Опыт показал, что успех массового гимнастического выступления в значительной степени зависит от хорошо разработанного и тщательно продуманного сценария. В сценарии должна быть определена тема или ведущая идея выступления, его общая композиция, содержание гимнастических упражнений, основные рисунки построений и перестроений, описание действующих участников (групп и солистов), продолжительность выступления в целом и отдельных его частей, характер и содержание музыкального и художественного оформления. Одновременно с работой по созданию сценария выступления должны разрабатываться эскизы, дающие полное зрительное представление о содержании будущего выступления, эскизы костюмов, а также схемы всех построений и перестроений. После того как такой сценарий будет утвержден, режиссер должен разработать рабочий сценарий выступления.
Массовое гимнастическое выступление композиционно обычно состоит из мужского вольного упражнения, женского вольного упражнения, упражнений на гимнастических снарядах, выполняемых женщинами и мужчинами, смешанного вольного упражнения и финала выступления. В каждом выступлении одно из трех вольных упражнений выполняется с предметом. Выступление может начаться или закончиться выполнением смешанного вольного упражнения. Одно-два упражнения в выступлении должны исполняться в быстром темпе. Однако темп не должен «смазывать» движения. Они должны независимо от темпа выполняться правильно, четко, на полной амплитуде. Гимнастическим упражнениям присущи динамичность, непрерывность и максимальное разнообразие характеров движения— медленных и быстрых, силовых и маховых. В последнее время режиссеры успешно используют внезапную смену темпов в упражнении (с медленного на быстрый и обратно). Если такое чередование проходит ритмически правильно и органически связано с музыкальным произведением, то это очень эффектно и может быть рекомендовано.
Очень важно правильно определить порядок чередования упражнений, обеспечить нарастание интереса у зрителей к финалу выступления.
Динамика движений должна неуклонно возрастать, достигая высшего напряжения к концу выступления. При этом должно быть учтено воздействие на зрителя смены цвета костюмов и характера движений.
Не менее важно решить вопрос о продолжительности массовых гимнастических выступлений. Опыт показал, что в программе народных, молодежных и физкультурных праздников не следует планировать более трех-четырех выступлений, и это только в том случае, если одно из них исполняется детьми школьного возраста. Во времени, отводимом на зрелищную часть праздника, продолжительность массовых гимнастических выступлений не должна превышать 30 процентов. Так, при продолжительности зрелищной части праздника 2 ч. 45 м. — 3 ч. 40 м. на массовые гимнастические выступления следует планировать не более 45—50 минут. Каждое выступление в отдельности не должно занимать более 12—15 минут. Растянутость выступлений снижает их эффектность, замедляет темп развития праздника и утомляет зрителей. На упражнение типа зарядки следует затрачивать не более 45—50 секунд, на мужские вольные упражнения—1 —1,5 минуты, на женские вольные упражнения 2—2,5 минуты. Упражнения на гимнастических снарядах должны продолжаться не более 3,5 минуты, смешанные упражнения — 1,5—2 минуты, финал — 1—2 минуты.
Наиболее трудоемким этапом творческой работы по подготовке массовых гимнастических выступлений является процесс создания композиции гимнастических упражнений. Гимнастические упражнения бывают разной степени трудности — от простейших элементов до сложных соединений.
Удачная композиция из самых простых элементов вольных упражнений, при хорошем массовом исполнении, может быть очень красивой, а непродуманная композиция, даже если она составлена из очень сложных элементов, подчас не представляет никакого интереса.
Показ высокого спортивного мастерства в красивой зрелищной форме — основная творческая задача режиссера.
Режиссер совместно с автором упражнения должен составить схему упражнения. В схеме определяется продолжительность упражнения, степень трудности его (обязательное включение в упражнение максимально трудных для конкретной группы исполнителей гимнастических элементов, соединений и поз), рисунки выхода, ухода, способы заполнения поля стадиона, основные узоры и перестроения, чередование переходов от высоких положений гимнастов к низким и, наоборот, количество пауз и их расположение в упражнении, темп исполнения упражнения, смена темпов и т. д.
Невозможно дать исчерпывающий перечень вопросов, которые необходимо решить режиссеру массового гимнастического выступления. Многолетний опыт показывает, что главная задача состоит в том, чтобы сочетать решение творческих вопросов с предельно четкой и своевременной подготовкой, проведенной с учетом всех местных условий.
Только тогда массовые гимнастические выступления займут достойное место в ряду других массовых зрелищ, любимых народом.
В июле 1962 года делегатам Всемирного Конгресса за мир и всеобщее разоружение был показан большой концерт-представление, в котором принимали участие лучшие коллективы художественной самодеятельности различных республик страны
Редакция считает целесообразным опубликовать в качестве приложения к сборнику литературный сценарий этого массового представления, получившего высокую оценку советской общественности и иностранных делегатов конгресса