Истерия

ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Инновационная образовательная программа

" Формирование системы психологического образования в университете как базовом ресурсном центре практической психологии "

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов

По дисциплине

«Учение о неврозах»

Исполнитель

канд. психол. н.

Калина О. Г.

Москва

2008 г.

Планирование самостоятельной работы студента

Тема 1. Невроз как нозологическая единица

Впервые термин «невроз» появился в конце 18 века для обозначения состояний поражения нервной системы, которые не былы вызваны какой-либо соматической болезнью. В начале 20 века некоторые психиатры стали относить к неврозам заболевания, причиной возникновения которых являлись какие-либо психогенные факторы.

Наиболее существенную роль в понимании смысла невротического симптома сыграл З. Фрейд. Он отличал актуальные неврозы, возникающие из-за соматического расстройства сексуальности, и психоневрозы. Однако, даже внутри психоаналитического теоретизирования нозологическая категория невроза была окончательно очерчена не сразу. Согласно Ж. Лапланшу и Ж.-Б. Понталису невроз – «душевное расстройство психогенного происхождения; его симптомы в символической форме выражают психический конфликт, имевший место в ранней истории субъекта, и представляют собой компромисс между желанием и защитой».

В современной классификации психических расстройств отказались от диагноза «невроз», поскольку, во-первых, невроз труден для определения. Во-вторых, состояния, которые он охватывает, имеют между собой мало общего. В-третьих, более определенная формулировку диагноза (например, тревожное расстройство или обсессивное расстройство) несет больше информации. Тем не менее в МКБ-10 есть рубрика «невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства». Есть мнение, что исключение понятия невроз из современной классификации связано с тем, что данный термин широко используется психоаналитиками и некоторые психиатры связывают его с психоаналитической этиологией.

Несмотря на это термин «невроз» широко используется в психиатрической практике качестве собирательного термина для обозначения психических расстройств, объединенных тремя общими признаками. Во-первых, все они представляют собой функциональные расстройства, т.е. не сопровождаются органическими заболеваниями мозга. Во-вторых, они не являются психозами, т.е. больной, независимо от тяжести состояния, не утрачивает контакта с внешним миром, с реальной действительностью. В-третьих, для них – в отличие от расстройств личности – скорее характерно наличие ясно различимого момента начала, чем непрерывное развитие с ранних лет взрослой жизни. Эти критерии очерчивают обширную группу состояний, включающих такие специфические синдромы, как тревожные и обсессивные расстройства, а также менее четко дифференциированные состояния, например малые аффективные расстройства и адаптационные реакции.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

А. Кто впервые ввел термин «невроз»? Какие расстройства относили к неврозам до исследований З. Фрейда?

Б. Дайте определения следующих понятий:

- органный невроз

- неврастения

- актуальный невроз

- психоневроз

- травматический невроз

- смешанный невроз

- невротическое расстройство

- трансферентный невроз

В. Рассмотрите пути развития понятия «невроз» в психоаналитической нозографии.

Г. Перечислите признаки психоневроза и актуального невроза. Что их объединяет и в чем состоят отличия между ними?

Д. Используя МКБ-10, соотнесите, по возможности, перечисленные там невротические расстройства психоневрозам, актуальным неврозам, псевдоневротическим формам психической патологии в психоаналитическом понимании.

Основная литература:

  1. Бауманн У., Перре М. Клиническая психология. – СПб: Питер, 2000.
  2. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. – М.: МГУ, 2001.
  3. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. - М.: Высшая школа, 1996.
  4. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). – СПб: Оверлайд, 1994.

Дополнительная литература:

  1. Гельдер М., Гэт Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии. - т.1. – Киев: Сфера, 1999.
  2. Каннабих Ю. История психиатрии. – М.: ЦТР МГП ВОС, 1994.
  3. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. - М.: Академический проект, 2004.
  4. Бумке О., Шильдер П. Современное учение о неврозах / интернет-ресурс // www. psychiatry.ru/library/lib/

Тема 2. Понятие невротической структуры

Невротическая структура в отличие от понятия «невроз» характеризует особенности психической организации человека, отражающие его достижения в психосексуальном развитии, которые касаются Эдипова комплекса, и формирования объектных отношений, характеризующихся триангулярностью. В противоположность этому в случае психотической структуры доминирует отказ от реальности, либидо большей частью обращено на себя, доминируют первичные процессы. Пограничная структура личности связана с неустойчивым и дорогостоящим для Я усилием остаться вне двух линий развития, одна из которых оказывается преодоленной, а другая не может быть достигнута (Бержере Ж., 2001).

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

А. Как Вы понимаете метафору, что психическая структура подобна кристаллу, и если «вследствие неких событий «кристалл» разбивается, это не может произойти иным образом, как по линиям напряжения, предустановленным в юном возрасте» (Ж. Бержере)?

Б. Какие из перечисленных ниже защитных механизмов более характерны для людей с невротической, пограничной, психотической личностной организацией?

- сублимация

- вытеснение

- расщепление

- всемогущий контроль

- рационализация

- изоляция

- интеллектуализация

- диссоциация

- проективная идентификация

- отрицание

В. Сравните людей с невротической, пограничной и психотической личностной организацией по следующим критериям: основной симптом, страх, доминирующее объектное отношение, основные защиты, и заполните таблицу (по Ж. Бержере):

  Симптом Страх Объектное отношение Основные защиты
Психотическая организация        
Пограничная организация        
Невротическая организация        

Г. Рассмотрите основные этапы структурного интервью по О. Кернбергу. На что оно направлено? Какими преимуществами оно обладает? Изобразите его схематически.

Д. Предположите, о какой личностной организации идет речь в следующем примере (Н. Мак-Вильямс): «…их ощущение собственного «Я» полно противоречий и разрывов. Когда их просят описать собственную личность они испытывают затруднения… Они никогда не отвечают конкретно или до эксцентричности поверхностно, но всегда стремятся отвести интерес терапевта от сложной природы их личности».

Е. Проанализируйте отрывок из повести Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека», приведенного в приложении 1. Можно ли предположить, какой личностной структурой обладает герой? Что вы можете сказать о его защитном функционировании?

Основная литература:

  1. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. – М.: МГУ, 2001.
  2. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. – М.: Класс, 2000.
  3. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М.: Класс, 1998.

Дополнительная литература:

1. Уроки французского психоанализа // под ред. П. В. Качалова, А. В. Россохина. –М.: Когито-Центр, 2007.

Тема 3. Эдипова проблематика как основа невротического конфликта

В психоаналитической традиции эдипова стадия развития рассматривается в качестве основного структурообразующего события, связанного с достижением фаллической стадии психосексуального развития и полноценным открытием всего богатства связей, существующих между ребенком, его матерью и отцом. У мальчика эдипов конфликт связан с соперничеством с отцом, а у девочки ситуация не симметрична из-за смены объекта влечения и анатомических отличий. Результат эдипа - идентификации с отцом мальчика и с матерью - девочки. Однако такой способ разрешения конфликта остается частичным. У мальчика остается труднопереносимая женская позиция по отношению к отцу, а у девочки идентификация с матерью происходит с памятью о фаллической предэдиповой матери. Различают позитивную и негативную формы эдипа, а также всевозможные смешанные случаи, когда обе формы сосуществуют. В настоящее время наблюдается тенденция к обсуждению не столько эдипова конфликта, а триангулярных отношений, что связано с открытием ранней роли отца.

Именно проблемы с прохождением эдипа лежат в основе всех истинных неврозов. Конфликт невроза находится на генитальном эдиповом уровне, несмотря на возможные сопутствующие регрессии к прегенитальным фиксациям. Причина невроза - это невозможность перехода к взрослой сексуальности и доминирование аспектов сексуальности инфантильной.

Эдип постулируется существующим в самых различных культурах в его различных формах проявления и связан с семьей как социальным институтом, которая содействует формированию символического регистра психики ради утверждения фундаментального закона, отличающего культуру от природы - закона запрета на инцест.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

А. Перечислите основные стадии развития либидо и охарактеризуйте каждую из них по следующим параметрам:

- особенности объекта влечения

- объектные отношения

Б. Перечислите основные работы З. Фрейда, в которых он доказывает существование Эдипова комплекса и рассматривает его психологическое содержание.

В. В чем состоит основное отличие взглядов З. Фрейда и М. Кляйн и ее последователей на природу Эдипова комплекса? Проведите сравнение по следующим характеристикам:

- время возникновения

- причина формирования

- особенности идентификации

Г. Сравните особенности формирования Эдипова комплекса у мальчиков и девочек и укажите, с каким из родителей происходит идентификация в зависимости от стадии Эдипа и пола ребенка.

Д. Почему причиной возникновения невротических состояний является Эдипова проблематика? Какие еще есть взгляды в современном психоанализе на значение Эдипова комплекса для возникновения неврозов?

Е. Прокомментируйте следующий отрывок из работы Р. Бриттона: «Эдипальная ситуация начинается в тот момент, когда ребенок осознает отношения между родителями. При тяжелых расстройствах развитие так на этом и останавливается, хотя в психоанализе Эдипов комплекс никогда не встречается в узнаваемо классической форме. Неспособность усвоить элементы поведения узнаваемого Эдипова треугольника приводит к неспособности обобщать наблюдения и накапливать жизненный опыт» (Бриттон Р., 2002, стр. 179).

Ж. Проанализируйте приведенный в приложении 2 отрывок из работы З. Фрейда «Три очерка по теории сексуальности» и объсните смысл тезиса, выдвигаемого в этой работе: «невроз есть негатив перверсии».

З. В каких произведениях современной литературы, кинематографии представлен эдипальный конфликт. Обсудите одно из таких произведений.

И. Объясните, как вы понимаете следующий постулат теории влечений: «внутреннее неодолимое возбуждение, двигаясь от своего телесного источника к цели – разрешению в удовольствии, наделяется психическим свойством, становясь влечением». Как вы полагаете, что происходит, когда влечение «деградирует» обратно в возбуждение? К какой патологии это приводит?

К. Прочитайте методическое пособие для самостоятельной работы «Роль отца в психическом развитии ребенка в различных психологических концпециях» и перечислите и раскройте содержание четырех инвариатнтых аспектов значимости отцовской фигуры для психического развития ребенка. Какое значение в прохождении Эдипова комплекса имеют внутренние фантазии ребенка об отце?

Основная литература:

1. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. – М.: МГУ, 2001.

2. Бриттон Р. Утраченное звено: сексуальность родителей в Эдиповом комплексе в кн. Эдипов компекс и эротические сны, Nota Bene, М., 2002, стр. 149-184.

3. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М.: Класс, 1998.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1989.

5. Фрейд З. Три статьи по теории сексуальности // Психоанализ и теория сексуальности. – СПб.: Алетейя, 1998.

Дополнительная литература:

1. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Д., Хайманн П. Развитие в психоанализе. – М.: Академический проект, 2001.

2. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

3. Холдер А. Эдипов комплекс. – в кн. Энциклопедия глубинной психологии. – т.1, М.: Interna, 1998. - стр. 613-620.

4. Шассге-Смиржель Ж. Женское чувство вины. О некоторых специфических характеристиках женского Эдипова комплекса. - в кн. Французская психоаналитическая школа / под ред. А. Жибо, А. В. Россохина. - М.: Питер, 2005. - стр. 385-425.

Тема 4. «Истинные» неврозы в современной психоаналитической нозологии

Истерия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: