double arrow

Гносеология экономики

Ме­то­до­ло­гия опре­де­ля­ет тех­но­ло­гию - сис­те­му ис­по­ль­зу­емых ме­то­дов мыш­ле­ния, мо­де­ли­ро­ва­ния тео­рии с тем, что­бы усво­ить их и ис­по­ль­зо­вать при раз­ра­бо­тке теоретической модели мира. В то же вре­мя одной ме­то­до­ло­гии недо­ста­точ­но для раз­ра­бо­тки ФТЭ. «Глав­ные про­бле­мы ме­то­до­ло­гии эко­но­микс вра­ща­ют­ся во­круг то­го, что мо­жет быть на­зва­но «тео­ри­ей»» [178]. Ме­то­до­ло­гия долж­на объ­яс­нить са­мую сущ­ность тео­рии как спо­со­ба ото­бра­же­ния дейс­тви­те­ль­но­сти во­обще.

Не­об­хо­ди­мо опре­де­лить па­ра­ме­тры ФТЭ, ее мес­то в на­уч­ном по­ни­ма­нии эко­но­ми­ки. Про­гресс эко­но­ми­че­ской на­уки, не­со­мнен­но, «пред­по­ла­га­ет воз­рас­та­ние сте­пе­ни са­мо­по­зна­ния на­уки» [46].

Сущ­ность гно­се­оло­гии вы­те­ка­ет из ме­то­до­ло­гии. До на­сто­яще­го вре­ме­ни нет бо­лее или ме­нее всесторонне раз­ра­бо­тан­ной тео­рии гно­се­оло­гии, хо­тя и име­ет­ся бо­ль­шое чис­ло ма­те­ри­алов с по­пыт­ка­ми ее ин­те­гра­ции. Со­от­ветс­твен­но и гно­се­оло­гия ФТЭ пред­став­лена лишь отдельными, бессистемными за­мет­ками ис­сле­до­ва­телей.

Ме­то­до­ло­гия - тео­рия по­зна­ния, а гно­се­оло­гия - тео­рия зна­ний. По­след­няя долж­на быть на­пи­са­на на осно­ве пер­вой и, со­от­ветс­твен­но, по­ня­та в ме­ру овла­де­ния пер­вой. Гно­се­оло­гия при­зва­на по­ка­зать сис­те­му тео­рий в ка­че­стве еди­ной на­уч­ной кар­ти­ны ми­ра на осно­ве ко­ор­ди­на­ции и су­бо­рди­на­ции всех ее эле­мен­тов. До­стиг­нув этого, гно­се­оло­гия по­ка­жет и мес­то по­ли­тэ­ко­но­мии в сис­те­ме эко­но­ми­че­ских знаний и, вообще, в тео­ре­ти­че­ской кар­ти­не ми­ра.

ФТЭ не име­ет по­ка осо­бой гно­се­оло­гии. Ее гно­се­оло­гия мо­жет быть осо­зна­на в ка­че­стве фраг­мен­та гно­се­оло­гии эко­но­ми­че­ских на­ук и об­щей гно­се­оло­гии на­уки. В них по­ка­за­но мес­то ФТЭ, ее стро­ение, струк­ту­ра. Гно­се­оло­ги­че­ская под­го­тов­ка то­го, кто на­ме­рен изу­чить ФТЭ, долж­на про­ис­хо­дить опережающе и вне за­ви­си­мо­сти от по­зна­ния ФТЭ. Вклю­че­ние же в ФТЭ крат­ко­го ре­зю­ме ее гно­се­оло­гии отмечает все­го лишь не­ко­то­рые прин­ци­пы ее из­ло­жения.

Сис­те­мная ин­те­гра­ция на­ук, призванных отразить на­уч­ную кар­ти­ну ми­ра, пред­по­ла­га­ет ре­ше­ние мно­гих про­блем. От­ме­тим здесь то­ль­ко ряд ас­пек­тов такой интеграции. Вы­де­лим сле­ду­ющие «бло­ки» на­уч­ной кар­ти­ны ми­ра: он­то­ло­гию, био­ло­гию, зоо­ло­гию, ан­тро­по­ло­гию, со­ци­оло­гию, эко­но­ми­че­ские науки (смотри схему на след. с.).

Фи­ло­софс­кая он­то­ло­гия объ­яс­ня­ет дейс­тви­те­ль­ность во­об­ще. Она име­ет от­но­ше­ние и к эко­но­ми­ке. Тем са­мым она - ис­ход­ная сту­пень по­зна­ния и экономики. Бо­лее со­де­ржа­те­ль­на био­ло­гия при объ­яс­не­нии эко­но­ми­ки, а тем бо­лее зоо­ло­гия. Это, в част­но­сти, мож­но ви­деть из со­вре­мен­ных шко­ль­ных учеб­ни­ков, на­при­мер, П. Кемп, А. Армс «Вве­де­ние в био­ло­гию» [59]. Ан­тро­по­ло­гия и со­ци­оло­гия по­ка­зы­ва­ют бо­лее со­де­ржа­те­ль­но эко­но­ми­че­ский ба­зис об­щес­тва. Все это фун­да­мен­та­ль­ные на­уки, ко­то­рые име­ют де­ло не то­ль­ко с эко­но­ми­кой, хо­тя рас­сма­три­ва­ют и ее в той или иной ме­ре. И все по­ло­же­ния этих на­ук долж­ны быть ру­ко­во­дя­щи­ми иде­ями для эко­но­ми­че­ской на­уки, ес­ли она не под­вер­га­ет их со­мнению.

Об­щее

Онтология

Биология
На­уч­ная
кар­ти­на
ми­ра Зоология
(меганаука)

Антропология


Со­ци­оло­гия


Эк. науки

Част­ное___________________________
Эко­но­мика

└──────┘

Об­щество
└──────────┘

Жизнь людей
└─────────────┘

Жизнь животных

└──────────────────┘

Жизнь вообще

└─────────────────────┘

Действительность

└───────────────────────┘

Все кни­ги, в том чис­ле мис­ти­че­ские и ре­ли­ги­оз­ные, так или ина­че, хотя бы частично, объ­яс­ня­ют эко­но­ми­ку. Ху­до­же­ствен­ные про­из­ве­де­ния ото­бра­жа­ют ее в той или иной ме­ре. Мно­гие из них объ­ек­ти­вно и со­де­ржате­ль­но рас­кры­ва­ют эко­но­ми­ку, ее про­бле­мы, тен­ден­ции. Со­от­ветс­твен­но ис­то­ри­че­ские ра­бо­ты уде­ля­ют мно­го вни­ма­ния эко­но­ми­ке, осо­бен­но ис­то­рии эко­но­ми­ки и эко­но­ми­че­ской мыс­ли.

Эко­но­ми­че­ские на­уки объ­яс­ня­ют эко­но­ми­ку спе­ци­аль­но. Их сис­те­ма со­сто­ит из фун­да­мен­та­ль­ных, при­клад­ных - спе­ци­аль­ных и от­рас­ле­вых наук. Из них по­ли­тэ­ко­но­мия - фун­да­мен­та­ль­ная, вы­пол­ня­ющая ин­те­гра­ци­он­ную функ­цию для эко­но­ми­че­ских на­ук. Экономические науки до­во­ль­но раз­ви­ты и яв­но про­ис­хо­дит пре­вра­ще­ние их в сис­те­му. В то же вре­мя этот про­цесс, как и лю­бой иной, не­рав­но­ме­рен. На­ука мо­жет стро­ить «до­ма», не по­стро­ив «фун­да­мен­та». Кон­крет­ные на­уки раз­ви­ва­ют­ся по­рой па­рал­ле­ль­но и не­за­ви­си­мо от ФТЭ. И то­ль­ко про­ти­во­ре­чия фун­да­мен­та­ль­ных и при­клад­ных на­ук за­став­ля­ют пред­ста­ви­те­лей и тех и дру­гих ис­кать пу­ти ин­те­гра­ции по­ни­ма­ния эко­но­ми­ки в ка­че­стве еди­ной тео­рии, сни­мать про­ти­во­ре­чия при трак­тов­ке эко­но­ми­че­ских яв­лений.

Ото­бра­же­ние эко­но­мики трудами
┌───────────┼───────────┐

мис­ти­че­скими ® ис­то­ри­че­скими ® спе­ци­альными

┌───────────┼─────┐

описательными ®умоз­ри­те­ль­ными®тео­ре­ти­ческими
┌──────────┼─────────┐

спе­ци­альными® при­клад­ными ® фун­да­мен­та­ль­ными

Зна­че­ние име­ют и эм­пи­ри­че­ские ра­бо­ты по эко­но­ми­ке. Еще бо­льшее зна­че­ние име­ют те из них, ко­то­рые спе­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ва­ны на по­пыт­ку объ­яс­не­ния эко­но­ми­ки. К со­жа­ле­нию, до­стиг­ну­тая умоз­ри­те­ль­ность эко­но­ми­че­ских ра­бот не под­ни­ма­ет­ся до уров­ня тео­рии. Тео­ре­ти­че­ское умоз­ре­ние об эко­но­ми­ке долж­но по­ка­зать вза­имос­вя­зи, за­ко­но­мер­но­сти, тен­ден­ции эко­но­ми­че­ских яв­ле­ний. То­ль­ко тео­ре­ти­че­ское объ­яс­не­ние по­зво­ля­ет адек­ват­но ко­ли­че­ствен­но их вы­ра­зить, ото­бра­зить гра­фи­че­ской мо­де­лью, но оно все еще бу­ду­щее эко­но­ми­че­ских на­ук. Про­ти­во­ре­чи­вость, опи­са­те­ль­ность со­вре­мен­ных эко­но­ми­че­ских ра­бот тормозит указанную тенденцию.

ФТЭ при­зва­на ин­те­гри­ро­вать сис­те­му эко­но­ми­че­ских на­ук. Для это­го она долж­на пред­ста­вить эко­но­ми­ку в ка­че­стве еди­но­го це­ло­го. Ди­дак­тика огра­ни­чи­ва­ет объ­яс­не­ние эко­но­ми­ки глав­ны­ми ее яв­ле­ни­ями, основ­ны­ми ее тен­ден­ци­ями, за­ко­на­ми, про­ти­во­ре­чи­ями. На осно­ве ФТЭ бо­лее кон­крет­но эко­но­ми­ку от­ра­жа­ют при­клад­ные эко­но­ми­че­ские на­уки: функ­ци­она­ль­ные (фи­нан­сы, ста­ти­сти­ка и т.п.), от­рас­ле­вые (эко­но­ми­ка про­мыш­лен­но­сти, транс­пор­та и т.п.), ре­ги­она­ль­ные. Каж­дая из них, в свою оче­редь, яв­ля­ет­ся слож­ной сис­те­мой. На­при­мер, по­ли­тэ­ко­но­мия объ­яс­ня­ет труд. Име­ет­ся и спе­ци­аль­ная на­ука о тру­де - эко­но­ми­ка тру­да. Мо­гут быть и бо­лее кон­крет­ные на­уки о тру­де, о на­ем­ном и, бо­лее кон­крет­но, эко­но­ми­ка по­ден­но­го тру­да, и еще бо­лее кон­крет­но - эко­но­ми­ка по­ден­но­го тру­да детей и т.п. ФТЭ не то­ль­ко де­тер­ми­ни­ру­ет при­клад­ные эко­но­ми­че­ские на­уки, но и за­ви­сит от них. Сте­пень ее тео­ре­тич­но­сти от­ра­жа­ет уро­вень тео­ре­ти­за­ции всех эко­но­ми­че­ских на­ук, их сис­те­мность в ка­че­стве эко­но­ми­че­ской кар­ти­ны об­щес­твен­ной жиз­ни. По­это­му по­ли­тэ­ко­но­мы за­ин­те­ре­со­ва­ны в улучшении ка­че­ства всех эко­но­ми­че­ских наук. Резюмируем сказанное:

* всю экономическую науку (ЭН) нельзя вместить в одну книгу;

* ее необходимо упорядочить с тем, чтобы определить место

и функцию в ней каждой конкретной науки;

· следует рассматривать ФТЭ как общую теорию экономики,

интегрирующую систему ЭН;

· следует разработать новую систему экономического

образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: