Идеология и Философия Просвещения. Концепция общественного договора

XVIII век в истории не случайно называют эпохой Просвещения: научное познание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы лаборатории в светские салоны Парижа и Лондона. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях – вот пафос эпохи Просвещения. Во-первых, в XVIII веке значительно сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. Во-вторых, критика, которую в эпохе Возрождения и в XVII веке философы и ученые направляли против схоластики, теперь обращена против метафизики, Согласно убеждению просветителей, нужно уничтожить метафизику, пришедшею в XVI- XVII веках на смену средневековой схоластике, Вслед за Ньютоном в науке и за Локком в Ф началась резкая критика метафизической системы, которую Просветители обвиняли в приверженности к умозрительным конструкциям, в недостаточном внимании к опыту и эксперименту. Оптимизм Просвещения был исторически обусловлен тем, что оно выражало умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной Просвещения стала Англия, раньше других ставшая на путь капиталистического развития.

Коллизия «частного интереса» и «общей собственности»

Человек в Ф XVIII века, представляет с одной стороны, как отдельный изолированный индивид, действующий со своими частными интересами. С другой стороны, отменяя до буржуазные формы общности, философы XVIII века предлагают вместо них новую – юридическую всеобщность, перед лицом которой все равны. Во имя этой новой всеобщности просветители требуют освобождения от национальных и сословных границ. Это новый герой «гражданин мира», является носителем «чистого разума». Главная коллизия состоит в несовместимости «частного человека», то есть индивида, который руководствуется только собственным интересом, и «человека вообще» – носителем разума и справедливости. После продолжительного периода господства схоластики крутые умы эпохи П. стали изучать природу. Большое кол-во наук быстро прогрессировало. Круче всех была механика. Так, ее строгие математич. законы попытались обобщить до уровня природы вообще, упрощая естественные з-ны жизни. Так и появился механистический мат-зм, но человечество тогда не имело возможности изучить природу вообще,=> выковывало отдельные куски, стараясь систематизировать полученные знания, выделяя в каждом объекте его отличительные черты, отвлекая или не обращая своего внимания на тот факт, что сам изучаемый объект может меняться. В этом и состояла сущность Метафиз. Мат-зм. Ошибочность этого метода была показана основателями диалектического мат-зма К. Марксом и Ф. Энгельсом. После открытия Дарвином его эволюционной теории стало ясно, что каждый объект или природа в целом должны быть изучены в процессе их развития. Представители ММ не учитывали и активности сознания, видя в нем лишь пассивное отражение матер. действительности. В виду этого они утверждая, что сознание человека, его поведение, образ жизни определяются устройством его тела, выдвигали и такой взгляд. Человек, говорили они, - часть природы, он материальное существо полностью от нее зависящее. Природа воздействует на человека, и все, что он чувствует, думает и делает, есть лишь отражение этого внешнего воздействия. Подчеркивая нашу зависимость от окружающей действительности, эти ф-фы сводили отношения между человеком и внешним миром к воздействию этого мира на человека. Осн. аспекты: 1) вместо осн. догматов (религ.) на первое место - рассуждающий разум; 2) атеистичность; 3) очень прагматична, исследует человека с позиций полезности для общества; 4) "Наука и прогресс" - главный лозунг. Наука - ср-во, прогресс - цель; 5) просветительство (ликбез); 6) механистический мат-зм


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: