Человека ф. понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе к-рой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории. Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определнию смысла жизни.
|
|
Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает человек в своей деятельности, тем выше уровень развития общества. Поэтому именно в развитии производительных сил следует искать объективный критерий общественного прогресса. Итак, высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Типы общественного прогресса: антогонистический (капитализм) и неантогонистический (социализм). Неантогонистический тип общественного прогресса - это более высокий и более сложный по своей организации, по сравнению со стихийным тип развития, требующий от общества постоянных и сознательных усилий.
27,1. Этическое учение в Ф. Сократа, Эпикура, стоиков.
Этика - (греч. ethos - привычка, обычай) одна из древнейших теоретических
дисциплин, объектом изучения к-рой является мораль.
Сократ - древнегреч. ф-ф учение к-рого знаменует поворт от материалистического
натурализма к идеализму. Об учении С., к-рый ничего не писал, можно судить лишь
на основании свидетельств Платона и Аристотеля. "Познай себя" - гл. тезис. Дал
образцы определения и обобщения этических понятий, например "доблести" и
"справедливости". В споре старался обломать собеседника кучей невтемных
вопросов дабы ум начал искать истинное решение вопроса. Этика С.
рационалистична. По С. дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не
бывает злым по доброй воле.
Эпикур - греч. ф-ф, материалист. Отрицал вмешательства богов в дела мира и
|
|
исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником
движения. В этике Э. обосновывает разумное наслаждение, в основе к-рого лежит
индивидуалистический идеал уклонения от страданий, достижения спокойного и
радостного состояния духа. Наиболее разумным для человека является не
деятельноть, а покой (атараксия).
Стоики - представители Ф. учения конца IV в. до н.э. на базе эллинистической
культуры в связи с распространинием космополитических и индивидуалистических
идей и развитием техники, на основе матем. знаний. Представители: Зенон,
Хрисипп. Считали, что главная задача Ф. в этике, знание - лишь ср-во для
приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Таков идеал
истинного мудреца. Счастье в свободе от страстей, в спокойствии духа, в
равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой: того, кто хочет судьба ведет
за собой, сопротивляющегося - ведет насильственно.