Первая редакция ключевых слов

Ключевые слова текста располагаются определенным образом, ясно читаются, образуют каркас понятий, на котором держится речь. Первая редакция ключевых слов, как правило, еще не очень тщательная. Отмечают все смысловые элементы. Хорошо удавшиеся формулировки по мере необходимости фиксируют в полном словесном объе­ме. Отделяется первостепенное от второстепенного: под­черкиванием, выделением цветом или изменением размера букв. Теперь, используя конспект ключевых слов, начина­ют работу по стилистическому оформлению главной части, вступления и заключения. Вступление и заключение в боль­шинстве случаев могут быть сформулированы после глав­ной части, так как и во вступлении, и в заключении, как правило, имеются ссылки на главную часть.

Поэтому начинать подготовку речи с введения нежелательно, ведь главная часть и выводы могут быть рассмот­рены еще не полностью. Так, иногда введение, которое было составлено заранее, вдруг теряет необходимую связьс главной частью и заключением.

Мы снова и снова перерабатываем разделы речи, со­храняя в качестве мысленного ориентира ключевые слова, но подыскиваем все новые формулировки. При этом вполголоса произносим текст про себя.

Так легче всего преодолеть трафареты письменного языка. Это перелопачивание материала, эти все новые словесные формулировки гарантируют развитие речевого мышления.

5. Общий контроль

«Еще раз прокрути свою речь от начала до конца и проверь, нельзя ли ее улучшить, расположив материал в иной последовательности». Так рекомендует Гамильтон.

Общий контроль осуществляет последнюю шлифовку, последнюю риторическую подготовку. Мы обращаем особое внимание на уравновешенность про­порций отдельных разделов речи. Не придаем ли мы некоторым фактам слишком большой вес? Напротив, не подверглось ли нечто иное недооценке? Пытаемся отойти на некоторое расстояние и представить себя в роли слушателя, но особенно в роли оппонента. Мы проверяем аргументацию, связки, главные положения.

При общем контроле, прежде всего, устанавливают второстепенное и лиш­нее в речи.

6. Окончательная редакция ключевых слов

Многие речи слишком длинны и многословны. Эрих Кестнер требовал точности, когда писал: «Желающий что-либо сказать не спешит. Он выделит себе время и выскажется в одной строке».

Возникает вопрос: не достаточно ли одной редакции клю­чевых слов? Опыт показывает, что тщательная подготови­тельная работа одновременно с подчеркиванием и внесени­ем дополнений делает первую редакцию зачастую трудно читаемой. Иной оратор на трибуне подобен близорукому аптекарю, с трудом разбирающему рецепт врача. Речь ос­тановилась, потому что докладчик заблудился в лабиринте своих записей.

Второй конспект ключевых слов должен быть тщательноотредактирован, упорядочен и легко читаем (даже при пло­хом освещении). Чем больший у оратора опыт, тем лако­ничнее в конце концов конспект ключевых слов. В неко­торых случаях требуется лишь только подкрепление памяти, например, с помощью выделения основных частей отдель­ных разделов речи.

Ключевые сло­ва, имеющиеся в распоряжении, в любом случае придают уверенность, даже если предполагается вовсе не пользо­ваться конспектом. Может случиться, что во время доклада мы лишь раз заглянем в записи. Если так, тем лучше.

Усвоение речи (доклада) на память - в большей степени процесс внутреннего обучения, чем поверхностное заучива­ние наизусть.

Хорошо зарекомендовала себя следующая техника:

- Мы запоминаем основные мысли (и целевые высказывания).

- Мы усваиваем план речи (ее структуру).

- Мы запоминаем часть за частью конспект ключевых слов (тщательно записанный). (Многократное чтение; упражнения в словесном формулировании.)

Используйте свое время. Есть много «мертвых» часов и минут. Лучшее упражнение в концентрации состоит в том, чтобы про себя спокойно проговаривать речь, медленно следуя плану, подобно движению кадров при замедленной съемке.

Последним рабочим шагом при подготовке является проб­ное произнесение речи. Как правило, определенное игровое пространство отводится импровизации («переподготовка» приводит к чрезмерной сухости речи).

Речь не должна застыть в окончательно отлитом виде.

Следует, как можно точнее, представить себе место вы­ступления и своих слушателей.

Можно назвать две меры безопасности по профилактике риторической неудачи.

- Один раз мысленно «прокрутите» речь в обратном на­правлении. (При этом вновь и вновь рассмотрите зави­симость следствий или результатов своих высказываний от предпосылок. Связи проявляются сильнее).

- Один раз произнесите речь «молча», «в голове», не ше­веля губами!

Если эти упражнения по концентрации удается выполнить, то повышается ваша «страховка» подъема на трибуну.

Сказанное выше о «Технике подготовки» может быть полезно не только применительно к речи, но и к подготовке любого текста.

Схема подготовки может быть упрощенной, например, такой:

сбор материала - ключевые слова - введение - заклю­чение - краткий просмотр целого и затем речь.

Но принципиальным является следующее: мы ответствен­ны перед слушателями за тщательное проведение подготов­ки. Слушатели хотят услышать нас; они дарят нам свое время; мы не можем их разочаровать. Конечно, слушателям не показывают, какой трудной была подготовка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: