Административные методы управления в деятельности органов и учреждений ФСИН России

Административные методы как методы воздействия субъекта управления на управляемый объект характеризуются подчинением воли управляемого воле управляющего, то есть «властью – подчинением». Субъект управления в рамках предоставленных ему полномочий односторонне через соответствующие акты выражает свою властную волю, дает обязательные для исполнения предписания, распоряжения, которые управляемые обязаны выполнять. Содержание этих предписаний составляют указания управляемым о том, какие действия, каким способом и в какие сроки надлежит совершить или от совершения каких действий следует воздержаться.

В административных методах наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности. Использование административных методов в управлении позволяет субъекту управления прямо воздействовать на управляемых, добиваться необходимого в управлении подчинения. Однако это отнюдь не исключает при использовании административных методов воздействия на управляемых без учета интересов последних. Напротив, научное управление предполагает учет интересов управляемых при разрешении управленческих ситуаций. Применение административных методов дает наиболее положительный результат в том случае, если команда, исходящая от субъекта управления, соответствует материальным и духовным потребностям управляемых. При использовании административных методов важно учитывать социальные потребности и психологические особенности подчиненных, а также принимать во внимание экономические интересы. Эффективность использования административных методов управления в ФСИН России определяется восприимчивостью их коллективом, приемлемостью в данных условиях работы, соответствием другим методам управления.

Более того, нередко инициатива применения административных методов (принятие односторонних приказов, актов) может исходить от объекта управления, который «ставит вопрос» перед вышестоящим органом о принятии соответствующего распоряжения, приказа и т.д.

Административные методы, обладающие волевым, обязывающим характером, иногда ошибочно отождествляют с произволом, голым администрированием, которые являются, в сущности, антиподами административных методов управления.

Особую роль в управлении ФСИН России играют административно-правовые методы. В связи с этим вопросы правильного использования и обоснованного применения административных методов приобретают особую важность. От их умелого использования зависит эффективность деятельности органов и учреждений ФСИН России по выполнению возложенных на них задач и функций. Правильное применение административных методов способствует организации четкой и слаженной работы, повышает оперативность и гибкость управления.

Особая роль административных методов управления в ФСИН России обусловлена спецификой сферы управления – исполнением уголовных наказаний. Если результаты использования социально-психологических и экономических методов управления могут последовать не сразу вслед за их применением, то результаты использования административных методов нередко проявляются непосредственно, особенно при решении оперативных, текущих вопросов управления.

Правильный выбор административных методов управления определяется целями и характером задач, решаемых органами и учреждениями; организационными традициями, сформировавшимися в коллективе органа или подразделения; сложившимся соотношением административных методов с социально-психологическими и экономическими методами в коллективе.

Административные методы разнообразны. Они могут быть классифицированы по ряду оснований: по форме выражения, юридическим свойствам, способу воздействия на поведение объектов управления, форме предписания.

По форме выражения административные методы подразделяются на административно-правовые и административно-организационные.

Административно-правовые методы выражаются в том, что они носят государственно-властный юридический характер. Указания, распоряжения и т.п. субъекта управления, выраженные в правовой форме, носят обязательный характер для тех, кому они адресованы, и их исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Административно-организационные методы управления обеспечивают единство действий субъекта и объекта управления, их взаимопонимание в процессе решения практических задач. Их использование позволяет упорядочить систему управления, устранить то, что мешает успешному управлению, проявлению творческой инициативы в управлении. Административно-организационные методы выражаются в совершении субъектом управления непосредственных организационных действий, иных мероприятий, которые основываются на авторитете органа, руководителя или иного лица, осуществляющего управление, являющегося организатором деятельности управляемых. Например, организация и проведение руководителем органа или учреждения занятий с подчиненными по изучению нормативного акта, обобщение и распространение положительного опыта работы, и другие действия, которые не содержат государственно-властных предписаний и не выражаются в форме юридического предписания. Однако эти организационные действия преследуют определенную цель и оказывают регулирующее управленческое воздействие на управляемых.

К наиболее распространенным административно-организационным методам, применяемым в органах и учреждениях ФСИН России, относятся согласование, взаимодействие, координация, контроль и проверка исполнения, инспектирование, инструктирование и др.

По юридическим свойствам административные методы управления могут быть нормативными и индивидуальными.

Нормативные административные методы рассчитаны на неопределенное число объектов управления, которые при наличии условий, предусмотренных гипотезой нормы права, содержащейся в диспозиции, обязаны действовать в строгом соответствии с правилом нормы. К административным методам этого вида относятся, например, утвержденные Минюстом России правила, наставления, инструкции, положения, регулирующие деятельность органов и учреждений ФСИН России. Эти методы закрепляют организационные связи в системе управления, определяют статус различных должностных лиц, органов, аппаратов, служб и подразделений, их задачи, функции, обязанности и права, ответственность, регламентацию административно-процессуального порядка осуществления управленческих действий, нормирование численности работников, установление норм времени и норм выработки и др.

Индивидуальные административные предписания выражаются в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям. Эти распоряжения обязательны для тех, кому они адресованы. Посредством административных распоряжений осуществляется текущее оперативное вмешательство в процесс управления в целях направления усилий участников процесса на достижение поставленных задач. Распорядительство наиболее широко применяется в ходе повседневной организационной работы, когда система управления и ее аппарат уже сформированы, общие правила деятельности аппарата определены, а объект управления функционирует в установленном режиме.

Административные предписания могут быть приказами, указаниями, распоряжениями, резолюциями. Это не документы как таковые, а виды административного распорядительства. Документы с аналогичными наименованиями являются формами внешнего выражения административного распорядительства.

К группе индивидуальных административных методов относятся также способы дисциплинарного воздействия на управляемых.

По способу воздействия на поведение объектов управления административные методы подразделяются на обязывающие к совершению определенных действий, уполномочивающие совершать определенные действия, поощряющие совершение социально полезных действий, запрещающие совершение тех или иных действий.

Для успешной реализации целей и выполнения задач органов и учреждений ФСИН России необходимо наличие строгой дисциплины исполнения. Невыполнение требований запретов и предписываемых действий или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей ведут к привлечению виновного работника к дисциплинарной ответственности, являющейся разновидностью административных методов управления. Дисциплинарную ответственность сотрудник может нести лишь в рамках его обязанностей и прав, закрепленных в правовых актах.

Разновидностью административных методов управления является также материальная ответственность работников, состоящая в возмещении материального ущерба, причиненного неправомерными действиями, по решению руководителя органа или учреждения ФСИН России в соответствии с действующими нормами права.

По форме предписания административные методы могут быть подразделены на императивные, поручительные, рекомендательные и диапозитивные.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте понятие «метод управления»

2. По каким основаниям возможна классификация методов управления?

3. В чем особенность методов управления?

4. Назовите универсальные методы воздействия

5. Какие признаки присущи административным методам управления?

6. Раскройте сущность экономических методов управления

7. Какие экономические методы управления используются в деятельности УИС?

8. Назовите нормативные акты, которые регламентируют виды и порядок применения методов управления

9. В чем специфика методов управления, применяемых в деятельности органов и учреждений ФСИН России?

10. От чего зависит выбор применения того или иного метода управления?


       
   



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: