Место гражданского общества в политической системе РФ

Гражданское общество - это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства государства, созданных частными индивидами для отстаивания своих интересов и ценностей.

В России гражданские движения переживают настоящий бум. В стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Возникают все новые профессиональные, молодежные, экологические, культурные и иные объединения; однако их количественный рост опережает рост качественный. Далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей.

Для части организаций в России приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других - обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов. Некоторые организации появляются как ответ на сиюминутные проблемы (например, союзы обманутых вкладчиков, дольщиков).

Конституция Российской Федерации 1993 года характеризует Российскую Федерацию как правовое государство (ч. 1 ст. 1) и в то же время ни разу не использует понятие «гражданское общество». Между тем уже давно стало общепризнанным представление о том, что правовое государство возможно лишь в союзе с гражданским обществом и без последнего превращается в декорацию. Из содержания главы 1 Конституции Российской Федерации очевидно, что Конституция закрепляет правовые основы и составные элементы российского гражданского общества, его конституционные характеристики.

Конституция Российской Федерации дает следующую основу для взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества: ч.2 ст. 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституции Российской Федерации предусмотрены политическое многообразие и многопартийность, равенство общественных объединений перед законом; в ст. 29 гарантируется свобода массовой информации и запрещается цензура; в ст. 30 закреплено право каждого (то есть как российского гражданина, так и иностранца и лица без гражданства) на объединение, включая право на создание профсоюзов.

Выделено несколько причин слабости гражданского общества.

Во-первых, укрепление вертикали власти привело в нашей стране к фактическому упрощению политической системы.

Во-вторых, появление популярного политического лидера (молодого, энергичного, способного общаться с аудиторией, исправно появляющегося на работе и активно функционирующего в информационном пространстве) фактически позволило власти как бы «спрятаться» за его имиджем.

В-третьих, примерно к 2005 году в России сформировалась и была артикулирована в информационном пространстве концепция «суверенной демократии».

Так, специалисты ВЦИОМ полагают, что до недавнего времени институты гражданского общества вообще находились вне поля зрения властных структур, но несколько лет назад ситуация якобы изменилась и процесс формирования гражданского общества был объявлен стратегической задачей институтов власти. При этом главная деятельность институтов гражданского общества должна быть направлена на решение социальных проблем и осуществления контроля за работой властных структур в части государственных обязательств по решению этих же проблем. В этом состоит основное предназначение гражданского общества и этим определяется его место в политической системе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: