Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (статья 4 № 116-ФЗ).
Конституция РФ устанавливает ряд правовых норм, которые составляют конституционные основы законодательства о промышленной безопасности.
Безопасность находится в ведении Российской Федерации (статья 71 часть 1 подпункт «м»). Отсюда следует, что субъекты РФ не могут осуществлять собственное правовое регулирование отношений промышленной безопасности, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (статья 37 часть 3) и др.
|
|
Закон РФ «О безопасности» от 05.03.92 № 2446-1 закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности (преамбула). Таким образом, настоящий закон позволяет рассматривать промышленную безопасность в качестве вида безопасности и относить ее к сфере исключительного ведения РФ.
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.
|
|
Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно- правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативные технические документы, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (статья 5 № 116-ФЗ).
В ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ находятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 утверждено «Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому, и атомному надзору», а Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 №814 внесены существенные изменения.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет в части, касающейся функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, полномочия органов, которые в международных договорах Российской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств Российской Федерации.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является, в том числе специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:
|
|
• осуществляет контроль и надзор, в том числе:
■ за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
• осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование деятельности в области использования атомной энергии, а также лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;
• согласно Положению Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдает разрешения, в том числе:
■ на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах;
■ на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений;
■ на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами;
• регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный реестр таких объектов;
• Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.
Таким образом, на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору возлагается осуществление специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.
|
|
Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу полномочий.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору имеет геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке.
3 РЕГИСТРАЦИЯ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
Нормативные документы по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре.
Критерии отнесения объектов к категории опасных производственных объектов.
Требования к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, в части регистрации объектов в государственном реестре. Идентификация опасных производственных объектов для их регистрации в государственном реестре. Требования к регистрации объектов.