Особенности взаимоотношений института государства и основных религиозных конфессий в России

Можно выделить три основных типа государств по отношению к конфессиям.

Конфессиональный тип предусматривает наличие государственной (господствующей) церкви;

Неконфессиональный тип означает равное отношение государства к различным конфессиям, последовательную реализацию принципа отделения школы от церкви. При этом в рамках такого типа государства возможно как «равно нейтральное» (США), так и «равно негативное» (СССР) отношение к конфессиям.

Аконфессиональный («переходный») тип, предусматривает приоритетное сотрудничество государства с отдельным (традиционными для данной страны) конфессиями при предоставлении свободы деятельности другим религиозным организациям

До 1917 года православная церковь официально была господствующей и обладала существенными привилегиями, но при этом находилась в зависимости от государства. Свод законов Российской империи, введенный в действие с 1 января 1835 года, вводил три группы религий: господствующая (православная церковь), терпимые (ислам, буддизм, иудаизм, католицизм, протестантизм, армяно-григорианство, язычество) и нетерпимые («секты», к которым относили скопцов, духоборов, иудействующих и др.).

Таким образом, до 1917 года Россия была ярко выраженным конфессиональным государством. После Февральской революции была сделана попытка перейти к аконфессиональному государству. Одним из первых постановлений Временного правительства предусматривало введение свободы совести.

После прихода к власти большевиков в октябре 1917 года аконфессиональный подход сменился на неконфессиональный при формально нейтральном отношении государства к различным конфессиям. Этот принцип проводился в декрете Совнаркома от 1918 «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Однако на практике новые власти заняли жестко негативную позицию по отношению к конфессиям, проводя политику государственного атеизма.

В 1990 году был принят Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», который сохранял неконфессиональный характер государства, но полностью изменял содержание этого принципа, подчеркивая позитивное отношение к деятельности религиозных конфессий.

Эти же нормы нашли свое отражение в Основном законе страны. В состав Конституции России 1993 года входят статья 14:

«1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» и статья 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Активная деятельность конфессий (в первую очередь, Русской православной церкви) привела к принятию в

1997 году нового закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», который заменил предыдущий.

В преамбуле данного закона признается «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» и подчеркивается, что «христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии» составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Данные формулировки на практике способствовали формированию понятия «традиционные конфессии», под которое подпадают лишь упомянутые выше четыре конфессии, которые получили неофициальный приоритет в отношениях с государством. Таким образом, в России утвердился аконфессиональный тип государства.

Российские религиозные организации накопили значительный опыт взаимодействия с государством. Эти отношения, как правило, строятся на взаимовыгодной основе. Государство заинтересовано в активизации участия конфессий в моральном воспитании россиян в духе уважения традиций и толерантности. Конфессии рассматривают государство как партнера, способного обеспечить эффективную защиту интересов верующих, оказать содействие в реализации различных программ, направленных на улучшение условий их деятельности. Основными «площадками» диалога являются Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве России, Государственная дума, Совет Федерации, Общественная палата и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: