Урок 5. «Чистим зубы»

Детей просят принести в класс свои щетки и пасты. Учитель (врач, медсестра) показывают основные правила чистки зубов демонстрационной щеткой на большой модели, попутно обращая внимание детей на те места, где скапливается налет и на соответствующие «хитрости» чистки (способы удержания щетки, направление и сила движений).

Затем детей переводят к умывальникам и просят почистить зубы так, как их учили, под контролем учителя. Фоном урока может быть мотивирующая песенка:

Надо чистить каждый зуб -

Верхний зуб, нижний зуб.

Даже самый дальний зуб -

Очень важный зуб.

Изнутри, снаружи три,

Три снаружи, изнутри,

Даже самый дальний зуб -

Очень важный зуб.

Можно порекомендовать повесить в классе «Экран чистки», в котором дети должны ежедневно отмечать выполнение домашних утренних и вечерних гигиенических процедур (+) в течение месяца.

Урок 6. «Опасные сладости».

Учитель сообщает детям о том, что микробы зубного налета не сразу становятся вредными для зубов, а превращаются в кислотных монстров тогда, когда «доедают» сладости, прилипшие к зубам. Детей спрашивают о том, какие меры надо принять, чтобы микробы не превратились в кислотных монстров, предлагаемые детьми версии записывают на доске. Учитель подчеркивает, что полный запрет на сладости выдержать очень трудно и не нужно, поддерживает предложения о «сладком дне», о чистке зубов после сладкого или жевательной резинке.

Урок 7. «Смена зубов».

Детей просят принести в класс зеркальца. Учитель (врач, медсестра) предлагает детям рассмотреть свои зубы, найти различия между ними в размере и цвете. Детям рассказывают о временных и постоянных зубах, показывают их во рту, просят пересчитать те и другие. Необходимо сделать акцент на первых постоянных молярах и объяснить детям, насколько важно сохранить их здоровыми и как это можно сделать.

Урок 8. «Последствия кариеса».

При помощи моделей или серии рисунков детям рассказывают о продвижении нелеченного кариеса в глубину временного зуба, о переходе разрушительного процесса на зачаток постоянного зуба. Учитель (врач, медсестра) объясняют детям ортодонтические последствия разрушения и удаления временных зубов.

Урок 9. «Полезные и вредные привычки».

Детям предлагают выполнить тестовое задание относительно их орального поведения. Учитель зачитывает утверждения, дети обозначают свое согласие и/или несогласие с каждым из них знаками «+» и «-», заполняя по горизонтали клеточки прямоугольной сетки (3x5).

Тезисы для теста:

1) Я чищу зубы 2 раза в день 6) Я люблю сосать палец 11) Чтобы развлечься, я начинаю давить языком на зубы
2) Я использую пасту с фтором 7) Я дышу через нос 12) Я стараюсь произносить звуки правильно
3) Я перекусываю орехами, сыром 8) Два раза в год я хожу к стоматологу 13) Я не прикусываю губу
4) Я не грызу ручки и карандаши 9) Я стараюсь не дышать через рот 14) Я сплю на низкой подушке
5) Я часто ем сладкое 10) Я люблю перекусывать конфетами 15) За партой я стараюсь сидеть прямо

Все знаки «+» в таблице соединяют красным карандашом. Если все ответы правильные, линия образует цифру (оценку) «5».

Урок 10. «Мои зубные паста и щетка».

Детей просят принести в класс свои зубные пасты и щетки. Дети рассматривают и сравнивают щетки, говорят об их достоинствах и недостатках. Учитель предлагает детям создать проект новой, «самой лучшей» зубной щетки. Затем дети обсуждают свои зубные пасты, рассказывают об их вкусе, цвете, упаковке, названии (учитель должен напомнить детям о значении фторида в пасте), создают проект новой пасты.

Урок 11 (для детей 9 лет). «Чистим зубы флоссом».

Учитель (врач, медсестра) предлагает детям вспомнить о том, где прячется зубной налет, и предлагает назвать те участки зубных рядов, откуда нельзя убрать налет щеткой. Учитель показывает детям методику флоссинга, используя для этого толстую цветную нить и пальцы рук как «модели» рядом стоящих зубов. Детям предлагают попробовать провести флоссинг передних зубов соседа по парте.

Назвать участки зубного ряда, откуда налет не убрать щеткой. Используя пальцы руки как модель, толстой нитью показать методику флоссинга. Тренинг на соседе. (Самостоятельная чистка щеткой - с 6 лет, флоссом - с 9 лет).

Урок 12. «Сахар, налет, кариес».

Накануне урока детей просят дома записать названия продуктов, съеденных в каждый отдельный прием пищи. На уроке дети работают в парах обмениваются списками и поручают соседу по парте выделить в списке сладости. целом за день. По результату дети делают оценку своего риска.

Учитель обсуждает с детьми роль питания (сахар, орехи, сыр) в сохранении здоровья зубов, пишет на доске лозунг:

Зубной налет + сахар = кислота» зубы» возможен кариес!

Детям предлагают записать в дневнике напротив сладкой пищи выбранный ими способ борьбы за здоровье зубов: не есть сладости или чистить зубы.

Прием пищи Возможное время действия кислоты (20 мин - после сладкой пищи, 10 мин - после несладкой) Чистка зубов (+/-) (действие кислоты после чистки прекращается!) Реальное время действия кислоты
Завтрак: -    
После завтрака:      
Обед:      
После обеда:      
Ужин:      
После ужина:      
Оценка результата
0-20 мин 20-90 мин более 90 мин Угрозы нет. Молодец! Риск! Принимайте меры! Опасность! Срочно спасайтесь!

Бланк «Дневника питания».

Урок 13. «Как остановить кислотного монстра».

Детей просят вспомнить уже известные им способы борьбы с кариесом и совместными усилиями составляют на доске схему, иллюстрирующую три основных метода:

• механическое удаление зубного налета;

• ограничение доступа пищи к налету;

• укрепление зубов (обсудить значение фторидов, поговорить о возможностях стоматолога).

3.2. Санитарно-просветительская работа с детьми 11-14 лет и подростками.

В средней и старшей школе отдельные вопросы профилактики стоматологических заболеваний должны обсуждаться в рамках учебных предметов: на уроках биологии упоминают о микроорганизмах, вызывающих заболевания полости рта, на уроках анатомии говорят о строении и функциях челюстно-лицевой области человека, на уроках химии - о макро- и микроэлементах, важных для здоровья зубов, и т.д. На уроках стоматологического здоровья обсуждают строение и функции зубов и периодонта, причины возникновения патологии, логику рационального питания, особенности современных средств гигиены, методику флоссинга. Важным, но деликатным вопросом (требующим, как правило, раздельного обсуждения с юношами и девушками) является проблема повышения риска стоматологических заболеваний в период полового созревания и необходимости особенно тщательно соблюдать правила питания и ухода за полостью рта. С учениками старших классов, кроме того, обсуждают вопросы, связанные с ответственностью будущих родителей за стоматологическое здоровье детей: рассказывают о сроках и условиях формирования временных и постоянных зубов, о важности планирования беременности, соблюдения здорового образа жизни (отказ от вредных привычек, рациональное питание, санация полости рта будущих родителей) накануне и во время беременности.

При планировании уроков стоматологического здоровья для подростков необходимо учитывать особенности возрастной психологии, и в частности - повышенное значение оценки своей внешности, поведения ровесниками и критическое отношение к информации, поступающей от взрослых:

• урок должен длиться не более 45 мин;

• информация должна быть новой, обоснованной, вызывающей интерес у подростков;

• для профилактической мотивации подростков следует опираться на социальное (эстетическое, коммуникативное, сексуальное, профессиональное, престижное) значение красивой улыбки, здорового дыхания и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: