Тема 5: элементы рынка

ПЛАН:

1. Спрос. Закон спроса. Эластичность спроса

2. Предложение. Закон предложения. Эластичность предложения

3. Цена товара, ее функции

4. Виды цен

5. Понятие конкуренции. Функции и правила конкуренции

6. Виды конкуренции. Типы структур рынка

7. Роль монополий в экономике. Антимонопольное законодательство. Антимонопольная политика

1. Цены на товары и услуги складываются на рынке, где действуют спрос и предложение. В аспекте этих соображений рассмотрим последовательно проблемы, относящиеся к спросу и предложению.

Спросом называется платежеспособная потребность в благе, а количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по определенной цене в течение определённого периода времени рассматривается как объем (величина) спроса.

Рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара А. Предположим, что при цене $ 30 за одну условную единицу покупатель готов купить лишь 1 единицу блага А, при цене $ 15 - 3 единицы и т.д.

Цена (Р) товара А (в дол.) Величина спроса (Q) за определённый период времени
   
   

Закон спроса: при неизменности все прочих параметров снижение цены ведёт к соответствующему возрастанию спроса. Существует так называемая отрицательная или обратная зависимость между ценой и спросом.

Спрос подразделяют на виды по разным признакам: отрицательный, отсутствие спроса, скрытый, падающий, нерегулярный, полноценный, чрезмерный, нерациональный. Возможно деление на рыночный (спрос со стороны многих покупателей на данный товар), индивидуальный (спрос со стороны отдельного покупателя на тот или иной товара при определённом уровне цен, на данном рынке, в данный момент времени) и совокупный (суммарный спрос на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарных рынках).

Кривая спроса – график, отображающий покупательную способность потребителей от уровня цен для определённого товара в течении фиксированного отрезка времени. (Рис. 1.)

Каждая точка кривой представляет конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель готов купить по данной цене.

Рис. 1.

Кривая имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде Qd=F(Р), где Qd - величина спроса (demand), Р - цена (price).

Убывающая предельная полезность - принцип, согласно которому последующую единицу данного продукта покупатель будет покупать лишь при условии, что его цена снижается.

Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

Эффект дохода: при более низкой цене покупатель может позволить купить себе больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров.

Эффект замены: потребители склонны заменять дорогие продукты большим количеством дешёвого товара.

На величину спроса кроме цены товара, также влияют и другие неценовые факторы:

1. величина и динамика изменения дохода потребителя;

2. изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров;

3. изменение вкусов и предпочтений;

4. число потребителей на рынке;

5. реклама;

6. изменения структуры населения;

7. экономическая (социальная) политика правительства;

8. ценовые ожидания относительно будущих цен и доходов и др.

Товары-субституты – взаимозаменяемые товары, которые используются в сочетании друг с другом (моторное масло, бензин)

Комплементарные товары – взаимодополняемые товары.

В общем случае спрос – это функция, которая зависит от цены на товар и других неценовых факторов:

QD = f (Р, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В),

где QD — спрос;

Р— цена;

I— доход;

Z— вкусы;

W— ожидания (waiting);

Psub - цена на товары-субституты;

Pcom – цена на комплементарные товары;

N — количество покупателей;

В — прочие факторы.

Кроме этого на объём и структуру спроса влияют следующие факторы:

1. природно-климатические;

2. национально-этнические;

3. медико-биологические;

4. половозрастная структура населения.

Индивидуальный и рыночный спрос

Предположим на рынке действует три покупателя, каждый из которых имеет свой индивидуальный спрос на товар. Для того чтобы перейти к рыночному спросу по данной цене, необходимо суммировать величины спроса всех покупателей. (Рис.2.)

Цена (Р) товара А (в дол.) Величина спроса (Q) за определённый период времени Общая величина спроса за определённый период времени
1-й покупатель 2-й покупатель 3-й покупатель
  30 + 40 + 20 =  

Рис. 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow