Процесс – это совокупность видов деятельности, которая по технологии преобразует входы в выходы.
Процессы связывают воедино деятельность нескольких структурных подразделений, производящих конкретный конечный продукт или услугу.
Выделяют две группы процессов:
- сквозные (межфункциональные);: проходящие через несколько подразделений
- процессы подразделений: деятельность ограничена рамками одного подразделения.
Примеры: процесс производства, процесс продаж, процесс поставок и т.д.
Если процесс увеличивает добавленную стоимость, то он называется бизнес-процессом. Выделяют их часто на основе клиенто-ориентированных цепочек.
Под бизнес-процессом понимается совокупность увязанных в единое целое действий, выполнение которых увеличивает добавленную стоимость и позволяет получить конечный результат (товар или услугу).
Все бизнес-процессы состоят из бизнес-операций, под которыми понимается совокупность действий на одном рабочем месте. На его выходе появляется продукт, имеющий ценность для потребителя.
Каждый бизнес-процесс характеризуется:
- эффективностью (доходностью, стоимостью, временем, качеством);
- входом (информация, материалы);
- выходом (результат выполнения процесса);
- процессом (последовательность операций);
- схемой (графическое представление последовательности операций);
- владельцем ответственный за бизнес-процесс)
Если бизнес-процесс представить цепочкой создания добавленной стоимости, то все они делятся на:
- основные бизнес-процессы - то, ради чего существует предприятие - производимый конечный товар или услуга)
- вспомогательные процессы, которые не имеют непосредственного отношения к производимым товарам и услугам, но без них невозможно получение добавленной стоимости. Как правило, это управленческая деятельность.
Типовыми вспомогательными процессами являются:
- бухгалтерские и финансовые процессы, включающие управление наличными средствами, учет дебиторов и кредиторов и прочие операции;
- процессы управления кадрами, включающие учет рабочего времени и заработной платы, учет прибылей отчеты о командировках и т.д.
Деление процессов на основные и вспомогательные является нечетким, так как в одних ситуациях они могут быть основными, а в других – вспомогательными. Основной же процесс может перетекать в вспомогательный.