Понятие прогресса. Объективный критерий и типы социального прогресса. Соотношения научно-технического, социального и нравственного прогресса

Человека ф. понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе к-рой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории. Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определнию смысла жизни.

Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает человек в своей деятельности, тем выше уровень развития общества. Поэтому именно в развитии производительных сил следует искать объективный критерий общественного прогресса. Итак, высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Типы общественного прогресса: антогонистический (капитализм) и неантогонистический (социализм). Неантогонистический тип общественного прогресса - это более высокий и более сложный по своей организации, по сравнению со стихийным тип развития, требующий от общества постоянных и сознательных усилий.

27,1. Этическое учение в Ф. Сократа, Эпикура, стоиков.

Этика - (греч. ethos - привычка, обычай) одна из древнейших теоретических

дисциплин, объектом изучения к-рой является мораль.

Сократ - древнегреч. ф-ф учение к-рого знаменует поворт от материалистического

натурализма к идеализму. Об учении С., к-рый ничего не писал, можно судить лишь

на основании свидетельств Платона и Аристотеля. "Познай себя" - гл. тезис. Дал

образцы определения и обобщения этических понятий, например "доблести" и

"справедливости". В споре старался обломать собеседника кучей невтемных

вопросов дабы ум начал искать истинное решение вопроса. Этика С.

рационалистична. По С. дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не

бывает злым по доброй воле.

Эпикур - греч. ф-ф, материалист. Отрицал вмешательства богов в дела мира и

исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником

движения. В этике Э. обосновывает разумное наслаждение, в основе к-рого лежит

индивидуалистический идеал уклонения от страданий, достижения спокойного и

радостного состояния духа. Наиболее разумным для человека является не

деятельноть, а покой (атараксия).

Стоики - представители Ф. учения конца IV в. до н.э. на базе эллинистической

культуры в связи с распространинием космополитических и индивидуалистических

идей и развитием техники, на основе матем. знаний. Представители: Зенон,

Хрисипп. Считали, что главная задача Ф. в этике, знание - лишь ср-во для

приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Таков идеал

истинного мудреца. Счастье в свободе от страстей, в спокойствии духа, в

равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой: того, кто хочет судьба ведет

за собой, сопротивляющегося - ведет насильственно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: