Любовь

Любовь, это сильная привязанность к кому-либо или чему-либо. В обыденном сознании любовь к какому-либо человеку нередко отождествляется с психологической или физической зависимостью от этого человека, характеризующаяся нежелением и, как кажется влюблённому, невозможностью жить без объекта привязанности, с одной стороны, и неспособностью строить длительные и прочные, глубокие отношения с ним, в частности, брачные, с другой. Именно такая любовь является одной из самых частых причин семейных конфликтов, разводов («характером не сошлись»), а также суицидов, особенно в подростково-юношеском возрасте (несчастная любовь)

Но не все так мрачно.

Любовь, это самое прекрасное чувство на свете. Даже в священном писании оно отождествляется с Всевышним творцом – «Любовь есть Бог». Также инструкция «возлюби ближнего своего, как себя самого»

Любовь символизирует свет. Там, где присутствует любовь - царит мир.

Настоящая искренняя любовь не терпит ревности, злости, она смиренна, терпелива и сострадательна. Она созидательна, как сама Земля.

Объяснять дорогим тебе людям почему ты их любишь — это как рассказывать какая на вкус вода.

У любви много нарядов. Чаще всего неброских. Главное — узнать ее, в каком бы облике она ни предстала, а это часто бывает ой как трудно. — Но почему все так сложно? — Даже имея зоркие глаза, мы видим лишь то, что уже знаем. Других людей воспринимаем не такими, какие они есть, а такими, какими нам хочется их видеть. Заслоняем настоящего человека нарисованной картинкой. И любовью называем лишь те проявления, которые соответствуют нашим о ней представлениям. Мы стремимся установить правила и требуем, чтобы нас любили в соответствии с ними. Словом, признаем любовь только в том наряде, который сшили ей сами. Все прочие отвергаем. Они вызывают у нас сомнения и подозрения. Мы превратно понимаем чью-то искренность, в самых простых словах ищем скрытый смысл. Неудивительно, что мы начинаем упрекать другого человека. Утверждаем, что он вовсе нас не любит. А он любит, только по-своему, но мы этого не замечаем и не пытаемся узреть

Страсть, это сильно выраженная потребность и увлеченность человека чем-либо или кем-либо, Сопровождаемая глубокими и сложными чувствами по отношению к соответствующему объекту. Объектами страсти может быть учеба, отношения возлюбленный(ая), хобби, азартные игры и т.д.

Чтобы страсть не стала «болезненной», а следовательно пагубной для личности человека, нужно уметь контролировать свои чувства и эмоции, и вовремя направить страсть в нужном направлении. Можно связать это с профессиональной деятельностью (страсть к собакам-кинолог, лошадям – спортсмен или артист цирка, книги – библиотекарь, писатель и т.п.)

Страсть без должного самоконтроля может стать «необузданной» и вызвать человека на сильные эмоции, которые невозможно контролировать. В порыве такой страсти совершаются порой ужасные поступки.

Задание 3. Найдите в толковом словаре определения значений слов правда, истина, справедливость. Какое из них можно счесть более общим?

Ответ:

ИСТИНА И ПРАВДА — понятия, используемые для характеристики наших убеждений. Если истина характеризует убеждения в их отношении к реальности, то правда характеризует их в отношении к нравственным ценностям.

Европейские народы не разделяют этих двух понятий, в основных европейских языках этой паре соответствует одно слово — английское «truth», французское «verite», немецкое «Wahrheit». В русском языке уже в середине 19 в. эти два понятия четко различаются. В «Словаре» В.И. Даля можно прочитать: «Истина — противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть; ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота. Истина от земли (достояние разума человека), а правда с небес (дар благостыни). Истина относится к уму и разуму; а добро или благо — к любви, нраву и воле» (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2003. Т. 2. С. 52). И далее: «Правда — истина на деле, истина во образе, во благе: правосудие, справедливость. Творите суд и правду. Стоять за правду» (Т. 3. С. 308). Таким образом, как отмечает наш известный лингвист Ю.С. Степанов, в русском слове «правда» соединяются два значения — «правда как объективная истина и правда как внутренний закон, справедливость» Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры.(М., 2001. С. 447).

Задание 4. Проанализируйте, как используется топ «целое – части» в описании усадьбы (И. Бунин Антоновские яблоки) и какие принципы выделения частей предмета речи (усадьбы) в этом описании действуют.

Усадьба – небольшая, но вся старая, прочная, окруженная столетними березами и лозинами. Надворных построек – невысоких, но домовитых – множество, и все они точно слиты из темных дубовых бревен под соломенными крышами. Выделяются величиной или, лучше сказать, длиной только почерневшая людская, из которой выглядывают последние могикане дворового сословия…

Сад у тетки славился своею запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом – крышей. Стоял он во главе двора, у самого сада, – ветви лип обнимали его, – был велик и приземист, но казалось, что ему и веку не будет, – так основательно глядел он из-под своей необыкновенно высокой и толстой соломенной крыши, почерневшей и затвердевшей от времени. Мне его передний фасад представлялся всегда живым: точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, – окнами с перламутровыми от дождя и солнца стеклами. А по бокам этих глаз были крыльца, два старых больших крыльца с колоннами. На фронтоне их всегда сидели сытые голуби, между как тысячи воробьев дождем пересыпались с крыши на крышу…. И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым осенним небом!

Задание 5. Используя топ «целое – части», составьте речь-описание комнаты. Детали должны отражать характер хозяина.

Ответ:

Я живу в небольшом красивом доме. В нем три комнаты и кухня со столовой. Каждая комната в моем доме необычна, она соответствует моему образу, стилю и желаниям. У меня есть своя комната, и там все оформлено по моему вкусу или вернее будет сказать характеру. Так как характер у меня человека импульсивного, вспыльчивого и склонного к фантазиям, то и в комнате моей сумбур, смешение стилей и красок. Посторонний человек может назвать убранство моей комнаты хаотичным

Совместно со мной проживают собака и кошка. Еще недавно с нами в доме жила моя дочь Полина, но, став студенткой, она уехала для обучения в город Хабаровск. Ее комнату и «захватили» мои сожители - кошка Людмила и пес Жукко, игнорируя купленные для них в зоомагазине синтепоновые домики. Другие комнаты им не интересны, и я их охотно понимаю. Скорее всего, бедные животные скучают по своей молодой хозяйке, с которой прожили без малого 13 лет - всю свою сознательную собачью и кошачью жизнь. Я тоже скучаю по Полине. Это замечательная девочка, она полная моя противоположность. Но речь пойдет не о Полине а, о ее комнате. Когда-то эту комнату называли детской. По степени взросления хозяйки, взрослела и ее комната.

Уютная и красивая, в ней тепло и спокойно, она немного похожа на сказку. Я люблю находиться в ней, когда голова «идет кругом» после длительного общения с большим количеством людей и требует отдыха от буднечных мыслей. Иногда нравится в ней вечером засыпать - мне снятся сны из моего детства. Это интересные цветные сны.

Моя дочь, в период нашего совместного проживания любила шить и вязать, поэтому в ее комнате многое сделано ее руками.

Посередине комнаты, напротив напольной вазы, выполненной в старинном стиле, находится большой мягкий диван и два глубоких кресла. Так приятно, усевшись на диван, выпить чашечку ароматного чая с пирожными и булочками, которые всегда есть у нас в доме (которые мне запретил диетолог)! А когда за окном холодно и дождливо, я очень люблю устроиться в кресле, укутавшись в теплый плед, и читать любимую книгу или смотреть интересный фильм. Жаль, что у меня очень мало бывает на это занятие времени. Но когда мне удается устроить подобный «праздник души» для себя, я практически счастлива! Впечатление - совершенно незабываемое!

Комната моей дочери - действительно стала общей, потому что не бывает и дня, чтобы я и немногочисленные мои сожители (Людмила и Жукко) не собирались в ней.

Полина сделала свою комнату по-настоящему уютной: мягкие, полупрозрачные шторы, напольная ваза, в которой стоят замысловатые ветви с приклеенными бабочками и цветами; вышитые картинки на стенах - все это ее заслуга. А еще Полина расшила цветами большую скатерть и множество небольших салфеточек.

Моя дочь очень любит цветы. Поэтому она постоянно обновляла очаровательные букеты и икебаны, которые размещала в самых неожиданных местах - на шкафу, стенах и даже на полу. Внесла свой вклад в обустройство комнаты и я - расставила на полочках всевозможные фигурки и сувенирчики (их у меня было великое множество - подаренные подругами или купленные просто так). В комнате моей дочери всегда царит приятная, теплая атмосфера.

Те, кто приходит ко мне в гости, говорят, что тут так уютно, что не хочется уходить. А я им часто повторяю, что только здесь может по-настоящему отдохнуть и расслабиться после напряженного трудового дня.

Вот такая чудесная комната есть в нашем доме. Выглядит она светло и уютно, приглашая присесть отдохнуть на мягкий диванчик и рассказать или послушать какую-нибудь новую историю.

Задание 6. Используя топы «определение» и «целое- части», составьте план и произнесите речи - описания (3-5 минут) любого конкретного предмета; внешности человека или животного; любого здания. Постарайтесь сделать ваши речи забавными, точными и краткими.

1. Описание внешности человека. Моя подруга.

Говорят, что лицо — зеркало души человека. И это действительно так. Я убеждаюсь в этом, когда смотрю на свою подругу. Ее приветливое открытое лицо – это солнце всегда излучающее доброжелательность. На вид она обычная девушка. Лицо вытянуто, худощавое, загоревшее на солнце. Высокий лоб, сверху к которому полегоньку прилегают зачесанные набок, коротко подстрижены густые черные волосы. Нос прямой. Широкие черные брови разлетаются на переносице, языков в полете птичке крыла. Из-под них смотрят большие круглые синие, как летнее небо, глаза. Взгляд их умен, добродушен, прям и откровенен, как у каждого честного человека. Но достаточно какой-то даже наименьшей несправедливости, как взгляд резко меняется. Глаза становятся гневными и пронзительными.

Моя подруга среднего роста, узкоплечая и хрупкая.

Она до самой старости будет напоминать взъерошенного воробья, радующегося каждому лучику солнца.

Описание внешности человека. Мой отец.

Я хочу рассказать о моем отце. У моего отца карие глаза, прямой нос, всегда строгие губы. Когда-то у него была борода и усы, но сейчас их нет, и мне так больше нравится. Папа высокого роста, и иногда он задевает в гостях головой люстру, но смеется над этим. Все говорят, что у моего отца умелые руки, так как он всегда что-то дома делает: мастерит полки, чинит приборы, вешает картины. Я любила наблюдать за его работой. У него всегда все очень легко получается, а у меня — нет, но я ведь когда-нибудь научусь. Еще мой отец сильный. Когда-то давно он занимался спортом, а сейчас на даче носит ведра с пруда для полива грядок и вскапывает землю, помогая маме. Мой отец немногословен, но очень любит ходить в гости и беседовать со своими друзьями об охоте, о рыбалке и о машинах. Когда он сердится, то на лбу у него появляется морщинка. По ней сразу можно понять, что отец недоволен. Но все же улыбается он чаще, любит подшутить надо мной или посмеяться над комедией. Моему отцу очень нравится выглядеть аккуратным, поэтому он всегда внимателен к своей одежде, никогда не ходит взлохмаченным или грязным. Даже когда он работает, то не сильно пачкается. Мою маму это удивляет. Я рада, что и в этом я похожа на отца.

Описание здания школы. Школа, бесспорно, является нашим вторым домом в период от семи до семнадцати лет. В жизни каждого она оставляет море воспоминаний, оставляет свой след на всю жизнь. Воспоминания могут быть как хорошие так и не очень… Но, чем старше становимся мы, тем больше теплых эмоций рождается в душе, когда проходите мимо здания школы в которую когда-то ходили сами.

Аккуратно выкрашенные стены трехэтажного здания не зависимо от погоды всегда светлые и какие-то «светящиеся». Невольно приходит на ум «ученье-свет…». Над дверями школы висит вывеска «Добро пожаловать», а внизу строгие таблички с названием и номером заведения.

Переступаешь порог и попадаешь в классический школьный коридор. Все, как и в других школах традиционно. Фойе, столовая, актовый зал, гардеробная с гардеробщицей, спортзал и длинные коридоры на три этажа.

Иногда коридорная жизнь в школе учила нас не меньше, чем учитель на уроках…

Стены здания школы пропитаны наукой и историей нашего детства.

Наверное, поэтому попадая в ее теплые объятия будучи уже взрослыми, чувствуете себя немного детьми.

Задание 7. Опишите жизнь бабочки с точки зрения ее самой. Используйте топы: «определение», «род и вид», «разновидности», «целое и части» (до 5 минут). Заранее письменно составьте план-схему «размножения идей».

Я бабочка Махаон. Так назвали нас люди. Я отношусь к семейству самых крупных бабочек на Земле. У меня, как и у других моих подруг, имеется комплект крыльев, тельце, лапки и усики. В детстве я была куколкой, а впоследствии стану гусеницей. Старость никого не красит.

Зато я умею приспосабливаться к внешней среде обитания, готова размножаться в разных условиях. Могу дать два поколения бабочек за одно лето (в мае и августе). Я способна выдерживать экстремальную обстановку.

С местом обитания мне тоже повезло! Наш вид обитает в основном в Европе и Африке. Европа отличается цивилизованными условиями жизни, а Африка страна экзотики. Не удивительно, что нас Махаонов там много, ведь мы обладаем экзотичной окраской. Например, у меня окраска ярко-желтая, внешняя кайма крыльев черная. А внутренняя белая. У края крыла красуется яркое алое пятно. Задние крылья удлиненные, как хвостики.

Я похожа на птичку колибри. Тоже люблю порхать над цветами, собирая нектар, которым питаюсь.

В полете мне нет равных, среди сородичей других видов я самая высоковзлетаемая. Я могу подняться на расстояние до 2000 метров над землей.

Ученые считают, что основная польза от нас, это опыление растений. Я не согласна с подобными заявлениями. Я настолько красива, что вызываю у людей положительные эмоции, побуждаю их любить природу и меня!

В этом и заключается мое основное предназначение!

Задание 8. Подумайте, каким образом использование топа «целое и части» и топа «свойства» помогает создать «изюминку» в тексте.

Олечка Розова три года была честной женой честного человека. Характер имела тихий, застенчивый, на глаза не лезла, мужа любила преданно, довольствовалась скромной жизнью.

Но вот как-то пошла она в Гостиный двор и … увидела крахмальный дамский воротничок с продернутой в него желтой ленточкой… Примерила дама перед зеркалом …. Но воротничок потребовал новую кофточку…. Примерила все вместе. Было хорошо, но юбка портила весь стиль. Воротник ясно и определенно требовал круглую юбку с глубокими складками… Олечка заложила серебро и браслетку. На душе у нее было беспокойно и жутко, и когда воротничок потребовал новых башмаков, она легла в постель и проплакала весь вечер.

(Тэффи. Жизнь и воротник.)

Задание 9. Составьте речь, в которой членами сравнения будут следующие идеи: «дитя» и «дерево». Выполните задание, руководствуясь смысловой моделью, предложенной одной из дореволюционных риторик.

Итак, термины сравнения: «оба способны совершенствоваться, нуждаются в уходе и воспитании, подлежат различным влияниям, украшаются листьями и цветами (в переносном и в собственном смысле), возбуждают надежды, часто также и обманывают ожидания, обоих часто точит скрытый червь. Но между обоими есть и большое различие. Какое?

(Речь на 5-7 минут).

Ответ:

«Дерево и дитя». Дерево это растение. Оно живое. Потому что растет, дышит, стареет, болеет и умирает, как и любой живой организм на Земле.

Но дерево не обладает мыслительными способностями. Ему не свойственна речь и чувства. Дерево не дает обещаний и не строит планов. Дерево не таскает из буфета конфеты, не пытается побрить дедушкиной бритвой кота и не писает в ползунки. На такие поступки способно малое «дитя».

«Дитя» радуется успехам и поражениям в своем познавании окружающего мира. Оно эмоционирует и вызывает в нас ответные эмоции.

Мы любим дерево, взращенное нами и растущее на наших глазах. Мы любим дитя, рожденное нами. Мы также являемся свидетелями его взросления.

Но любовь к дереву и дитю нельзя сравнивать. Также как и нельзя сравнивать их самих. В конце концов «Дитя» из дерева может сделать себе рогатку или другую поделку. Своему «дитю» мы будем уделять больше внимания и заботы. Мы стремящиеся ходить по земле существа. Мы более развиты, у нас различные функции и назначения, нежели у растений(дерева).Мы сами выбираем себе путь, принимаем решения, самообразовываемся, защищаемся от недоброжелателей. Мы высказываемся любим, страдаем, занимаемся творчеством. Мы воюем и примиряемся… мы активны, чего не скажешь о «дереве» судьба которого находится в руках этого «дитя» И не «дерево» пользуется человеком, а наоборот.

Интересно, чтобы нам сказали деревья, если бы могли разговаривать? Думаю, что ничего приятного. Поэтому напрашиваются такие слова: «Берегите природу и любите все, что вас окружает!»

Задание 10. Познакомьтесь с образцом развития содержания темы «И в солнце, и в луне есть темные места» (Херасков). Какими примерами вы дополнили бы данные размышления, в основе которых топ «причина и следствие».

Образец

«И в солнце и в луне есть темные места» (Херасков)

1.АНАЛИЗ (расчленение и разъяснение темы).

Мы всегда бываем строги в наших приговорах другим, в суде над ними, особенно над людьми выдающимися. Малейший недостаток других мы склонны возводить в порок. Но мы ошибаемся. Совершенных особей не творит даже природа. Даже и на наших светилах есть темные пятна. Но светила все-таки остаются светилами.

2. ТЕМА.

Нужно относиться к людям снисходительно.

3. ПРИЧИНЫ.

– Нет людей без недостатков, это всех уравнивает

– Осуждать людей имел бы право тот, кто сам – совершенство.

– Наши суждения нередко близоруки и ошибочны, потому что не всегда мы знаем истинные причины того, что наблюдаем.

4. СЛЕДСТВИЯ.

Необходимо проявлять к другим:

– всепрощение;

– снисходительность;

– любовь.

5. ПРОТИВНОЕ.

Недоверие к людям, пессимизм, мизантропия. Вспомните о топе «сопоставление» / «противоположно

Задание 11. Разработайте с опорой на топ «причина и следствия» содержание темы

«Быть бедным – большое несчастье. Не меньшее несчастье – родиться богатым» (Андре Моруа)

1.АНАЛИЗ

Мы всегда стремимся к материальному благополучию, думая, что богатство сделает нас счастливыми. При этом не подозреваем, что рожденные в богатстве люди тоже зачастую несчастны. Несчастье бедного человека заключается в том, что для него недоступны блага цивилизации, требующие капитальных вложений. Большую часть жизни он тратит на зарабатывание денег для того, чтобы обеспечить себе жизнедеятельность.

Но не факт, что он несчастнее человека, родившегося в достатке. Конечно же, у богатых людей больше возможностей и свобод. Но это не определяет понятия «счастье». Материальный достаток не гарантирует здоровья, любви и настоящей дружбы не все можно купить за деньги. Обладателям крупных капиталов зачастую не разглядеть, кто относится к ним искренне ради них самих, а не ради миллионного счета в банке. Как правило, богатые люди одиноки.

Плохо быть очень бедным, равно как и очень богатым быть ни к чему. «Золотая середина» была бы более уместна в нашем хаотичном мире, где гармония так желательна.

ТЕМА.

Всего должно быть в меру, в том числе и денег.

ПРИЧИНЫ.

- И бедные, и богатые бывают несчастны. Это их уравнивает

- Богатые окружены завистниками, бедные ежедневным трудом.

- Во всем желательна гармония.

СЛЕДСТВИЯ.

Не нужно желать себе великого богатства.

Необходимо устроить свою жизнь так, чтобы избежать нищеты.

ПРОТИВНОЕ.

Богатые надменны; бедные озлобленны и подавлены.

Задание 12. Предлагаем схему разработки темы. Подберите соответствующие примеры и «свидетельства».

Тема: Вины отцов не должно вспоминать. Мир гробу их. (Пушкин)

1. Анализ.

Судить других вообще нехорошо: «Не судите да не судимы будете» (Евангелие).

Порицать же предков не просто нехорошо, но всегда, у всех народов считалось недостойным, низким.

2. Причины:

1) Это неблагодарно. Каковы бы ни были промахи и недостатки предков, но мы им обязаны и своим существованием и тем благополучием, которое имеем; если же не имеем – не нам их винить.

2) Это неблагородно. Нельзя считать благородным даже того, кто говорит дурно об отсутствующих. Если непозволительно хулить за глаза отсутствующих, то тем более низко это по отношению к мертвым.

3) Это грешно. Смерть имеет очистительную силу: о мертвых либо молчат, либо говорят только хорошее.

Тема: Когда вам кажется, что простить нельзя, вспомните, сколько прощено вам. (Хавьер Эрнандес)

АНАЛИЗ. Нельзя долго хранить обиду, так как это пагубно для духовности человека. Обида разъедает душу и заслоняет светлые стороны жизни от вас. Вы тоже кого-то обижали, иногда даже не подозревая об этом. И вас прощали. Так и вы простите!

ПРИЧИНЫ. Это неблагодарно. Каковы бы ни были промахи и недостатки обидевшего вас, но вы им обязаны тем, что они из любви к вам простили вам обиды нанесенные вами ранее.

1. Это неблагодарно, потому, что простивший вам все обиды дорожит вами и искренне раскаивается.

2. Это глупо. Мудрый человек не будет долго носить обиду в сердце.

3. Вас тоже было за что прощать, следовательно, вы не идеальны, чтобы обижаться на поступки близких по отношению к вам.

СЛЕДСТВИЕ. Научите прощать.

Задание 13. Составьте смысловые схемы и разработайте риторические эскизы для речи с темой «Цветок».

Ответ: схема 1.

Цветок - роза

алая (страсть) - белая (холод)

война роз

садовый цветок полевые цветы

махровая роза шиповник

схема2. Цветок сирень

белая розовая

война цветов

садовая декоративная дикорастущая

махровая сирень обыкновенная


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: