Как уже отмечалось выше, при объединении в единых системах большого разнообразия типов ЭВТ, абонентских комплексов и их программного обеспечения всегда возникает потребность в утверждении на уровне международной организации по стандартизации идеологических концепций построения ИВС различного назначения, которые позволили бы установить универсальные правила взаимодействия указанных технических средств между собой.
В свое время МОС (International Standardization Organization - ISO) совместно с МККТТ [22], приняли и рекомендовали семиуровневую эталонную модель взаимодействия открытых систем (ЭМВОС). В соответствии со стандартом ISO-7498 (Open System Interconnection) и рекомендациями МККТТ Х.200 процесс функционирования ИВС делится на ряд функциональных слоев, называемых уровнями. Каждый уровень состоит из определенных объектов, выполняет определенную логическую функцию и обеспечивает определенный вид услуг для расположенного над ним уровня.
Основная идея модели OSI в том, что одни и те же уровни на разных системах, не имея возможности связываться непосредственно, должны работать абсолютно одинаково. Одинаковым должен быть и сервис между соответствующими уровнями различных систем. Только тогда данные, переданные от одной станции к другой, после всех преобразований будут похожи на исходные.
Помимо формирования концепции деления процесса функционирования ИВС на уровни (рис.4.2), в ЭМВОС вводится единая терминология для наименования различных включаемых в нее объектов и применяемых для их описания понятий.
Так, совокупность правил (процедур) взаимодействия объектов одноименных уровней называется протоколом, а правила взаимодействия объектов смежных уровней одной и той же системы определяют межуровневый интерфейс. По идеологии МОС уровни ЭМВОС подразделяются на физический, канальный, сетевой, транспортный, сеансовый, представительный и прикладной.
Рис. 4.2. Уровни ЭМВОС