Эффект и эффективность

Эффект – абсолютный показатель результата какой-либо деятельности. Может быть положительным и отрицательным.

Эффективность – относительный показатель результативности. Может быть только положительным.

(Р/З)

Термин «эффективность» можно заменить на «результативность», «целесообразность», «экономичность», «производительность», «действенность». Но в любом случае, это отношение результата к затратам.

Отношение Р/З может быть сопоставлено разными способами и показатели, которые при этом получаются имеют разный смысл:

1. – какой результат получается с каждой единицы затрат.

2. – характеризует разность.

3. – дает оптимальную величину эффекта.

4. – характеризует удельную величину эффект, которая приходится на единицу результата.

Под эффективностью понимают:

1. Определенный конкретный результат.

2. Соответствие результата идеальному или плановому.

3. Отношение реального эффекта к требуемому.

Изменение эффективности.

Эффективность характеризует качественную сторону развития общества. Она показывает с помощью какой комбинации ресурсов получен конечный результат.

Рост эффективности заключается в более быстром росте результата, когда на единицу эффекта приходится меньше общественного труда.

Критерии эффективности производства формулируются как достижение максимального эффекта при минимальных затратах. Положительный экономический эффект – это экономия, отрицательный – убыток. Предотвращение убытка (ущерба) является экономическим эффектом.

Экономия – сбережения общественного труда или ресурса, или времени.

Рост эффективности может быть получен за счет интенсивных и экстенсивных факторов.

Система показателей эффективности.

Показатели  
1. Обобщающие показатели эффективности 1.1. Рост производства продукции в стоимостном выражении. 1.2. Производство продукции на 1 руб. затрат. 1.3. Относительная экономия: ОС, нормировании ОбС, материальных затрат (без амортизации), фонды оплаты труда. 1.4. Рентабельность. 1.5. Затраты на 1 руб. ТП.
2. Показатели эффективности живого труда 2.1. Производительность труда (ПТ). 2.2. Рост объема производства, полученный за счет роста ПТ. 2.3. Экономия живого труда (сокращение численности). 2.4. Соотношение темпов роста средней ЗП темпов роста ПТ.
Окончание таблицы
3. Показатели эффективности использования ОС и ОбС 3.1. Фондоотдача. 3.2. Коэффициент оборачиваемости. 3.3. Прирост ОбС к приросту ТП
4. Показатели эффективности использования материальных ресурсов 4.1. Материалоемкость (отношение материальных затрат (без амортизации) к стоимости ТП). 4.2. Расход важнейших материальных ресурсов на 1 руб. ТП.
5. Показатели эффективности новой техники 5.1. Рост ПТ. 5.2. Рост прибыли. 5.3. Высвобождение рабочих. 5.4. Экономия фонда ЗП.

Расчет экономической эффективности:

1. От снижения себестоимости:

,

где С/С1, С/С2 – С/С единицы продукции до и после внедрения мероприятий.

2. От улучшения качества:

,

где Q р – объем реализации;

Р1,Р2 – цена единицы продукции до и после внедрения мероприятий.

3. От увеличения ПТ:

6. от увеличения выпуска:

7.

8. от уменьшения численности:

Э = эк.ФЗП

4. Эффект от более полного использования ОС:

↑ Кэкс → ↑ времени работы оборудования:

доп. вып. прод.

↑ Кинт → ↑ производительности оборудования:

доп. вып. прод.

5. Эффект от ускорения оборачиваемости ОбС:

↑ Коб → доп. выпуск продукции

.

6. Эффект от экономии ресурсов можно выразить дополнительным выпуском продукции из того же самого сырья:

Доп. вып.→ ↓ себестоимоти

7. Эффект от использования отходов даст уменьшение себестоимости.

8. Эффект от изменения организационной структуры даст уменьшение затрат по статьям «Прочие цеховые расходы», «Общезаводские расходы», следовательно уменьшение себестоимости.

Для определения эффективности необходимо полученный эффект сравнить с затратами.

Определение эффективности управления.

Процесс, состоящий из взаимосвязанных этапов:

1. Определение качественных и количественных характеристик – критериев эффективности управления. Количественные критерии – достижение цели. Качественные критерии – эффективность управления.

2. Определение затрат на управление.

3. Определение эффективности управления.

Контрольные вопросы

1. Как измерить эффективность?

2. Различаются ли понятия «эффект» и «эффективность»?

3. Какие виды эффективности выделяют в организации?

4. Как рассчитать оптимальную величину эффекта?

5. Охарактеризуйте понятие «эффективность организации в дореформенный период».

6. Что показывают «критерии», а что «показатели» эффективности?

7. Приведите пример отрицательного экономического эффекта. Как называют этот вид эффекта?

8. Как формулируется критерий эффективности общественного производства?

9. Что такое «экономия»?

10. Назовите основные задачи анализа экономической эффективности.

11. Отличаются ли цели и направления анализа эффективности различных заинтересованных групп? Если это так, то приведите пример для группы собственников и поставщиков.

12. Какие основные показатели эффективности, применяемые в отечественной практике управления организацией, Вы знаете?

13. Как посчитать рентабельность, производительность труда и фондоотдачу?

14. Охарактеризуйте понятие «эффективность управления».

15. Дайте определение потребностной, результативной и затратной эффективности. Поясните, как они связаны между собой?

16. Объясните алгоритм оценки эффективности управления.

17. Какова специфика таких разнонаправленных целей производственной системы организации как «стабильность» и «развитие»?

18. Дайте классификацию основных видов эффективности, используемых в мировых исследованиях.

19. Перечислите основные экономические показатели для оценки эффективности разработанных вариантов решения.

20. Какие существуют 3 группы методов для оценки экономической эффективности управленческих решений?

21. В чем состоит сущность системы сбалансированных показателей, разрабатываемых в организации?

22. Представьте схему сбалансированных показателей для организации, занимающейся оказанием транспортных услуг (перевозка промышленных товаров) для юридических лиц.

23. Сформируйте упрощенную систему сбалансированных показателей для организации, специализирующейся на оказании юридических консультационных услуг.

Задачи

1. Обоснование организационно-технических мероприятий по по­вышению пропорциональности производственного прогресса.

Характеристика ситуации. Ниже в табл. представлена расчет­ная пропускная способность (мощность) рабочих мест (операций) по изготов­лению деталей на производственном участке механического цеха предприятия.

Мощность рабочих мест по изготовлению деталей

Порядковый номер рабочего места Пропускная способность рабочего местаза смену, шт.
   
   
   
   

В целом она составляет для производственного участка 12 деталей за смену. Третье рабочее место (технологическая операция) является «узким ме­стом» для технологического процесса. Из-за этого остальные рабочие места имеют низкий уровень использования мощности. Переменная потребность в обработанных деталях операционного наименования составляет 20 шт.

Требования к анализу ситуации.

· Обосновать конкретные мероприятия по обеспечению необходимой пропорциональности производственного процесса на участке механического цеха. При этом следует учесть возможные направления ее повышения:

· пересмотр конструкции детали с целью обеспечения надлежащей пропорциональности технологических операций по трудоемкости;

· усовершенствование технологического процесса, режимов обработки деталей;

· дозагрузка рабочих мест изготовлением деталей аналогичного назначения;

· разработка и организационные мероприятия, направленные на замену оборудования и технологическое перепланирование производственного участка.

2. Расчет прироста объема продаж продукции фирмы и определение направлений расширения внутреннего рынка.

Характеристика ситуации. Несколько лет назад отечественная фирма «Атлас» в условиях жесткой конкуренции вышла на новые внешние рынки I, 2 и 3. Объемы продаж товаров А и Б этой фирмы в отчетном и следующем за ним году приведены в табл.

Объемы продаж товаров А и Б фирмы «Атлас»

Рынок Абсолютный объем продаж в отчетном году, тыс. у. е. Прирост объема продаж в следующем году, %
  А Б А Б
      5,0 2.5
    12,0
    4,5

Однако потенциальные возможности фирмы по продаже продукции на внешнем рынке значительно превышают его существующий спрос.

Требования к анализу ситуации.

Необходимо:

· рассчитать абсолютный объем продаж отдельных товаров и средний темп прироста объема продаж в следующем за отчетным году. Сделать вывод о достаточности объема продаж продукции фирмы на внешнем рынке с учетом ее потенциальных производственных мощностей;

· обосновать конкретные организационно-экономические мероприятия, направленные на расширение внутреннего рынка сбыта собственных товаров фирмы «Атлас» на перспективный период ее деятельности.

Выбор и прогнозные расчеты реализации стратегии фирмы с целью получения необходимой прибыли.

Характеристика ситуации.

Фирма «Дельта» начала терять свои конкурентные преимущества на рынке. Вследствие этого снизился уровень конкурентоспособности изготавливаемой фирмой продукции. Для получения необходимой прибыли (достаточной прибыльности бизнеса) компания может выбрать и реализовать одну из трех основных стратегий:

· повышение качества изготавливаемой продукции путем перехода на производство ее новой перспективной модели;

· снижение цепы на товар путем усовершенствования организации производства, технологии, применения новых конструкционных материалов и т.д.;

· поиск и освоение новых сегментов рынка сбыта товара.

На момент возникновения проблемы фирма не имела отработанной конструкторско-технологической документации на более прогрессивную модель собственного изделия. Вместо этого менеджеры и специалисты функциональных отделов разработали и согласовали предложения по усовершенствованию технологии, организации производства, системы гибкого менеджмента.

Для выбора и реализации определенной стратегии имеет смысл использовать следующую имеющуюся внутрифирменную информацию:

1. Формула регрессии для численного анализа валовых затрат на производство продукции (ВЗ) имеет вид:

где М – норма расхода материалов на производство единицы продукции, кг;

Т – полная трудоемкость изготовления продукции, нормочас;

kпр – средневзвешенный коэффициент пропорциональности основных про­изводственных процессов, доли единицы;

кст – коэффициент стабильности кадров фирмы, доли единицы.

2. Годовая программа выпуска продукции – 2500 шт.

3. Реализация организационно-технических мероприятий по усовершенствованию технологии, организации производства и системы менеджмента сделает возможным:

· снизить норму расхода материалов на 4,5 %;

· уменьшить трудоемкость изготовления продукции на 8 %;

· увеличить средневзвешенный коэффициент пропорциональности основных производственных процессов на 6 %;

· уменьшить текучесть кадров на 10 %.

4. Срок действия разработанных организационно-технических мероприятий – 3 года.

5. Инвестиции в разработку и реализацию организационно-технических мероприятий – 240000 у. е.

6. Себестоимость единицы продукции до осуществления таких мероприятий – 820 у. е.

7. Норма прибыльности изготовляемой продукции – 8,8 %.

8. Степень риска реализации мероприятий – 0,8.

Требования к анализу ситуации.

Необходимо:

· выбрать приемлемую для фирмы стратегию достижения требуемого уровня прибыльности;

· спрогнозировать основные показатели, характеризующие реализационные возможности выбранной стратегии фирмы по достижению нужного показателя прибыльности производственно-хозяйственной деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: