Билет 11. 1. Методы, методика и методические приёмы АФК

Метод – это способ достижения цели. Он всегда имеет предметное содержание и применяется в процессе целенаправленной педагогической деятельности как путь к достижению намеченного результата. Метод - это процесс взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности является совершенствование физических, интеллектуальных, психических, личностных способностей ученика, его телосложение, развитие, эмоции, воля, поведение.

Методика - совокупность методов и приёмов, направленных на решение коррекционных, оздоровительных, образовательных задач АФК.

Для АФК следующие группы методов:

§ методы формирования знаний;

§ методы обучения двигательным действиям;

§ методы развития физических качеств и способностей;

§ методы воспитания личности;

§ методы взаимодействия педагога и занимающихся.

Каждая из этих групп методов включает в себя разнообразные методические приёмы. Именно выбор методических приёмов реализует индивидуальный подход с учётом всех особенностей занимающихся: структуры и тяжести основного дефекта, наличия или отсутствия сопутствующих и вторичных нарушений, возраста, физического и психического развития, сохранности или поражения сенсорных систем, ОДА, интеллекта и т. д.

1. Методы формирования знаний делятся на 2 группы: - методы слова, - методы наглядности.

Методы слова: - вербальный (объяснение, описание, обсуждение, беседы, диалог); - невербальный (мимика, жесты, дактильная речь для лиц с нарушением слуха); -метод сопряжённой речи (одновременное созвучное произнесение двумя или несколькими людьми слов, фраз). При нарушении речи и слуха высказывание хором легче самостоятельного; - метод идеомоторной речи (мысленное проговаривание «про себя» отдельных слов).

Методы наглядности: Метод построен на основе чувственного восприятия информации, поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических, вестибулярных, температурных и других. Методы наглядности у незрячих и слабовидящих осществляется через тактильный анализатор. Используют мелкий и крупный инвентарь с разной фактурой- мячи(гладкие, шершавые, разные по объёму, весу, цвету, запаху), рассчитанные на дифференцировку кинестетических, кожных, обонятельных, осязательных, температурных ощущений.

Используют звуковые сигналы, оптические средства.

2. Методы обучения двигательным действиям:

- метод расчленённого показа

- метод целостного показа, где вспомогательными методами совершенствования целостного двигательного действия служат подводящие упражнения.

В настоящее время широкое применение получили тренажёрные устройства.

3. Методы развития физических качеств и способностей:

- Для развития мышечной силы- методы максимальных усилий, повторных усилий, динамических усилий, изометрических усилий, ударный метод и метод электростимуляции.

- Для развития скоростных качеств – повторный, соревновательный, игровой, вариативный, сенсорный методы.

- Для развития выносливости – равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой.

- Для развития гибкости – динамические активные и пассивные упражнения, статические и комбинированные.

- Для развития координационных способностей

Используют:

- симметричные и асимметричные движения;

- упражнения на реагирующую способность (сигналы разной мощности на слуховой и зрительный аппарат).

- упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (повороты, наклоны, вращения, внезапные остановки)

- воспроизведение заданного ритма движений (под музыку, хлопки).

-упражнения на мелкую моторику.

- парные и групповые упражнения, требующие согласованности совместных действий.

4. Методы воспитания личности складываются из стратегических методов и методов педагогического воздействия.

Стратегические методы:- метод воспитывающей среды(неоценимую роль играет семья), - метод воспитывающей деятельности, означает вовлечение ребёнка во всё разнообразие видов деятельности, - метод осмысления человеком себя в реальной жизни. Означает взаимодействие его с окружающим миром.

Методы педагогического воздействия: - метод убеждения включает методические приёмы: суждение, диалог, дискуссию и т. д., - метод упражнения: показ-инструкция, просьба что-либо сделать, -метод педагогической оценки: поощрение(одобрение, похвала, благодарность); наказание(неодобрение, замечание, лишение удовольствия).

5. Методы организации взаимодействия педагога и занимающихся: - индивидуальные, - индивидуально- групповые, - малогрупповые занятия.

Индивидуальные занятия: Применяются для инвалидов со сложными двигательными расстройствами (травмы и заболевания спинного мозга, с последствиями ДЦП, с тяжёлой умственной отсталостью), где требуется концентрация внимания педагога только на одном человеке. Недостатком является ограниченность сотрудничества с другими занимающимися, что отрицательно сказывается на процессе социализации, формировании умения работать в коллективе.

Индивидуально- групповые: Численность составляет от 2-3 до 6-8 человек.

Деление либо по возрасту, либо по одной нозологической группе или инвалиды из разных нозологических групп. Особенность состоит в том, что часть занятия проводится совместно (подбираются упражнения, доступные всем), а другая часть состоит в персональных заданиях каждому и выполнение их под контролем педагога. Недостатком является низкая моторная плотность урока.

Малогрупповые: Количество занимающихся не превышает 10-12 человек. Это дети одной нозологической группы, примерно одного возраста и равных физических возможностей. Чаще используют в детских садах. Школах, интернатах. Комплектование групп проводит МППК. Но ограничена индивидуализация.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: