Методы активизации интуиции специалистов

Методы (МАИС) активизируют выявление и обобщение мнений опытных специалистов — экспертов, которые вырабатывают экспертные оценки.

Эксперт - это квалифицированный специалист в исследуемой области. Экспертные оценки — это количественные и качественные оценки процессов и явлений, выполняемые экспертами на основе суждений.

В теории систем был период, когда все неформальные методы называли эвристическими, отождествляя этот термин с термином «экспертные методы» в широком смысле.

1.Философские методы (диалектической логики) относятся к разряду методов теории познания и позволяют создавать новые знания об объекте исследования в виде гипотез. Диалектическая логика формально представлена методологическими принципами, вытекающими из мировоззренческих принципов философии, а также методами и формами мыслительной деятельности с целью развития знаний и связанными с логическими формами выражения мысли. Диалектическая логика основана на законах диалектики, которые позволяют обосновывать важную проблему о единстве и многообразии мира. Основными законами диалектической логики являются:

1. Закон единства и борьбы противоположностей - всеобщий закон действительности и её познания. Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает единство многообразия именно как конкретное, а не мертвое тождество. Диалектическое мышление не разделяет целое, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимно проникают, обуславливая процесс развития.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные. Согласно этому закону в любом объекте исследования количественные характеристики определяют его качественные свойства и любое их изменение приводит к появлению новых качеств.

3. Закон отрицания отрицания. Согласно этому закону, всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали.

В диалектической логике для представления объективной реальности (объекта-системы) основными категориями являются: возможность, действительность, следствие, причина, субстанция, отношение, становление и развитие.

Для разработки стратегии исследования на основе диалектических законов используются универсальные категории: абстрактное, конкретное, историчное, логическое, анализ, синтез, индукция и дедукция.

В системном анализе применяются все методы диалектической логики, которые являются его методологической основой.

2. Методы «мозговой атаки» или «мозгового штурма» основаны на стимулировании активности и интуитивном мышлении людей в процессе поиска идей, предложений. Эти методы способствуют интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышают эффективность принимаемых решений, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые способы поведения. Метод мозгового штурма базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых совещаниях творческая активность руководителей и специалистов зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные и т.д. В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы. Мозговой штурм является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. Главная функция этой технологии – обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками. Успех проведения мозгового штурма зависит от соблюдения двух главных принципов. Один из них лежит в области теории синергетики. Он заключается в следующем: при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к осуществлению. Второй принцип состоит в том, что если участники совещания находятся в состоянии генерирования людей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой другой технологии.

3. Методы «сценариев» предназначены для подготовки согласованных решений о проблеме анализируемого объекта, представленных в письменном виде и называемым сценарием. Метод основан на возможности оценить наиболее вероятный ход развития событий и возможные последствия принимаемых решений, т.е создания сценариев. Разрабатываемые специалистами сценарии развития анализируемой ситуации позволяют с тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, сформировать картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий. С одной стороны, профессионально разработанные сценарии позволяют более полно и отчетливо определить перспективы развития ситуации, как при наличии различных управляющих воздействий, так и при их отсутствии. С другой стороны, сценарии ожидаемого развития ситуации позволяют своевременно осознать опасности, которыми чреваты неудачные управленческие воздействия или неблагоприятное развитие событий. Сопоставление и оценка возможных сценариев развития ситуации под влиянием, как различных управляющих воздействий, так и внешних факторов, не зависящих от действий ЛПР, способствуют принятию единственно верного решения в существующих условиях. Метод сценариев предполагает создание технологий разработки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны.

В настоящее время известны различные способы реализации метода сценариев, такие, как:

· получение согласованного мнения;

· повторяющаяся процедура независимых сценариев;

· использование матриц взаимодействия и др.

Метод получения согласованного мнения является, по существу, одной из реализаций метода Дельфи, ориентированной на получение коллективного мнения различных групп экспертов относительно крупных событий в той или иной области в заданный период будущего.

4. Методы «Дельфи» или « дельфийский метод», «метод дельфийского оракула» происходят от названия древне греческого местечка Дельфи, где жили оракулы-прорицатели при храме бога Аполлона. Метод «Дельфи» - это систематический способ обобщения оценок экспертов. Известно, что использование коллективных знаний ведет к возможности нахождения наилучших решений, однако в процессе обмена мнениями между участниками может сказаться влияние авторитета коллег и все сведется к появлению популярных ответов. Метод «Дельфи» позволяет разрешить это диалектическое противоречие. Для этого прямые дискуссии экспертов заменяются индивидуальными опросами. Собранные варианты ответов подвергаются статистической обработке. Полученные обобщенные ответы передаются каждому эксперту путем личного общения, либо по обычной или электронной почте с просьбой пересмотреть и уточнить свое мнение, если он сочтет необходимым. Эта процедура может повторяться несколько раз.Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов. Результаты всех этапов обрабатываются статистическими методами. Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций т.к. исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Такая методика позволяет проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты). Проведение экспертизы по методу Дельфи можно схематично представить следующим образом (рис.3.3).

Рисунок 3.3. Алгоритм принятия коллективного решения по методу «Дельфи»

Считается, что метод «Дельфи» наиболее применим, если к работе привлекаются эксперты, компетентные не по всей проблеме, а по ее различным составляющим. Чтобы использовать метод «Дельфи», очень важно тщательно рассмотреть ситуацию, к которой будет применен метод. И прежде чем принимать решение, необходимо задать ряд вопросов:

· кто будет проводить экспертизу, и где будут находиться ее участники;

· какая должна поддерживаться связь с ними в процессе рассмотрения существующей проблемы;

· какие существуют в наличии альтернативные методики, и какие результаты реально можно ожидать от их применения?

Достоинством метода является то, что он способствует выработки коллективных решений, обеспечивая спокойное и объективное изучение проблем, которые требуют многокритериальной оценки. Недостатком метода является чрезмерная субъективность оценок и требует достаточно много времени.

4. Методы «дерева целей» объединяют в себя ряд методов разработанных на основе концепции «дерево» для представления взаимосвязанных характеристик в системе – дерево решений, дерево функций и т.п. Использование термина «дерево» предполагает создание иерархической структуры (от высшего уровня к несшему), полученной путем разделения (декомпозиции) общей цели на подцели, и схематично напоминающей перевернутое дерево.

Концепция «дерева целей» впервые была предложена Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году. Она позволяет структурировать совокупность целей системы (программ, планов) с учетом принципа их иерархии и выделить генеральную цель («вершина дерева»), а затем определить подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Метод дерева целей (рис.3.) ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений. Использование этого метода при решения проблем позволяет согласовать цели на всех уровнях, т.е. способствует разработке непротиворечивых решений. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы формирования иерархических структур.

Рисунок 3. Фрагмент «дерева целей»

Этот метод широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники, технологий, а также для составления личных целей, профессиональных, целей любой системы. Так называемое дерево целей тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.

Когда составлено дерево целей, можно просмотреть, к чему приведет та или иная цель и ее предварительно скорректировать.
Дерево целей является главным инструментом увязки целей высшего уровня с конкретными средствами их достижения на низшем уровне через ряд промежуточных звеньев. Основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом, то есть так, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: