Природа, сущность и предназначение человека. Основные проблемы aнтpоnоcоциогенезa

Со второй половины ЧШЧ века, когда стало общепризнанным, что человек - продукт биологической эволюции, центральным сделался вопрос об основном отличии людей и высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия. Всякое животное рождается на свет уже будучи наделенным богатым набором инстинктов, которые заранее обеспечивают его приспособленность к известным условиям обитания. Никакая нужна не научит, например, рысь вести себя так, как ведут себя волк или лиса. Иначе обстоит дело с человеком. Мальчик – индеец во младенчестве привезенный в Париж, со временем делается стопроцентным парижанином. Сын простолюдина. Воспитанный в семье дворянина, усваивает все условности потомственного дворянского опыта. В большинстве современных этнографических, антропологических и социальых теорий специфичное для человека нормативно-преемственное программирование поведения называется культурой. Ученые разных направлений сходятся в признании того, что именно культура, которая с детства осваивается человеческим индивидом, будучи заданной ему другими (взрослыми) представителями человеческого рода, играет решающую роль в определении человеческих поступков. Культура признается исходным отличительным признаком и самого типа общества, характерного для Homo sapiens. Напомним, что Аристотель называл человека «политическим животным» тем самым подчеркивая наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального). Проблема же заключается в том, какое и эти начал является доминирующем. Вместе с тем, что человек часть природе, он прежде всего существо социальное. Давно признано, что превращение животных в людей не могло быть неким мгновенным одноактным событием. Должен был существовать длительный период становления человека (антропогенез) и становление общества (социогенез). Важную роль в объяснении общего смысла антропосоциогенеза играла и играе трудовая гипотеза, выдвинутая Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Человека ф. понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деят-тью, в ходе к-рой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории. Философы стремятся выявить и обрисовать сам "прерыв постепенности" - революционный скачек, к-рый имел место в процессе человеч. становления. Трудовая гипотеза Ф.Энгельса (упомянуть). Задача а. - показать отличие человека от ост. природы:

1) способность производить орудия труда

2) развитие языка 3) практика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: