Политики

Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.

Поскольку экономика любой страны хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля.

Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок

Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

Сторонники этой политики утверждают, что сравнительная эффективность дает больше выгод от свободы торговли, чем от её ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей.

Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. ptotectio — защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности – это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства.

В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.

К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.

Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических мер - налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.

Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.

Выделяют протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства, (что на наш взгляд, не совсем точно, т.к. помимо торговли важна и система взаимоотношений с мировым хозяйством в инвестиционной и валютно-финансовой сферах). Каждое из этих понятий в современных условиях весьма относительно.

Следует заметить, что в чистом виде экстремальных случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается. Хотя в разные периоды развития отдельные государства подходили очень близко либо к полному прекращению внешнеэкономических связей (Северная Корея, Албания), либо к полной либерализации (Исландия, Гонконг).

Наличие административных форм воздействия на участников внешнеэкономических отношений, как правило, связывают с проведением протекционистской или умеренной внешнеэкономической политики, которые характерны для многих развивающихся и стран с переходной экономикой, вынужденных защищать собственную национальную промышленность.

Вместе с тем отдельные элементы протекционизма (базирующиеся, прежде всего на экономических формах воздействия) характерны и для промышленно развитых стран, особенно в области защиты сельского хозяйства.

Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов открытой экономики и протекционизма.

Конкретные методы и инструменты государственного регулирования, связаны с реализацией отдельных направлений внешнеэкономической деятельности.

К инструментам прямого действия относятся: целевые государственные затраты (например, на создание инфраструктуры в свободной экономической зоне); непосредственный контроль государства за внешнеэкономическими процессами (регулирование количественных объемов экспорта-импорта, установление валютных курсов, регулирование цен на экспорт-импорт), законодательное регулирование. Инструменты непрямого действия влияют на стоимостные пропорции национальной экономики. Например, девальвация национальной валюты создает интерес в экспорте товаров. В качестве инструментов регулирования государство обычно использует следующие экономические категории:

Экспортная лицензия – документ, контролирующий вывоз из страны товаров, услуг и объектов, представляющих стратегическую, историческую или культурную ценность.

Экспортная субсидия – дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть его издержек производства.

Экспортные прем ии – экономические рычаги финансового и ценового характера, используемые государством для поощрения вывоза определенных видов продукции.

Импортная квота - это нетарифные количественные (стоимостный или натуральный) способы ограничения ввоза определенных товаров.

Добровольное ограничение экспорта – своеобразный аналог импортных квот.

Антидемпинговая пошлина – валютный демпинг-экспорт товаров по ценам ниже мировых, что становится возможным вследствие падения курса национальной валюты в большей степени, чем уменьшается ее покупательная способность.

Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации. Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшим органом, осуществляющим государственное регулирование ВЭД, является парламент, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.

Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные при ТПП Международный коммерческий арбитражный суд (МАКС), Третейский суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров. Международный коммерческий арбитражный суд рассматривает и выносит решения по спорам, возникающим при осуществлении внешней торговли, а так же экономических, научных, технических отношений между фирмами, организациями разных стран. Морская арбитражная комиссия занята регулированием конфликтов, возникающих из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждение судов. Ассоциация диспашеров определяет размеры общей аварии при кораблекрушениях или происшествиях на море.

За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, в странах Европейского сообщества Европейского союза. Прежде всего это относится к инвестиционной политике и таможенному регулированию й деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.

При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами. В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, тем не менее высшие государственные законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы по регулированию торговли, ратифицируют государственные договоры. Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.

2.2 Формы реализации торговой политики внешнеэкономической деятельности???

Внешнеторговый потенциал страны во многом определяет ее место в международном разделении труда, международной специализации и кооперации, обусловливает перспективы присоединения к интеграционным объединениям, возможности участия в формировании объема и структуры международного торгового обмена. В основе наращивания внешнеторгового потенциала страны лежит эффективное осуществление внешнеэкономических операций.

Внешнеэкономические операции складываются из совокупности экономических, валютно-финансовых, организационно-правовых, технических действий по осуществлению международной коммерческой деятельности.

Международная коммерческая деятельностьвключает в себя определенную последовательность операций по осуществлению международного обмена товарами и услугами. Для осуществления международного обмена товарами и услугами необходимо подобрать из числа потенциальных покупателей наиболее предпочтительного контрагента, провести с ним переговоры, по результатам которых станет возможным заключение с ним соглашения о купле-продаже на оговоренных условиях, а затем выполнить все обязательства по данному соглашению. Все вышеперечисленные действия контрагентов носят коммерческий характер и при осуществлении сделки с иностранными контрагентами рассматриваются как внешнеэкономическая деятельность фирмы.

Внешнеэкономический комплекслюбой страны включает в себя совокупность субъектов хозяйствования, осуществляющих внешнеэкономические операции, совокупность государственных органов власти и управления, а также общественных организаций и объединений, содействующих развитию внешнеэкономической деятельности. Все они в той или иной степени являются субъектами, принимающими участие во внешнеэкономической деятельности, или субъектами внешнеэкономической деятельности.

В процесс осуществления внешнеэкономической деятельности вовлечены не только субъекты хозяйствования, но и многие государственные органы власти и управления. В связи с этим выделяют два уровня осуществления внешнеэкономической деятельности, которая реализуется как на уровне государственных органов власти и управления, так и на уровне субъектов хозяйствования. На уровне государственных органов власти и управленияосуществление внешнеэкономической деятельности направлено на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности экономических связей страны в целом. Осуществление внешнеэкономической деятельности на уровне субъектов хозяйствованиянаправлено на взаимовыгодное заключение и своевременное исполнение полного объема взятых на себя обязательств каждым из контрагентов в соответствии с нормами гражданского права.

Внешнеторговая деятельностьсостоит из операций по обмену товарами и услугами между контрагентами разной государственной принадлежности.

Международное технико-экономическое сотрудничествоскладывается из операций по совместному осуществлению иностранными контрагентами международных проектов в области промышленного и гражданского строительства на основе разделения производственных программ, а также из операций по предоставлению услуг инженерно-технического характера зарубежным контрагентам.

Международное научно-техническое сотрудничество представляет собой совокупность операций по обмену достижениями науки и техники, а также по совместному осуществлению научно-технических работ контрагентами разной государственной принадлежности.

Международное инвестиционное сотрудничествозаключается в осуществлении операций по размещению денежных средств компаний в зарубежные финансовые активы в виде ценных бумаг, а также операций по размещению за рубежом денежных средств в материальные и нематериальные активы для получения предпринимательской прибыли.

Международное сотрудничество в сфере валютно-финансовых и кредитных операцийсостоит из операций, которые обеспечивают контрагентам из разных стран своевременное осуществление международных расчетов, куплю-продажу валюты, кредитование по внешнеторговым сделкам, проведение валютных операций с целью страхования валютных рисков (хеджирование), а также самостоятельные операции на мировых финансовых и валютных рынках с целью извлечения предпринимательской прибыли на курсовой разнице и разнице ставок по ценным бумагам и кредитам.

Экономические связи с зарубежными фирмами реализуются путем проведения коммерческих операцийпо какому-либо из направлений внешнеэкономической деятельности. Каждое из направлений внешнеэкономической деятельности осуществляется в характерных для него формах.

Для внешнеторговой деятельности характерны следующие формы:

• экспортные операции;

• импортные операции;

• реэкспортные операции;

• реимпортные операции.

Международное технико-экономическое сотрудничество включает такие формы внешнеэкономической деятельности:

• международная производственная кооперация;

• совместное сооружение промышленных объектов;

• совместное осуществление производственных программ;

• сотрудничество в области совместного осуществления подрядных работ.

Международное научно-техническое сотрудничество осуществляется в следующих формах:

• купля-продажа патентов и лицензий;

• совместные научные исследования;

• оказание технической помощи;

• обучение персонала;

• франчайзинг;

• предоставление услуг инженерно-технического характера.

Международное инвестиционное сотрудничество включает следующие формы внешнеэкономической деятельности:

• прямые зарубежные инвестиции;

• портфельные инвестиции;

• кредитные соглашения;

• международный финансовый лизинг;

• совместное производство в рамках совместного предприятия.

Международное сотрудничество в сфере валютно-финансовых и кредитных операций осуществляется в следующих формах:

• предоставление кредитов и займов;

• проведение операций по международным расчетам;

• купля-продажа валюты;

• проведение валютных операций с целью страхования (хеджирования) валютных рисков;

• операции с ценными бумагами.

В какой бы форме ни осуществлялась внешнеэкономическая деятельность, в ее основе лежит внешнеэкономическая сделка между иностранными контрагентами, условия которой четко зафиксированы в договоре. Внешнеэкономические сделки фирмы в совокупности составляют внешнеэкономическую деятельность данной фирмы за определенный период

В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы.

Наиболее распространенными инструментами государственного регулирования международной торговли являются тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (все прочие методы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: