Под информационным пространством некоторого объекта понимается совокупность всех информационных компонентов этого объекта или множества объектов независимо от способов и средств отображения этих компонентов.
Одна из важнейших характеристик информационного пространства - степень его структурированности.
Под структурированностью понимается такое свойство информационного пространства, при котором все содержание и особенности этого пространства представляются его компонентами и взаимосвязями между ними, выраженными в явном виде.
В зависимости от степени структурированности информационного пространства выделяется следующих пять его видов.
Неструктурированное пространство – это то, для которого характерно, что структурированность его компонентов информации встречается редко.
Примером неструктурированного информационного пространства является разговорная речь, хотя некоторые элементы структурированности в ней могут присутствовать.
Слабо структурированное информационное пространство то, в котором полностью структурированы только отдельные компоненты.
Примером может служить письменный язык, в котором выполняются правила синтаксиса.
Структурированное информационное пространство характеризуется существенным преобладанием структурированных компонентов, информация в нем документирована, широко используется кодирование для обеспечения однозначной трактовки тех или иных понятий. Примером может служить экономическая информационная система.
Формализованно структурированное информационное пространство – это пространство, где в явном виде существуют описания информационных образований, в которых определены не только информационные структуры и связи, но и алгоритмы получения значений любого элемента данных.
Машинноструктурированное информационное пространство – это то, в котором описаны все информационные образования, в том числе формы входных и выходных документов. Типичным примером может служить база данных.