Государство в политической системе общества

Природа государства и причины его возникновения. – Сущность государства как политического института: его элементы, основные характеристики, функции, задачи. – Современная типология государств и основные критерии их классификации – Основные тенденции развития современных государств. – Гражданское общество и его функции.

Государственность как особая организация совместной жизни людей – это большое достояние того или иного общества, и не все народы до сих пор обрели ее. Возникновение государства как особого явления общественной жизни, основного института политической системы связано с целым рядом причин. Эти и другие причины также влияли и на развитие, эволюцию (генезис) государства. Дискуссии о приоритете тех или иных причин над другими продолжаются и в настоящее время. Но в целом все исследователи признают, что природа государства, причины его возникновения кроются в самом обществе, в том особом этапе его развития, когда усложнились экономическая, производственная, социальная жизнь общества, а также ее религиозная, культурная, личная и т.д. стороны, и все это потребовало создания особой системы властных структур, которые не только на основе авторитета, нравственных норм, но и силой закона смогли бы регулировать, регламентировать эту жизнь, делать ее более упорядоченной, организованной.

Социально-экономическая природа государства тесно связана с теми причинами и факторами, которые послужили непосредственным поводом для его возникновения и последующего развития. Для различных народов и в разное время такими факторами могли быть внешняя опасность, угроза завоевания. Или наоборот, покорение народа, завоевание его территории и желание сохранить это господство требовали создания государственного уровня организации общественной жизни.

Гражданские, религиозные войны внутри какого-либо этноса, компактно проживающего на определенной территории и осознающего свое единство и свою самобытность, также могут подтолкнуть общество к усилению государственного начала, существующего в нем в лице, например, вождя и всех тех, которые поддерживают его власть. Государство становится той единственной силой, которая может восстановить единство в обществе, сохранить его целостность.

В других случаях под воздействием природного фактора начинает преобладать такая форма производственной, экономической жизни (например, ирригационное земледелие), которая для своего дальнейшего развития требует государственного уровня при решении вопросов воспроизводства рабочей силы, организации труда и т.д.

Отмеченные выше факторы находятся в основе сформировавшихся политологических концепций, теорий, объясняющих причины возникновения государства как особого политического института. Среди них наиболее разработанными являются патриархальная, теологическая (божественная), договорная (или теория общественного договора), завоевательная (насильственная) и классовая. Аристотель (автор теории патриархального государства) полагал, что государство происходит из власти отца над детьми и собственной семьей – власти, которая, постепенно вырастая, превратилась в многочисленное общество во главе с патриархом – отцом.

В средние века была распространена теологическая теория. Например, Фома Аквинский, считал что государство есть продукт божественного вмешательства в грешные людские дела, что государство было создано Богом с целью улучшения организации жизни людей.

В Новое время возникла теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо), согласно которой государство рассматривалось как результат договора между людьми, передающими часть своей власти и свободы ему в целях обеспечения в обществе порядка и защиты свободы и собственности граждан.

В XIX в. сформировалась завоевательная теория (Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер, К. Каутский), согласно которой первые государства возникли под воздействием внешнего фактора – завоевания воинственными племенами кочевников или викингами земледельческих обществ и эксплуатации победителями побежденных. Одновременно были заложены основы марксистского учения о государстве, трактующего его как политическую организацию экономически господствующего класса с целью подавления сопротивления его классовых противников (трудящихся масс). Несмотря на то, что в современной науке марксизм в значительной степени дискредитирован его идейными противниками, историческая периодизация государства, представленная в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, во многом остается функциональной.

Генезис государства - это сложный и во многом противоречивый процесс, который постоянно находится и продолжает находиться под влиянием исторических, природных, региональных и других особенностей. Тем не менее в истории развития государства возможно выделить несколько основных этапов.

1. Исторически государство возникает из догосударственных, неполитических форм власти вождя, родовой верхушки вместе с образованием общества как упорядоченной этой властью совокупности людей, объединенных родством, общими целями, интересами. На этой ранней стадии становления государства власть существует в виде монархических, зачастую деспотических режимов и регулирует еще недостаточно развитую социальную структуру общества, которая условно представлена двумя группами – свободных и несвободных, рабов и рабовладельцев.

2. Следующий этап развития государства охватывает огромный период Средневековья вплоть до начала XVI в. Преобладающей формой организации власти государства была монархия, которая, опираясь на широкую социальную базу и используя политический уровень общественных отношений, концентрировала в своих руках власть, преодолевала феодальную раздробленность, формировала государственный аппарат управления. В XVI в. появляется и само понятие «государство», которое стало обозначать новое, отличное от догосударственного, состояние общества, содержание которого не связывалось с его устройством или режимом, с такими понятиями, как княжество, ханство, республика и т.п.

3. Если у многих народов Востока, Азии процесс развития государства переживал стагнацию, а на других территориях государственная власть еще не сформировалась, то в Европе в Новое время социальная структура общества не только усложнялась, но и ее элементы (общности, социальные группы, классы) все в большей степени осознавали свои интересы, запросы, цели и тем самым, углубляя и расширяя пространство политических отношений, укрепляли политическую организацию власти. Эти процессы привели к образованию нового субъекта политических отношений - гражданского общества, которое инициировало и повело борьбу за права человека с властью государства. Экономическая, гражданская, культурная консолидации общества в Новое время сформировали мононациональное, унитарное государство как один из преобладающих его типов. Вместе с тем в этот период получил новую жизнь и такой тип государства, как империя, состоящая из централизованного моногосударства (метрополии) и многих других (чаще завоеванных) стран и народов.

4. В Новейшее время эволюционный процесс привел к становлению гражданского правового государства во многих странах мира. Имперские государства в конечном итоге оказались нежизнеспособными и распались. Экономическому, социально-политическому, культурному развитию общества в Новейшее время в большей степени стало отвечать федеративное государство как сочетание централизма и определенной свободы для его административно-территориальных единиц.

Таким образом, возникновение государства и его генезис привели к тому, что оно стало представлять не только главный институт власти в обществе, но и концентрированное осуществление этой властью политики. Современная политология определяет государство как важнейший социально-политический институт общества и основу его политической системы, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования поведения людей, общностей, взаимоотношений между ними и проведения своей внутренней и внешней политики.

Более глубоко и всесторонне уяснить сущность современного государства позволяют выделение и анализ его основополагающих признаков, структур и функций, которые оно исполняет. Универсальными элементами (структурами) любого государства являются территория, гражданское общество, власть. Возникновение и исчезновение государств прежде всего связано с территорией, границы которой оно охраняет, контролирует, обеспечивает целостность и на которую распространяется его юрисдикция. Поэтому граница является не столько географической, сколько политической категорией. Важное значение имеет совпадение границы государства с ее естественными, географического порядка рубежами, а также с этническими границами.

Проживающее на определенной территории население и подчиняющееся власти государства также является его важной составной частью и образует гражданское общество, суверенное в своей основе и являющееся источником этой самой власти. Общественная сущность государства выражается и таким понятием, как гражданство. Наличие гражданства позволяет человеку ощущать себя под защитой государства и частью государства со своим статусом, правами и обязанностями. Государство также определяет статус и различных социальных общностей, групп.

Обособившаяся от общества власть в виде системы организаций, учреждений (законодательных, исполнительных, судебных) образует еще один элемент государства. Власть государства суверенна. Она распространяется на всю его территорию и на все гражданское общество. Власть, присущая государству и являющаяся его важнейшим признаком, позволяет осуществлять целый ряд исключительных прав: издавать законы, регулировать общественную жизнь, нормировать ее, использовать неэкономическое принуждение. Более того, власть государства распространяется на такие естественные, неотъемлемые права человека, как свобода, жизнь, которых оно может их лишить. Для понимания сущности государства важны выделенные политологией его важнейшие признаки, или характеристики. Так, важной характеристикой государства выступает суверенитет, т. е. его независимость во внешних и верховенство во внутренних делах. Суверенитет означает наличие верховной политической власти, от имени которой в стране принимаются все властные решения, являющиеся обязательными для выполнения каждым членом общества. Государство выражает интересы всего общества, а не отдельных политических сил. Только оно может издавать законы и осуществлять правосудие.

Важным элементом государства также является наличие специальной системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти (правительство, чиновничий аппарат, органы принуждения).

Важной характеристикой государства также принято считать монопольное использование насилия теми, кто владеет властью. Это означает, что только государство имеет право применить насилие по отношению к своим гражданам. Для этого у него имеется аппарат принуждения.

Государство характеризуется также наличием определенного юридического порядка на всей территории. Законом закрепляют определенную государством систему норм и отношений.

Среди основных характеристик государства важную роль играют экономические. Например, только государство может устанавливать и собирать налоги, составляющие главный источник поступлений средств в государственный бюджет.

Функции современного государства чрезвычайно разнообразны. Их первую группу можно определить как посредническую, т.е. связанную с урегулированием противоречий, конфликтов в обществе. Посреднические функции государства состоят в том, что политическая власть ищет компромисс между противостоящими силами, стремится к расширению своей социальной и классовой основы. Это достигается и путем демократизации политической системы: в нее включаются новые партии, общественные движения, группы, ассоциации и т. д. Особое место здесь занимают представительные органы власти - парламент и региональные учреждения. Они стремятся гармонизировать социальные противоречия в обществе, ограничить претензии противостоящих сторон. В случае, если в обществе возникнет социальный конфликт и начнет принимать угрожающие размеры, государство располагает исключительным правом использовать силу для того, чтобы его прекратить. Если государство этого не делает, то тем самым оно создает условия для распространения насильственных действий, социальных столкновений, конфликтов, не выполняет одну из важнейших своих функций.

Для сохранения целостности общества и обеспечения его поступательного развития большое значение имеет функция управления. Государство, опираясь на обособленные от общества системы органов, организаций и учреждений, а также на правовые нормы, санкционированные политической властью, регулирует с целью повышения эффективности их деятельности такие стороны жизни этого общества, которые связаны с экономикой, социальной сферой, обороной, научно-техническим прогрессом и т. д. Реализация этой функции происходит прежде всего через решение таких задач, как:

- создание соответствующего правового поля (разработка и принятие конституции, тех или иных законов парламентом);

- принятие указов, распоряжений и т. п. во исполнение этих законов как на уровне центра, так и на уровне администраций субъектов государства;

- контроль за исполнением законов, указов, постановлений и т. д.;

- анализ всего многообразия процессов, протекающих в обществе, результатов правовой деятельности во всех областях его жизни;

- подбор, расстановка, ротация кадров, их подготовка и переподготовка.

Сущность внутренних функций, присущих государству, заключается в поддержке тех нравственных норм, ценностей, образцов поведения, которые являются общепринятыми в обществе, исполнении тех правовых положений, которые заложены в конституции. Это достигается через защиту прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка, создание определенных властных структур, поддерживающих внутреннюю безопасность, через создание, содержание и использование вооруженных сил, выпуск займов, эмиссии денежных знаков, проведение соответствующей национальной политики, разработку концепции социально-экономического развития страны, государственного строительства, поддержку достойного уровня образования, здравоохранения, науки, культуры, обеспечение социальной защищенности граждан, охрану окружающей среды, через инвестиционную, бюджетную политику, сбор налогов и т. д.

Внешнеполитическая функция государства реализуется через решение таких задач, как обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны, защита интересов государства на международной арене и право представлять его за рубежом, сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем человечества (сырьевой, энергетической, экологической, демографической, ядерной безопасности и др.), развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества с другими странами, участие в миротворческих акциях, защита интересов, безопасности, жизни граждан за границами отечества и др.

Функции государства, его территория, население, власть отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако по организации власти, способам ее осуществления, внутреннему построению и т.д. они могут существенно отличаться друг от друга. Научное осмысление государства как основного политического института невозможно без его типологизации.

Политическая типологизация государств достаточно многочисленна. Это обусловлено как многообразием исторически приходящих типов государств, так и тем, что существуют различные подходы при выделении тех или иных их видов.

Наиболее известной типологией является та, которая основана на форме правления (способе организации высшей власти). На этом основании выделяют такие типы государств, как монархия и республика. В монархических государствах верховная власть осуществляется одним лицом и, как правило, передается по наследству. В этом случае монархия является абсолютной. Если власть монарха носит лишь представительский характер, ограничена конституцией и каким-либо законодательным органом, то такое государство определяется как конституционная, или ограниченная монархия. При объединении высшей светской и религиозной власти в руках одного лица - монарха государство принято называть теократической монархией (Оман, Катар и др.).

Основное отличие республики от монархии в том, что высшие органы государственной власти избираются напрямую, непосредственно или формируются общенациональными представительными учреждениями - парламентами. Республики бывают парламентскими, президентскими и смешанного типа, где сочетаются черты двух последних (Франция, Финляндия, Португалия и др.).

В республике парламентского типа высшая исполнительная власть формируется из представителей партий, завоевавших в рамках коалиции большинство мест в парламенте, которая ответственна перед ним как законодательным органом. Депутаты - члены парламента, которые или на коалиционной основе, или представляя одну партию, победившую на выборах, доминируют в законодательном органе, образуют правящее большинство. Другие депутаты составляют парламентскую оппозицию. В случае, если парламентское большинство было незначительным, относительным или в силу каких-либо других причин две основные политические силы меняются местами, то это порождает правительственный кризис, так как исполнительная власть теряет опору в парламенте. В парламентских республиках может существовать и должность президента, но она обладает чисто номинальными, представительскими функциями.

В президентской республике законодательная и исполнительная власти формируются на основе выборов, которые проходят раздельно и не связаны между собой. Избранный президент является главой государства и формируемого им правительства, которое прежде всего подотчетно ему. Парламент имеет возможность ограничить власть президента, правительства с помощью принимаемых им законов, бюджета. Сам президент может быть отстранен от должности только по основному закону - конституции через специальную процедуру импичмента.

На основе национально-территориальной организации государства выделяют такие его типы, как федерация, конфедерация и унитарное государство. Последние характеризуются прежде всего тем, что его административно-территориальные единицы не обладают признаками государственности, суверенитета: вся власть сосредоточена в центре.

В федеративном государстве субъекты федерации имеют определенную конституцией автономию от центра, достаточно большие признаки суверенитета. Властные полномочия федерального центра и административно-территориальных единиц разделены и для последних значительны. В многонациональных государствах федерализм - важное средство решения национального вопроса, а значит, и сохранения целостности государства.

Конфедеративный тип государства - это союз суверенных государств, которые объединяются для совместного решения определенных задач, координации своей деятельности и при этом сохраняют свою независимость. Реальная власть в конфедерации находится на местах, а не в центре; в ней нет единого гражданства, правовой и налоговой систем. Многие исследователи полагают, что конфедерация - не государство, а форма межгосударственного объединения, которая в короткое время либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Исходя из политического режима, установившегося в том или ином государстве, из методов осуществления в них власти выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические государства.

Значительное внимание политология уделяет вопросу о будущем государства как политического института, изучению основных возможных тенденций его развития. Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, следует считать их стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис нашел отражение в конституциях многих европейских стран, в том числе – в Конституции РФ, принятой на референдуме в 1993 г. Важной тенденцией в развитии современного государства также выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идет на смену абсолютному суверенитету. Если раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивалась как вмешательство в его внутренние дела, то в условиях современного взаимозависимого мира решение отдельных проблем (военных, экологических и др.) требует определенного, разумного самоограничения суверенитета.

Важными тенденциями в развитии современных государств выступают, с одной стороны, тенденция к интеграции их экономической и политической жизни, а с другой - тенденция к дроблению уже существующих государств. Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих, например, в Европейское экономическое сообщество. Создаются специальные межгосударственные и наднационные органы власти – Европарламент, Европравительство и др. Одновременно с процессами интеграции идут процессы дезинтеграции, т. е. дробления государств, создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, а также выделения автономий из унитарных государств, предоставления им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного государства.

Дезинтегративные процессы зачастую сопровождаются нарушением политической стабильности, насилием, вплоть до вооруженных конфликтов. Поэтому многие политологи говорят о необходимости определенных пределов дробления государств. Многие национальные проблемы можно разрешить в рамках расширения прав автономий и передачи им больших полномочий от высших государственных органов власти.

Для современных государств характерна также тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между высшими государственными структурами в пользу местных структур в целях развития самоуправления. Такое перераспределение функций органов государственной власти способствует демократизации на местах, более широкой вовлеченности граждан в процесс принятия политических решений.

Политология также выделяет еще две важнейшие тенденции развития современного государства – этатистская и диэтатистская.

Этатистская тенденция проявляется в усилении роли государства в обществе и росте государственных структур. Она вызывается неизбежностью государственного регулирования экономики и социальной сферы, развитием государственного сектора экономики, таких его видов, как железнодорожный транспорт, энергетика, космические системы, производство оружия.

Диэтатистская тенденция проявляется в ограничении государственной власти, в переходе этой власти к негосударственным организациям, в расширении зоны гражданского общества, в разгосударствлении и приватизации экономики и других сфер общества. Действие этой тенденции объясняется низкой эффективностью государственного сектора экономики и государственной регуляции, растущей бюрократизацией государственных структур, стремлением людей к большей независимости от государства. В этой связи существенным для рассмотрения вопроса развития современного государства является вопрос о правовом государстве и его существенных свойствах.

Правовое государство - тип государства, в котором общественная жизнь подчинена закону, выражающему принципы равноправия, справедливости, свободы. Основными принципами правового государства являются:

- верховенство и всеобщность закона в обществе. Это означает, что только закон является обязательным, и не только для граждан, но и для самого государства и его органов, должностных лиц;

- приоритет прав и свобод человека проявляется в том, что главными в деятельности государства являются обеспечение и охрана прав и свобод личности в обществе;

- взаимоответственность государства и личности показывает, что права человека только тогда становятся реальностью, когда они неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью людей;

- легитимность власти - установление правомерности, законности власти, сформировавшейся путем демократических выборов и являющейся эффективной в обеспечении порядка в обществе;

- разделение властей - принцип, предполагающий четкое разделение сфер деятельности и властных полномочий между тремя ветвями государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной.

В правовом государстве все граждане должны соблюдать законы, уважать права и свободы других людей, охранять природу и др. Государство ответственно перед личностью и обществом за исполнение своих функций. Формы этой ответственности разнообразны: это достоверная информация для граждан, отчеты исполнительных органов, опросы, референдумы, оценивающие работу и предложения правительства, судебное обжалование должностных лиц.

Появление правовой государственности было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате формирования гражданского общества. Оно является продуктом буржуазной эпохи XVII – XIX вв., когда постепенно, как не регулируемая властью инициатива «снизу» происходило превращение людей из подданных государств в свободных граждан - собственников, обладающих определенной автономностью от государства, готовых быть политически, экономически независимыми и ответственными.

Гражданское общество - общество развитых социально-экономических, политических и духовно-нравственных отношений, высокой общей и социально-политической культуры, социальной и политической активности своих членов (граждан), отдельно и независимо от государства строящих свои отношения с ним на основе признания приоритета общества и необходимости служения ему государства.

Становление государственного общества неразрывно связано со становлением и совершенствованием современной цивилизации. Оба эти процесса предполагают непрерывное совершенствование как личности, превращение ее в действительно свободного, полноправного, активного гражданина с должным социальным и политическим статусом, так и общества, его устройства, функционирования и развития.

Гражданское общество может сложиться только на основах демократизма, гуманизма, развития общественного, в том числе и местного самоуправления, децентриализации. Оно несовместимо с авторитаризмом и тоталитаризмом, нарушением прав человека, народов и национальных меньшинств, с национализмом, шовинизмом, расизмом, религиозной нетерпимостью и т. д.

Становление гражданского общества – социальная основа становления правового государства. Государственное общество сегодня – это тот идеал, к которому стремятся многие страны современного мира. Положения Конституции РФ 1993 г. о государственном обществе у нас отражают именно процесс движения к такому обществу, те его важнейшие ценности, которые должны определять общее главное направление социально-политического развития России.

Гражданское общество объективно берет на себя исполнение ряда важнейших функций, не свойственных государству, но которые последнее постоянно стремится «подмять» под себя. К важнейшим функциям гражданского общества политология относит следующие:

- формирование и поддержание среды, в которой формируется активный социальный тип гражданина;

- поддержание моральных устоев общества;

- обеспечение формирования разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики;

- регулирование взаимоотношений частных лиц, групп, организаций с помощью обычаев и норм гражданского права, разрешение конфликтов, что помогает вырабатывать общую политику в интересах всего общества;

- поддержание негосударственных механизмов охраны и защиты достоинства и прав человека, контроль за государственными механизмами охраны прав человека;

- осуществление широкого самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни;

- создание форм демократического оппонирования и демократической конструктивной оппозиции и др.

Становление гражданского общества в различных странах проходило по-разному. Имеет свои особенности и процесс становления гражданского общества в России. Исторически сложилось, что в России государство долгое время выполняло функции опеки над обществом, устанавливая за ним строгий контроль. В конце XIX – начале ХХ вв. в России появились первые признаки появления гражданского общества (парламент, политические партии и др.).

В советское время гражданское общество находилось под идейным руководством и организационно-кадровым контролем коммунистической партии. В конце 80 – начале 90 – хх гг. ХХ в. произошло резкое ослабление контроля КПСС за общественными объединениями. Это сопровождалось значительным подъемом стихийной митинговой активности, образованием различных новых и политизацией существовавших ранее общественно-политических объединений, что привело к разрушению политической системы и государственного управления. Возник разрыв между государством и гражданским обществом, который не мог быть быстро преодолен.

В условиях слабого государства новое гражданское общество не смогло взять на себя значительную часть функций. Разрыв между государством и обществом создал вакуум власти, в который пришли не общественные объединения, а организованные преступные группировки, альянсы коррумпированных чиновников и криминальных финансовых групп.

Однако несмотря на все эти негативные тенденции, а также на усиление авторитарных импульсов в начале 2000-х гг., гражданское общество сыграло и продолжает играть все-таки важную роль в обновлении политической жизни страны. Процесс укрепления гражданского общества в России в настоящее время проходит с известным ускорением и достаточно динамично.

_____________________________

Вопросы для самоконтроля знаний по теме:

1. Перечислите важнейшие характеристики государства, отражающие его сущность.

2. Назовите основные элементы государства. Почему без этих элементов государство не может существовать?

3. В чем заключаются функции государства?

4. По каким критериям осуществляется типология государств?

5. Назовите примеры современных абсолютных монархий?

6. В чем особенности института монархии в современных условиях?

7. Что такое республика как форма правления?

8. В чем отличия президентской республики от парламентской?

9. Что такое унитарное государство, федерация, конфедерация?

10. Какова роль государства в организации экономической жизни?

11. Какие функции присущи гражданскому обществу?

ТЕМА 6

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ

Природа элитизма жизни общества. – Политическая элита как понятие. – Теории элит Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса. - Основные концепции политических элит. – Рекрутирование политических элит. – Функции политических элит и их типология.

Носителем политической власти может выступать любой субъект политики – класс, группа, индивид или социальный институт. Однако реальной политической властью овладеть удается далеко не каждому субъекту политических отношений. Это под силу весьма ценной для общества немногочисленной группе носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций. Именно ей принадлежит привилегия формирования политики, принятия важнейших решений и выработки законов государства. Эту группу, выступающую субъектом власти, принято называть политической элитой. Термин «элита» (от лат. elit – лучший, отборный, избранный) с ХVII в. стал употребляться для наименования избранных слоев людей, прежде всего высшей знати. Но только с конца ХIХ в. получил распространение в общественных науках, а в ХХ в. стал широко использоваться в социологии и политологии как центральное понятие элитарных теорий, утверждающих, что необходимыми составными частями любой социальной структуры являются высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции властвования в той или иной сфере жизни общества.

Этимологическое значение этого термина имеет два аспекта. Первый из них заключается в том, что элита обладает какими-то четко и максимально выраженными чертами, концентрирует в себе определенные качества. Второй аспект подразумевает оценку этих качеств как наивысших в той или иной шкале измерения.

В своем первоначальном, этимологическом значении понятие элиты не содержит в себе ничего антигуманного или антидемократического и широко распространено в повседневном языке. Так, например, нередко говорят об элитном зерне, элитных лошадях и других породах животных, о спортивной элите и т.п. Очевидно, что в человеческом обществе существуют естественные и социальные различия между людьми, обусловливающие их неодинаковые способности к управлению и влиянию на политические и общественные процессы. Уже это дает основания ставить вопрос о политической элите как носителе наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств. Различные теории элит стремятся исключить нивелировку, усредненность в оценке влияния людей на власть, сходясь во мнении, что политическая элита – это составляющая меньшинство общества достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа (или совокупность групп), в большей или меньшей мере обладающая выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами и непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Определение элиты в западной социологии и политологии позволяет более выпукло показать те или иные стороны проявления элитизма. В частности, к ней относят:

- людей, получивших наивысший индекс в области их деятельности;

- наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство общества, правящий класс;

- люди, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством;

- люди, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности;

- люди, обладающие формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную жизнь;

- творческое меньшинство общества в противоположность нетворческому большинству;

- меньшинство, осуществляющее наиболее важные функции в обществе, имеющие наибольшее влияние;

- сравнительно небольшие группы, состоящие из лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества (соответственно политическая, экономическая, культурная элита);

- наиболее квалифицированные специалисты, менеджеры и высшие служащие в системе бюрократического управления и др.

Теории элит, сформировавшиеся как столетия назад, так и в новейшее время, объединены признанием обязательности элитарности общества. Пока существует человеческое общество, будет существовать и власть, а значит, будут существовать отношения господства-подчинения одних групп людей над другими. Именно господствующая в обществе группа людей – политическая элита концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, в выработке стратегии общественного развития.

Персональный состав политической элиты может меняться, однако ее должностная структура остается практически неизменной. Политическая элита современных государств представлена монархами, президентами, вице-президентами, премьер-министрами, министрами, руководителями законодательных и исполнительных органов, депутатами, губернаторами штатов, главами властных структур в автономиях, краях, областях, высшим дипломатическим корпусом и др. По имеющимся оценкам, в разных странах численность политической элиты не превышает 2-4 тысяч человек, т. е. это весьма узкий и немногочисленный слой. Русский историк и философ первой половины ХХ в. Н.А. Бердяев справедливо заметил: «С сотворения мира всегда, как правило, правит и будет править меньшинство, а не большинство. Это верно для всех форм и типов управления, для монархии и для республики, для эпох реакционных и для эпох революционных. Из управления меньшинства нет выхода… Одно меньшинство сменяется другим меньшинством». Утверждать обратное – значит игнорировать исторический опыт и факты современной жизни. Там, где есть власть, государство, есть и политическая элита.

Именно из признания элитарности человеческого общества постепенно формировались различные теории элит, объясняющие их природу, функции, принципы формирования, качественные, количественные характеристики и др. Уже в государствах Древнего мира получили оформление различные теории, объясняющие и разъясняющие причины элитарности общества, ее необходимость и обязательность. В античной философии элитарное мировоззрение было наиболее полно сформулировано Платоном. Он решительно выступал против допущения демоса (народа) к управлению государством, называл его «толпой», враждебной мудрости. А главным носителем мудрости, дающей основание принадлежать к элите, Платон считал аристократию. Вели свой поиск объяснения элитарности общества Конфуций, Н. Макиавелли,
Р. Ницше, О. Шопенгауэр и др.

Однако такого рода элитарные теории сколько-нибудь серьезного социологического обоснования тогда еще не получили. Первые современные классические концепции элит возникли в конце XIX - начале XX вв. Они связаны с именами Гаэтано Моска, Вильфредо Парето и Роберта Михельса.

Итальянский социолог В. Парето (1848 - 1923) исходит из того, что миром во все времена правило и должно править избранное, наделенное особыми психологическими и социальными качествами меньшинство - элита. Главный тезис В. Парето заключается в том, что люди чрезвычайно отличаются друг от друга по уму, таланту, трудолюбию, честолюбию, духовному богатству. Совокупность индивидов, которые отличаются результативностью, достигают высоких показателей в той или иной сфере деятельности, и составляет элиту. Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующих в управлении, и неправящую (контрэлиту) - людей, обладающих характерными для элиты психологическими качествами, но не имеющих доступа к руководящим функциям в силу своего социального статуса и различного рода барьеров. В своем известном труде «Подъем и падение элит» он писал: «История человечества - это история постоянной смены элит: одни возвышаются, другие приходят в упадок».

Относительно социальных революций, причину которых многие видят в социальном и, главное, экономическом неравенстве, В. Парето давал свое разъяснение, утверждая, что управлять обществом всегда будет меньшинство - элита, и, таким образом, результатом революций может быть только смена элит. Элиты формируются, борются, достигают власти и приходят в упадок, чтобы смениться другими элитами. В. Парето назвал этот процесс циркуляцией элит.

Кроме того, он сформулировал свой закон распределения доходов, в соответствии с которым одна и та же формула распределения доходов применима ко всем странам вне зависимости от формы правления и экономических условий. Отсюда вывод: «Неравенство распределения доходов, очевидно, зависит гораздо больше от самой природы человека, чем от экономической организации общества». Благосостояние бедных классов может улучшить скорее рост производства, чем уравнительное распределение. В. Парето приходит к выводу: наиболее верное средство улучшения положения бедных классов – сделать так, чтобы богатство росло быстрее населения».

«Сами же революции, - по В. Парето, - происходят потому, что с замедлением циркуляции элиты или по какой-либо другой причине в высших стратах общества накапливаются деградировавшие элементы, которые более не обладают остатками, необходимыми для удержания власти, которые избегают применения силы, в то время как в низших стратах возрастает число элементов высшего качества, обладающих остатками, необходимыми для выполнения функции управления, и склонных к использованию силы».

Выдающийся итальянский социолог и политолог Г. Моска
(1858 – 1941) проанализировал проблему формирования политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием вхождения в нее является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющие элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходства.

Г. Моска полагал, что политическая элита постепенно меняется, в ее развитии прослеживаются две тенденции: аристократическая и демократическая. Первая из них проявляется в стремлении правящего класса стать наследственным, если не юридически, то фактически. Преобладание аристократической тенденции ведет к «закрытию и кристаллизации» элиты, ее вырождению. Вторая выражается в обновлении политической элиты за счет наиболее способных к управлению и активных представителей низших слоев.

Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р. Михельс (1876-1936). В основном солидаризируясь с Г. Моской в трактовке причин элитарности, он особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой, и сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. Р. Михельс связывал это с тем, что развитие крупных организаций неизбежно ведет к формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами. Эффективность их деятельности требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам, заботятся в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения. Р. Михельс указывает на три главных условия, способствующих олигархизации элит. Первое – узкая специализация в управлении, которая препятствует контролю за управляющими. Второе – политическая индифферентность, тяга к сильной власти и другие психологические свойства масс. Третье условие олигархизации элиты – харизматические качества вождя, его способность навязывать свою волю подвластным.

Классические труды В. Парето, Г. Моски и Р. Михельса сформировали фундамент современных теорий элит, наметили основные направления их исследования политологией:

- выделение и описание особых характеристик, присущих политическим элитам;

- изучение процессов, происходящих внутри элитарного слоя;

- рассмотрение проблем взаимоотношений элиты с массами;

- определение роли, места и функций элиты в обществе;

- научное исследование процессов рекрутирования (формирования) политических элит.

Исследование вопросов этих основных направлений научного познания элитарности человеческого общества и, более конкретно, политических элит происходит в рамках нескольких, наиболее влиятельных школ.

Исторически первой группой теорий, не утративших современной значимости, является так называемая макиавеллистская научная школа. Их объединяют следующие идеи:

- любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных;

- элита характеризуется особыми политическими и организаторскими качествами;

- массы признают право элиты на власть, т.е. легитимность;

- элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает.

Элита выполняет необходимую для социальной системы функцию управления, хотя и не всегда эффективно. Стремясь сохранить и передать по наследству свое привилегированное положение, элита имеет тенденцию к вырождению, утрате своих выдающихся качеств.

Концепции ценностной теории элит утверждают, что:

- элитарность – условие эффективного функционирования любого общества. Она основана на естественном разделении управленческого и исполнительного труда, закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии;

- элита – наиболее ценный элемент социальной системы, ориентированный на удовлетворение ее важнейших потребностей;

- положение элиты как высшего слоя оправданно, так как отвечает интересам общества в целом;

- формирование элиты – не столько результат ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. Поэтому общество должно стремиться совершенствовать механизмы такой селекции, вести поиск рациональной, наиболее результативной элиты во всех социальных слоях;

- взаимоотношения между элитой и массой имеют характер не столько политического или социального господства, сколько руководства, основанного на согласии и социальном партнерстве;

- формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.

Некоторые сторонники ценностной теории элит пытаются разработать количественные показатели, характеризующие ее влияние на общество. Так, Н. А. Бердяев вывел так называемый «коэффициент элиты» как отношение высокоинтеллектуальной части населения к общему числу грамотных. Коэффициент элит, составляющий выше 5%, означает наличие в обществе высокого потенциала развития. Как только этот коэффициент опускался примерно до 1%, в обществе наблюдались застой и окостенение. Сама же элита превращалась в касту, жречество.

В современной политологии наиболее аргументированными и находящими конкретное воплощение в политической практике являются функциональные концепции элит (или по-другому – плюрализма элит). Авторы, сторонники этих концепций полагают, что:

- политические элиты – это функциональные элиты. Квалификационная подготовленность к выполнению функций управления конкретными общественными процессами – важнейшее качество, определяющее принадлежность к элите;

- в современном обществе существует множество элит. Элита больше не является единой сплоченной группой. Влияние каждой группы элиты ограничено специфической для нее областью деятельности. Ни одна из них не способна доминировать во всех областях жизни. Плюрализм элит определяется сложным общественным разделением труда, многообразием социальной структуры;

- деление общества на элиту и массу относительно. Между ними существуют скорее отношения представительства или постоянного руководства. С помощью разнообразных демократических механизмов – выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т.д. можно удержать элиты под влиянием масс. Этому способствует конкуренция элит, отражающая экономическую и социальную конкуренцию в современном обществе;

- границы между элитами и массами условны. Доступ в элиту открыт не только представителям крупного богатства, но и тем, кто обладает выдающимися личными способностями, знаниями.

Антиподом концепций плюрализма элит являются леволиберальные теории элиты. Они жестко критикуют современные политические системы, отталкиваясь в своей аргументации от основных положений макиавелистской научной школы элит. Леволиберальные концепции, сформировавшиеся в 50-60-е гг. ХХ в., утверждают, что:

- главный элитообразующий признак – не выдающиеся индивидуальные качества, а обладание командными позициями, руководящими должностями;

- сплачивающим фактором властвующей элиты являются общая заинтересованность составляющих ее групп в сохранении своего привилегированного положения и обеспечивающего его общественного строя;

- важнейшая функция властвующей элиты в обществе – обеспечение своего собственного господства. Именно этой функции подчинено решение управленческих задач;

- рекрутирование элиты осуществляется преимущественно из своей собственной среды на основе принятия ее социально-политических ценностей. Важнейшими критериями отбора являются обладание ресурсами влияния, а также деловые качества и конформистская социальная позиция;

- представители масс могут войти в элиту, лишь заняв высокие посты в общественной иерархии. Однако реальных шансов на это у них немного;

- возможности влияния масс на элиту посредством выборов и других демократических институтов весьма ограничены. С помощью денег, знаний, отработанного механизма манипулирования сознанием властвующая элита управляет массами фактически бесконтрольно.

Разрабатывая многочисленные направления изучения политических элит современных обществ, представленных как постиндустриальными государствами, так и теми, которые находятся на более низких ступенях экономического и социального развития, различные научные школы признают неизбежность наличия элит. При этом политическая наука выделила и сформулировала основные факторы, которые обусловливают эту неизбежность:

1. Выделение в процессе длительной эволюции общественного разделения труда в качестве особого вида профессиональной деятельности управленческого труда, требующего особой, специальной подготовки, компетентности, особых знаний и способностей.

2. С точки зрения необходимости управления обществом неизбежно его социальное деление на руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых.

3. Становлению политической элиты способствуют сама структура политической организации общества, необходимость выделения особого аппарата управления общественными процессами. Политическая власть всегда осуществляется как власть одной социальной группы над другой.

4. Формирование политической элиты стимулируется возможностью получения различного рода материальных и моральных привилегий, почета, славы.

5. Отчужденность большинства граждан от власти и политики вследствие существования естественного неравенства людей по их умственным, психологическим, нравственным и организаторским качествам и способностям к управленческой деятельности.

Таким образом, в основе деления общества на политическую элиту и массы лежат объективные факторы политического, социального и экономического характера.

Признавая природообусловленность элитизма общества и зная объективные и субъективные факторы, определяющие появление политических элит, политология исследует и механизм их формирования (рекрутирования) и те функции, которые они выполняют.

Механизм формирования политических элит даже с учетом множества особенностей того или иного общества, государства реализуется двумя основными путями. Первый из них характеризуется относительной закрытостью механизма формирования политической элиты:

- социальная база ее формирования очень узкая;

- как правило, приток происходит за счет лиц из господствующих социальных слоев общества;

- круг лиц, осуществляющих отбор, ограничен;

- процесс рекрутирования (отбора) медленный, формализованный возрастом, полом, религией, партийностью и др.

Данная тенденция типична для государств с авторитарными и тоталитарными политическими режимами. Если говорить об общественных интересах, то данная тенденция приводит к застою, нарастанию кризисных явлений. Чем более замкнута политическая элита, тем менее она способна сохранить свое господство, утрачивая возможность эффективно управлять обществом.

Второй путь характеризуется:

- широким кругом людей, участвующих в процессе формирования политической элиты (прежде всего через демократическую избирательную систему);

- возможностью претендовать на занятие должности в политической структуре представителями любой социальной группы общества;

- конкурентным характером отбора;

- высокими требованиями к личным качествам и способностям претендентов на руководящие должности.

Второй путь формирования политической элиты более эффективен для общества в целом и характерен для государства с демократическим режимом, зрелым гражданским обществом.

И первый и второй пути формирования политической элиты исторически обусловлены: нельзя один путь безоговорочно осудить, а второй – признать единственно правильным. И тот и другой механизмы рекрутирования элиты обслуживают конкретное общество, государство в определенный исторический отрезок времени.

Для современной, посткоммунистической России необходимо завершить процесс создания новой системы рекрутирования элит, основанной на конкурентных началах и институциализации требований к деловым и нравственным качествам политических и административных руководителей. Как для демократического государства, для нее имеют первостепенную значимость не борьба с элитарностью, а формирование наиболее результативной, полезной для общества элиты, своевременное качественное обновление, предотвращение тенденции олигархизации, превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту.

Как и любой субъект политической жизни, элиты выполняют в обществе ряд функций и решают множество задач. К числу важнейших относятся следующие:

- функция выработки стратегических решений. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий. Она проявляется в генерировании новых идей, в определении стратегического направления общественного развития, в выработке соответствующих концепций. Стратегическая функция в полной мере может быть реализована лишь на высшем уровне политической элиты – президентами, парламентариями, членами кабинета министров, советниками, помощниками президента, с использованием специалистов научно-исследовательских институтов, аналитических центров, крупных ученых.

Таким образом, выполнение политической элитой ее стратегической функции требует от нее высокого уровня компетентности и профессионализма;

- коммуникативная функция реализуется через налаживание коммуникаций, т.е. социального общения, между властью и обществом, элитой и массами. Это происходит через отражение в политических программах интересов и потребностей (политических, экономических, культурных, региональных, профессиональных и др.) различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях. В целях налаживания тесных контактов с различными социальными группами в каждом государстве политическое руководство использует регулярные личные встречи с людьми, поездки по стране и т.д.;

- организаторская функция предполагает эффективное решение элитой управленческих, мобилизационных и т.п. задач, направленных к исполнению своих программных установок, которые обеспечат стабильность и прогресс общества, а значит, и содержание у власти элиты как таковой.

Для этого политическая элита организует принятие соответствующих законов, формирует определенные ценностные ориентации у людей, воздействуя на их общественное сознание, координирует и контролирует деятельность региональных элит и т.д.

Политической элите объективно присуща интегративная функция, сущность которой состоит в обеспечении устойчивости экономической и политической систем, что, в конечном итоге, должно в целом укреплять стабильность общества и его поступательное развитие. Реализация политической элитой этой важной функции требует решения таких задач, как гармонизация социальных интересов различных социальных групп населения, достижение компромисса между элитами и его поддержание, политическое взаимодействие со всеми субъектами политического процесса, создание устойчивого равновесия политических сил, сохранение непрерывности интеграционного процесса и др. Неспособность политической элиты выполнять данную функцию приводит к катастрофическим последствиям: гражданским войнам, революциям, социальным потрясениям, которые сопровождаются насилием, дезинтеграцией общества и его распадом как социального организма.

Политология, занимаясь научным изучением политических элит, создала определенную ее типологию, положив в основу прежде всего объем власти и направления ее реализации. Исходя из этого критерия различаются следующие виды, или уровни, политической элиты: высшая, средняя, административная.

Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебных ветвях власти. Это численно достаточно ограниченный круг людей, принимающих наиболее значимые для всего общества политические решения, касающиеся судеб миллионов людей.

Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мэров, лидеров общественно-политических движений, руководителей избирательных округов и др.

Административная элита (бюрократическая) – это высший слой государственных служащих (чиновничество), занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления и оказывающих значительное влияние на политику.

Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», - высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов, – в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные – лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные – непосредственные обладатели власти и функциональные – профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию. Среди элит также различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита), открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например дворянство.

Эти и другие типологии политических элит упрощают анализ систем власти в конкретных обществах, позволяют более определенно видеть динамику обновления элит, их смену и др.

__________________________________________

Вопросы для самоконтроля знаний по теме:

1. В чем кроется природа элитизма человеческого общества? Аргументируйте свой ответ.

2. Что (кого) обозначает политология понятием «политическая элита»? Каковы ее характерные признаки (характеристики)?

3. Раскройте содержание концепций политических элит В. Парето, Г. Моска,
Р. Михельса.

4. Каким образом происходит рекрутирование элит?

5. Какие функции присущи политическим элитам? Кратко охарактеризуйте эти функции.

6. Раскройте содержание основных типологий политических элит.

ТЕМА 7

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Социальная природа лидерства. – Сущность политического лидерства и основные теории его проявления. – Место политических лидеров в системе власти. - Формальное и неформальное лидерство. – Уровни политического лидерства. – Функции политических лидеров. – Типология политических лидеров. – Современные тенденции развития политического лидерства.

Понятие лидерства широко используется в социологии, политологии и ряде других наук о человеке и обществе. Изучение политологией феномена лидерства конкретизирует и углубляет научное знание о политической власти. Лидерство вообще отражает объективную необходимость в организации совместной деятельности людей. Общественный характер труда предполагает согласованность, координацию, регулирование индивидуальных трудовых усилий людей. Эту функцию по упорядочению и управлению общественными процессами и осуществляет институт лидерства. Он управляет межличностными отношениями, объединяет и координирует индивидуальные усилия людей. Поэтому лидерство существует везде, где есть групповая, коллективная деятельность.

Лидерство – ведущий признак всех организаций, через него проявляются власть и властные отношения, это конкретный институт реализации власти в группе, общности, организации, государстве. Лидерство - необходимый элемент человеческого социума, который всегда сопровождал жизнь людей на всем историческом пути ее существования, проявляясь в экономической, культурной, социальной сферах, в семейных, производственных, религиозных, этнических и других общностях.

Лидерство предполагает наличие лидеров, персонифицируемых индивидов, осуществляющих властные полномочия. Понятие «лидер» происходит от английского «leader», что означает ведущий, управляющий другими людьми. О лидере говорят как о человеке, за которым идут без принуждения, как об авангарде группы, который благодаря своей энергии и активности пользуется доверием и поддержкой, как о человеке, управляющем другими людьми, добровольно следующими за ними. Данное сообщество признает за лидером право руководить. Лидер тот, кто решает за других, определяет программу действия группы. Можно говорить о лидерах в политике, бизнесе, науке, искусстве, религии, в партиях, семье, студенческой группе. Становление и функционирование лидеров – это объективное и универсальное явление. Объективное – потому что любая совместная деятельность нуждается в организации, в выработке наиболее рациональных и приемлемых путей достижения целей. Эти функции выполняют люди, в которых верят, которые пользуются авторитетом, люди высокоактивные и энергичные. Универсальное – потому что в лидере нуждаются все виды совместной деятельности людей: группы, организации, движения и др.

Лидерство проявляет себя и в политической сфере жизни общества, и этот феномен политической власти становится объектом исследования политологией. Политическое лидерство – это механизм и конкретные способы реализации власти. Оно представляет собой высший уровень лидерства, поскольку отражает политические процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные отношения между субъектом и объектом политики на вершине политической пирамиды. Для политического лидерства характерно личностное влияние лидера на умы, волю, энергию, политическую активность граждан.

Политический лидер - это не просто человек, который руководит политическими процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер - это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Поэтому очевидно, что не каждый премьер-министр, монарх, руководитель политической партии, а тем более парламентарий становятся политическим лидером. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе. Они выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества. Реальная политика никогда не вершилась без участия политических лидеров, выступающих главными действующими лицами в политических процессах, их основными стимуляторами. Как показывает история, яркие политические лидеры крупного масштаба появляются в кризисные, переломные периоды общественного развития. Они становятся инициаторами и организаторами политических и экономических программ, которые помогают обществу преодолевать огромные трудности.

Что же помогает тем или иным личностям, политикам становиться лидерами? Политология пытается ответить на этот вопрос, разрабатывая различные теории, которые, существенно отличаясь одна от другой, взаимно дополняют понимание механизма возникновения и проявления политического лидерства. Так, например, теория черт объясняет природу лидерства наличием у конкретных людей выдающихся черт, личностных характеристик. Среди тех, которые присущи политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности, компетентность, готовность брать на себя ответственность. К обязательным качествам современных политических лидеров в демократических странах все чаще добавляют фотогеничность, внешнюю привлекательность, ораторские способности и др.

Для проверки теории черт были проведены обширные конкретные исследования. Они в значительной мере опровергли эту теорию, так как оказалось, что при детальном анализе индивидуальные качества лидера почти в точности совпадают с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще.

На протяжении многих лет, а часто и всей жизни многие выдающиеся способности людей оказывают


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: