Общие положения. Правовое регулирование в области промышленной безопасности осу­ществляется Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных

Правовое регулирование в области промышленной безопасности осу­ществляется Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными закона­ми и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международ­ного договора (статья 4 № 116-ФЗ).

Конституция РФ устанавливает ряд правовых норм, которые составляют конституционные основы законодательства о промышленной безопасности.

Безопасность находится в ведении Российской Федерации (статья 71 часть 1 подпункт «м»). Отсюда следует, что субъекты РФ не могут осу­ществлять собственное правовое регулирование отношений промышлен­ной безопасности, включая принятие законов и иных нормативных право­вых актов.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (статья 37 часть 3) и др.

Закон РФ «О безопасности» от 05.03.92 № 2446-1 закрепляет право­вые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а так­же контроля и надзора за законностью их деятельности (преамбула). Та­ким образом, настоящий закон позволяет рассматривать промышленную безопасность в качестве вида безопасности и относить ее к сфере исклю­чительного ведения РФ.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных произ­водственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ определяет правовые, эко­номические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.


Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Рос­сийской Федерации.

В целях осуществления государственной политики в области промыш­ленной безопасности Президент Российской Федерации или по его по­ручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного ре­гулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и над­зорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.

Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Пре­зидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно- правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и норма­тивные технические документы, а также координировать свою деятель­ность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (статья 5 № 116-ФЗ).

В ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ находят­ся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 утверждено «Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому, и атомному надзору», а Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 №814 внесены существенные изменения.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осущест­вляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением дея­тельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и ути­лизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических со­оружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безо­пасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области го­сударственной безопасности в указанной сфере, в сфере охраны окружаю­щей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государ­ственной экологической экспертизы федерального уровня.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомно­му надзору осуществляет в части, касающейся функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, полномочия органов, ко­торые в международных договорах Российской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств Российской Фе­дерации.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомно­му надзору (Ростехнадзор) является, в том числе специально уполномо­ченным органом в области промышленной безопасности.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атом­ному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральны­ми органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомно­му надзору на основании федеральных законов, актов Президента Россий­ской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства природных ресурсов и экологии Россий­ской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:

• осуществляет контроль и надзор, в том числе:

■ за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовле­нии, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объек­тах, транспортировании опасных веществ на опасных производ­ственных объектах.

• осуществляет в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации лицензирование деятельности в области использования атомной энергии, а также лицензирование других видов деятель­ности, отнесенных к компетенции Службы;

• согласно Положению Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдает разрешения, в том числе:

■ на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах;

■ на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений;

■ на применение взрывчатых материалов промышленного назна­чения и на ведение работ с указанными материалами;

• регистрирует опасные производственные объекты и ведет государ­ственный реестр таких объектов;

• Федеральная служба по экологическому, технологическому и атом­ному надзору проводит проверки (инспекции) соблюдения юриди­ческими и физическими лицами требований законодательства Рос­сийской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.

Таким образом, на Федеральную службу по экологическому, техноло­гическому и атомному надзору возлагается осуществление специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промыш­ленной безопасности.

Федеральную службу по экологическому, технологическому и атом­ному надзору возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по экологическому, технологиче­скому и атомному надзору несет персональную ответственность за вы­полнение возложенных на Службу полномочий.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является юридическим лицом, имеет печать с изображением Го­сударственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, от­крываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомно­му надзору имеет геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, утверж­даемые в установленном порядке.


3 РЕГИСТРАЦИЯ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Нормативные документы по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре.

Критерии отнесения объектов к категории опасных производствен­ных объектов.

Требования к организациям, эксплуатирующим опасные производствен­ные объекты, в части регистрации объектов в государственном реестре. Идентификация опасных производственных объектов для их регистрации в государственном реестре. Требования к регистрации объектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: