Массового гимнастического выступления

Опыт показал, что успех массового гимна­стического выступления в значительной степе­ни зависит от хорошо разработанного и тща­тельно продуманного сценария. В сценарии должна быть определена тема или ведущая идея выступления, его общая композиция, со­держание гимнастических упражнений, основные рисунки построений и перестроений, опи­сание действующих участников (групп и солистов), продолжительность выступления в це­лом и отдельных его частей, характер и содер­жание музыкального и художественного оформления. Одновременно с работой по со­зданию сценария выступления должны разра­батываться эскизы, дающие полное зритель­ное представление о содержании будущего выступления, эскизы костюмов, а также схе­мы всех построений и перестроений. После то­го как такой сценарий будет утвержден, ре­жиссер должен разработать рабочий сценарий выступления.

Массовое гимнастическое выступление композиционно обычно состоит из мужского вольного упражнения, женского вольного упражнения, упражнений на гимнастических снарядах, выполняемых женщинами и мужчи­нами, смешанного вольного упражнения и фи­нала выступления. В каждом выступлении одно из трех вольных упражнений выполняет­ся с предметом. Выступление может начаться или закончиться выполнением смешанного вольного упражнения. Одно-два упражнения в выступлении должны исполняться в быст­ром темпе. Однако темп не должен «смазы­вать» движения. Они должны независимо от темпа выполняться правильно, четко, на пол­ной амплитуде. Гимнастическим упражнениям присущи динамичность, непрерывность и мак­симальное разнообразие характеров движе­ния— медленных и быстрых, силовых и махо­вых. В последнее время режиссеры успешно используют внезапную смену темпов в упраж­нении (с медленного на быстрый и обратно). Если такое чередование проходит ритмически правильно и органически связано с музыкаль­ным произведением, то это очень эффектно и может быть рекомендовано.

Очень важно правильно определить поря­док чередования упражнений, обеспечить нарастание интереса у зрителей к финалу вы­ступления.

Динамика движений должна неуклонно возрастать, достигая высшего напряжения к концу выступления. При этом должно быть учтено воздействие на зрителя смены цвета костюмов и характера движений.

Не менее важно решить вопрос о продол­жительности массовых гимнастических вы­ступлений. Опыт показал, что в программе на­родных, молодежных и физкультурных празд­ников не следует планировать более трех-четырех выступлений, и это только в том случае, если одно из них исполняется детьми школь­ного возраста. Во времени, отводимом на зре­лищную часть праздника, продолжительность массовых гимнастических выступлений не должна превышать 30 процентов. Так, при продолжительности зрелищной части праздни­ка 2 ч. 45 м. — 3 ч. 40 м. на массовые гимна­стические выступления следует планировать не более 45—50 минут. Каждое выступление в отдельности не должно занимать более 12—15 минут. Растянутость выступлений сни­жает их эффектность, замедляет темп разви­тия праздника и утомляет зрителей. На упражнение типа зарядки следует затрачивать не более 45—50 секунд, на мужские вольные упражнения—1 —1,5 минуты, на женские вольные упражнения 2—2,5 минуты. Упражнения на гимнастических снарядах должны продолжаться не более 3,5 минуты, смешанные упражнения — 1,5—2 минуты, финал — 1—2 минуты.

Наиболее трудоемким этапом творческой работы по подготовке массовых гимнастиче­ских выступлений является процесс создания композиции гимнастических упражнений. Гим­настические упражнения бывают разной сте­пени трудности — от простейших элементов до сложных соединений.

Удачная композиция из самых простых элементов вольных упражнений, при хорошем массовом исполнении, может быть очень кра­сивой, а непродуманная композиция, даже если она составлена из очень сложных эле­ментов, подчас не представляет никакого ин­тереса.

Показ высокого спортивного мастерства в красивой зрелищной форме — основная твор­ческая задача режиссера.

Режиссер совместно с автором упражнения должен составить схему упражнения. В схеме определяется продолжительность упражнения, степень трудности его (обязательное включе­ние в упражнение максимально трудных для конкретной группы исполнителей гимнастиче­ских элементов, соединений и поз), рисунки выхода, ухода, способы заполнения поля ста­диона, основные узоры и перестроения, чере­дование переходов от высоких положений гим­настов к низким и, наоборот, количество пауз и их расположение в упражнении, темп испол­нения упражнения, смена темпов и т. д.

Невозможно дать исчерпывающий пере­чень вопросов, которые необходимо решить режиссеру массового гимнастического высту­пления. Многолетний опыт показывает, что главная задача состоит в том, чтобы сочетать решение творческих вопросов с предельно четкой и своевременной подготовкой, прове­денной с учетом всех местных условий.

Только тогда массовые гимнастические выступления займут достойное место в ряду других массовых зрелищ, любимых народом.

В июле 1962 года делегатам Всемирного Конгресса за мир и всеобщее разоружение был показан большой концерт-представление, в котором принимали участие лучшие коллективы художественной самодеятельности различных республик страны

Редакция считает целесообразным опубликовать в ка­честве приложения к сборнику литературный сценарий этого массового представления, получившего высокую оценку советской общественности и иностранных деле­гатов конгресса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: