double arrow

Основные трудности публичного выступления

Хорошая публичная речь - это искусство. Почему так трудно бывает хорошо выступить? Причин здесь обычно несколько: ора­тор волнуется, он забывает, о чем собирался говорить, боится вопросов, опасается, что не уложится в отведенное время, боит­ся, что его не поймут, не поверят ему, не уверен в себе и т.д.

Американский специалист в области ораторского искусства Ф. Снелл указывал на следующие трудности оратора:

- нельзя прервать выступление, когда хочется;

- нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас;

- трудно понять отношение аудитории к себе;

- слушатели сопоставляют вас с образцовыми ораторами, с теми, кого видят по телевизору;

- нельзя вести себя свободно, так, как хочется;

- по вашему выступлению о вас соста­вят мнение, которое потом будет трудно изменить.

70% начинающих ораторов считают неконтролируе­мый страх, охватывающий их перед началом выступления и продолжающийся во время речи, проблемой номер один.

В состояние аудиторного шока могут впадать не только начинающие ораторы, но и люди почтенные, прекрасно владеющие языком, письменной речью, но теряющие этот дар в многолюдном собрании. «Нечто подобное рассказы­вают про известного критика В.В. Стасова, который в клубе художников, желая прочесть лекцию, минут пять изображал из себя молчаливую, смущенную статую, постоял на эстраде, помялся да с тем и ушел, не сказав ни единого сло­ва».

Лучшим средством против страха является непрерыв­ная практика публичных выступлений. Очень страшно бывает в первый раз. Но даже первое выступление позво­лит оратору накопить некоторый опыт - знания о себе, о причинах своего волнения, о своих недостатках. Значит, есть надежда уже во второй раз многое предвидеть и мно­гого избежать.

Еще одно важное условие преодоления аудиторного шока - хорошая подготовка. Как говорил А.Ф. Кони, «размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду». Кроме того, первые выступления начинающего оратора должны проходить в небольшой, хорошо знакомой аудитории, и лишь когда первые навыки произнесения речи закрепятся, можно переходить в боль­шую и незнакомую аудиторию.

Конечно, следует отличать страх, когда сознание и воля парализованы, от волнения, творческого подъема. Большинство риторов указывает, что волнение, в отличие от страха, в небольших дозах даже полезно. Опасен стресс, причем не только для говорящего, но и для слушателей, которые, не разгадав истинного состояния выступающего, могут настроиться агрессивно против него и речи, так как внешние проявления стресса могут быть восприняты как сигнал агрессивного поведения оратора (резкий высокий тон, быстрый темп речи, нарушение ритма).

Действительно, трудностей много, поэтому первые выступле­ния людей часто оказываются неудачными. Надо учиться анали­зировать и исправлять свои ошибки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: