Принципы правового государства - это исходные, основополагающие, ориентирующие начала, вытекающие из его природы. Это - составная часть теории правового государства, имеющая непосредственный выход на общественную практику, целенаправленную деятельность людей.
В теории правового государства его принципы характеризуют в самой общей постановке и более конкретно. В частности, В. Н. Кудрявцев и Е. А. Лукашева сформулировали пять, как они выразились, основополагающих принципов правового государства:
- господство закона во всех сферах общественной жизни;
- связанность законом самого государства и его органов;
- незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, их охрана и гарантированность;
- взаимная ответственность государства и личности;
- эффективность форм контроля и надзора за осуществлением законов и нормативно-юридических актов.
В более конкретной постановке вычленяют значительно большее число принципов. В частности, В. В. Лазарев формулирует десять принципов:
1) идея народного суверенитета;
|
|
2) господство закона (права);
4) принцип вертикального разделения властей (для правового государства с федеративным устройством) между федерацией и ее субъектами;
5) реальное обеспечение прав и свобод личности;
6) наличие развитого гражданского общества;
7) создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или организации;
8) верховенство и прямое действие конституционного закона, установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;
9) возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности;
10) соответствие законов праву и правовая организация государственной власти.
Принципы правового государства следует также подразделять на принципы его формирования и функционирования. Процессу становления социального правого государства присущи следующие принципы:
- конституционное закрепление специфики правового государства, его устоев, его основных демократических правовых и политических институтов;
- демократизм формирования системы государственных органов, особенно органов представительной и верховной власти;
- точное законодательное разграничение компетенции государственных органов, законодательной, исполнительной, судебной, местной, контрольной, надзорной власти;
- юридизация государственного аппарата и всего общества;
- формирование независимого суда как органа ни от кого не зависящего, только закону подчиняющегося в юридическом разрешении всех предусмотренных правом дел;
- формирование такой системы адвокатской деятельности, которая обеспечила бы своевременную правовую защиту интересов личности во всех сферах жизни и деятельности, но особенно в связи с привлечением к юридической ответственности;
- придание прокуратуре такого правового статуса, который позволяет независимо и реально осуществлять надзор за точным соблюдением законов, защищающих права и законные интересы личности и государства;
- создание такой системы образования и воспитания, которая обеспечила бы подготовку и переподготовку необходимого количества юристов высокого профессионального уровня и нравственной надежности
- и содействовала бы юридическому всеобучу граждан.
В формирующемся социальном правовом государстве, как правильно об этом подчеркивает И. Ю. Козлихин, надо все больше продвигаться к «правлению права».
|
|
К принципам функционирования социального правового государства относятся следующие:
• источником законодательства является народ, его насущные интересы, его правосознание, его воля;
• издаваемое законодательство должно быть правовым, соответствующим принципам права, выражающим баланс интересов всех социальных страт, личности и общества;
• верховенство правового конституционного закона и его прямое действие;
• своевременное установление правового законодательства;
• стабильное правовое упорядочение;
• безусловное подчинение правовому закону всех без исключения субъектов права;
• взаимная правовая (юридическая) ответственность личности и государства;
• человеку, гражданину и его инициативным организациям разрешено все, что не запрещено правовым законом;
• государственным структурам разрешено лишь то, что дозволяется законом, что точно определено их компетенцией;
• нет преступления, не указанного в правовом законе;
• нет наказания, не предусмотренного правовым законом;
• неотвратимость юридической ответственности за совершенное правонарушение;
• соответствие предусмотренного правовым законом наказания тяжести совершенного правонарушения;
• недопустимость юридической ответственности за взгляды, если они не нарушают общественный порядок, установленный правовым законом;
• человек подвергается только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения требований обще
человеческой морали, общественного порядка и общего благосостояния демократического общества;
• обжалование в суде любых неправомерных действий;
• эффективный контроль и надзор за исполнением правовых законов.