейчас ограничивает? Родители, учителя, милиционеры… Ну, что же, давайте поговорим о том, кто может ограничить вашу свободу, и что делать, чтобы ее сохранить.

Свобода, как и взрослость, бывает внешняя и внутренняя.

Приведу еще один пример, показывающий отличие свободы внешней от внутренней. Рисую на доске двух человечков. Известно, что один из них может идти, куда хочет, а другой не может идти, куда хочет. Вопрос: кто из них более свободен? Всем ясно, что первый – он идет, куда хочет, он свободен. Но немного уточним условия. Оказывается, эти два человечка стоят на крыше высотного дома. У первого человека завязаны глаза и он не знает, где он находится, а у второго они открыты, и он все прекрасно видит. Кто теперь кажется более свободным? Второй? Но смотрите: первый человек может идти, куда хочет, поскольку не видит, какая опасность стоит перед ним. Он может спокойно идти рядом с пропастью и не бояться, ведь он не видит ее. А второй? Посмотрите на его действия. Он движется медленно, боится оступиться. Он не приближается к краю крыши ближе, чем на три метра, он тщательно обходит все скользкие места. Он очень ограничен в своих действиях. Сюда нельзя, здесь опасно, там ненадежно. Он очень даже не свободен в выборе путей перемещения. Ему, например, хочется посмотреть, чего это там машины разбибикались, может быть, авария какая? Хочет взглянуть вниз, а не может!

Но, тем не менее, всем ясно, он более свободен. Почему? Первый человек с завязанными глазами может двигаться, куда хочет, но эта внешняя свобода через две минуты приводит к неловкому движению, человек поскальзывается и летит вниз. Даже если он выживет, он будет весь в гипсе, и от его свободы ничего не останется.

Внешняя свобода (по принципу: «Что хочу, то и ворочу») очень скоро приводит к потере всякой свободы. «Я взрослый человек, – заявляет 15-летний молодой человек, – я уже могу пить и курить, никто не может мне запретить!» Но к 18-ти годам он спивается. Где его свобода? «Я свободный человек, хочу – и пью, а не хочу – и не пью». Все правильно, но только он теперь всегда хочет пить. Не хотеть – он уже не может. Человек потерял свободу – он не может не хотеть! Неужели наркоман – свободный человек? Нет, конечно. Только он связан не веревками, и руки у него не в наручниках, но душа его связана греховной страстью. Все желания направлены на одну цель – найти и употребить наркотики. И эта неволя хуже всякой тюрьмы.

О внешней свободе говорить даже не интересно. Она зависит от тысячи случайностей. Я еду по дороге, машина ломается. Минуту назад я был свободен в своих действиях, а сейчас стою. Пять километров в одну сторону до ближайшего населенного пункта, пять – в другую. Ничего сделать невозможно. Была свобода, и вот ее нет. Я хочу посмотреть видеофильм, сажусь перед экраном, выбираю фильм, какой хочу, включаю экран, а в этот момент гаснет свет. Я опять не свободен в своем выборе, и приходится заниматься чем-то другим. Вот вам и вся внешняя свобода.

Свобода внешняя и свобода внутренняя, как правило, не зависят друг от друга. Например, парня берут в армию. Он лишается всякой внешней свободы. Прическу, какую хочешь, носить нельзя. Одеваться, как хочешь, нельзя. Вставать, во сколько хочешь, тоже нельзя. Почти ничего нельзя. Свободы внешней нет, но представим себе следующую ситуацию. Вызывает командир солдата и говорит: «Слушай, ты парень умный, давай договоримся, если что-то узнаешь про ребят из своего взвода подозрительное, сразу мне докладывай, а я в долгу не останусь». Может ли он заставить солдата быть доносчиком на своих друзей? Кто-то говорит, что может. Конечно, может, если человек слаб и трус. А неужели всех можно заставить? Нет, оказывается не всех. У человека есть внутренняя свобода, и его никто не может заставить стать предателем.

Или другой пример. Парень возвращается вечером, проводив свою возлюбленную домой. А на пороге стоит отец с ремнем и строго говорит: «Чтобы тотчас же выкинул из головы эту девку, и чтобы больше я тебя с ней не видел!» Может ли отец заставить человека разлюбить свою девушку? Не может. Этого не может никто.

В истории Церкви было много мучеников, ныне почитаемых святыми. Многие из них были рабами, которые не имели никакой внешней свободы и беспрекословно выполняли все, что говорил им хозяин, иначе смерть. Но вот приходят гонители христиан и говорят: «Отрекись от Христа, принеси жертву идолам, иначе умрешь». И умирали, но не теряли свою внутреннюю свободу, не теряли своей веры.

Сейчас многие православные люди знают о подвиге воина Евгения Родионова. В восемнадцать лет пошел в армию самый обычный юноша. Попадает на чеченский фронт. Вместе с другими тремя солдатами попадает в плен. На груди у него был крестик. Снять или умереть? Воин Евгений умирает мучительной смертью, ему отпилили голову, но он не отрекся от своей веры. Для спасения требовалось снять крест, произнести «Аллах акбар», отречься от своей Родины, проклясть свою мать и родных. Чеченцы, как правило, все снимали на видеокамеру. Многие не выдерживали. Есть документальный фильм «Миротворцы», где имеются жуткие кадры и о героизме наших людей, и о зверствах чеченцев, и об отречениях. Стоит русский парень, обнявшись с душманом, прославляя Аллаха, и проклиная Родину и мать. Его слова засняли, чтобы послать близким, пусть смотрят на то, как ломаются русские парни. В плену, закованный в кандалы, человек не имеет никакой внешней свободы, но внутреннюю свободу не может отнять никакой чеченец у того, кому свобода остаться самим собой дороже жизни.

А иногда бывает, что свобода внутренняя не только не зависит от свободы внешней, но еще и находится в противоречии с ней. Вот пример. Парень и девушка полюбили друг друга, вступили в брак. Родили двух милых деток. Все идет замечательно. При этом понятно, что никто не может заставить мужа разлюбить свою жену. Но вот однажды, придя с работы, муж приносит пиво. Устал, решил расслабиться. Сначала делал так раз в неделю, потом через день, потом каждый день. Отношения с женой начинают меняться. Он начинает на нее срываться из-за ее просьб бросить пить. Все чаще срывается и бьет детей. А однажды, напившись в компании друзей, изменяет своей жене. Я уже говорил, что 90% всех измен со стороны мужчин происходят в опьянении. Кто же заставил его изменить жене, если раньше даже под угрозой смерти он не совершил бы такого? Алкоголь его заставил? Но это бездушный предмет и не может никого заставить что-то сделать. Кто же? Сам и только сам! Сам растерял свою внутреннюю свободу. Защищал свою свободу делать то, что хочешь, и пить пиво столько, сколько хочешь, и тогда, когда хочешь. Эту свободу он смог отстоять, но при этом потерял другую свободу – свободу любить. Все пьяницы бьют себя в грудь, говоря, что они свободны, ведь они хотят – пьют, а не хотят – не пьют. Но на деле они всегда хотят только пить.

Итак, скажем словами апостола Павла: он не сам заставил себя, а «живущий в нем грех» (Римл. 7, 17, 20). Он стал рабом греха, рабом пристрастия к вину.

Для меня, как священника, свобода человека важна потому, что учение о богодарованной свободе человека есть неотъемлемая часть церковного учения о спасении человека. Даже Бог не может отнять у человека внутреннюю свободу. Например, многие задают вопрос: «Если Бог – благ, то откуда зло в мире? Почему Бог не прекратит все войны?» Но Бог не может не только прекратить войны, но и многое другое. Бог, например, не может заставить человека полюбить Себя. Бог не может заставить человека стать добрым. Чтобы заставить, надо прежде отнять свободу, а без свободы человек перестает быть человеком.

Тут можно задать вопрос: как это Бог не может заставить человека что-то сделать? Взял и заставил. Шел человек с пистолетом на убийство, нажимает курок, но Бог вмешивается – осечка, еще раз жмет на курок – опять осечка. Бог может Своей волей пресечь действие человеческой воли. Но посмотрите внимательно. Бог может пресечь действие, но не может заставить человека изменить свои желания, свою волю. Человек замышляет убийство, берет пистолет, жмет курок – осечка, тогда он берет нож, замахивается – но нож ломается, человек бросается на жертву – но вдруг поражается неожиданной болезнью и падает в изнеможении. Но даже когда он парализованный лежит на земле, он может не переставать хотеть смерти другому человеку. Бог не может заставить злодея полюбить свою жертву! Вот откуда на земле войны.

А теперь вернемся к тому, с чего мы начали тему о свободе. Родители, учителя, милиция какую свободу ограничивают – внешнюю или внутреннюю? Оказывается, внешнюю. То есть требования родителей приходить с гуляния в 22.00, не курить, не пить пива и не ругаться матом – это все ограничения вашей внешней свободы. Но за эту свободу бороться, честно говоря, не стоит. Уж больно она не интересная: вот она есть, и вот ее нет. Единственное на что можно и надо тратить свои душевные силы – это сохранять свободу внутреннюю. За это можно и жизнь свою положить. Вам кажется, что это унизительно для взрослого человека слушаться свою маму и папу и вовремя приходить домой? Ничего унизительного здесь нет, взрослые сплошь и рядом должны проявлять дисциплину и слушаться своего начальства. Что здесь унизительного? Настоящее унижение человеческого достоинства начинается там, где человек теряет свой человеческий образ из-за того, что человеком владеют страсти. Унизительно быть в зависимости от какой-то вонючей табачной соски, от жутко противной жидкости в бутылке, и от какого-то зелья в шприце. Помните о своем высоком призвании нести в себе образ Божий и не забывайте, что вы можете всегда быть свободными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: