Однофакторная модель индивидуального спроса предполагает наличие на рынке одного товара и одного покупателя. Поскольку же на рынке покупателей много, то надо перейти к рыночному спросу, который является суммой (совокупностью) индивидуальных спросов на товар. Графически это показывают различно (прил. 8).
Многофакторная модель спроса
Спрос зависит не только от цены, но и от других факторов (детерминантов). В связи с этим изучают воздействие на спрос неценовых факторов. Известно много законов, показывающих воздействие факторов на спрос. Назовем некоторые из них:
Заменяемость товаров: чем больше хороших заменителей товара, тем эластичнее спрос.
Удельный вес расходов на товар в доходе потребителя: чем большее место занимают расходы на товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность спроса.
Время: чем длиннее период времени для принятия решения, тем эластичнее спрос, и другие.
|
|
К неценовым детерминантам спроса обычно относят:
1. Потребительские вкусы, которые меняются вместе с модой и благоприятно или не благоприятно влияют на спрос;
2. Число покупателей товара: рост числа покупателей ведет к росту спроса;
3. Денежный доход потребителей прямо влияет на спрос;
4. Цены на сопряженные товары: рост цен на масло ведет к росту спроса на маргарин, который дешевле;
5. Потребительские ожидания изменений конъюнктуры: если ожидается подорожание товара, то в данный момент спрос на него возрастет.
6. Дефицит или избыток товара.
Изменение этих факторов цены ведет к сдвигу кривой на плоскости координат: сдвиг влево означает падение спроса, а вправо -рост спроса. При конкретном изучении рынка необходимо выяснять различные формы спроса: отрицательный, отсутствие (нулевой), скрытый, падающий, чрезмерный, нерациональный и т.п.