Весовые данные

Нормальный полетный вес для всех вариантов, кгс:

на трассах, имеющих превышение местности до 3000 м...................................5250

на трассах, имеющих превышение местности свыше 3000 м (до 3800 м)...............5000

Посадочный вес, кгс............................................................................................................не более 6250

В зависимости от варианта вес пустого самолета находится в пределах, кгс..................3400—3690

(фактический вес пустого самолета брать из формуляра самолета)

Загрузка самолета. Положение центра тяжести самолета оказывает большое влияние на поведение самолета в воздухе и на управление им. Неправильное размещение грузов на самолете приводит к нарушению устойчивости и управляемости самолета, усложняет взлет и посадку, снижает аэродинамические качества самолета, а незакрепленный груз в самолете при взлете или в полете может сместиться назад к шпангоуту № 15 и привести к резкому нарушению центровки самолета, потере продольной устойчивости и к срыву самолета в штопор. Поэтому перед полетом необходимо убедиться в правильном размещении пассажиров (особенно пассажиров с детьми), багажа или грузов и определить по центровочным графикам положение центра тяжести загруженного самолета.

При загрузке самолета (в грузовом варианте) можно пользо­ваться отметками, нанесенными на правой стенке грузового отсека фюзеляжа зеленой и красной краской (рис. 1.7). Против зеленой стрелки с надписью «До 1500 кГ» можно располагать груз любого веса до 1500 кгс. При этом центровка в полете будет равна 24—25 % САХ и соответствовать наибольшему запасу продольной статической устойчивости самолета без применения триммера.

Рис. 1.7. Разметка положения грузов на борту самолета

Красные стрелки с отметками 1500, 1200, 1000, 800, 600, 400 и 350 кгс показывают самое заднее положение центра тяжести груза, при этом самолет еще имеет достаточный запас продольной статической устойчивости. При этом центровка получается около 33% САХ, т. е. самая задняя из допустимых.

Не менее важно следить за тем, чтоб полетный вес самолета не превышал установленных норм, так как перегрузка увеличивает напряжение в его деталях и может привести к поломке.

Размещение грузов в самолете. В грузовом варианте размещение грузов в самолете обычно производят по меткам (см. рис. 1.7), указанным на правом борту внутри фюзеляжа согласно Руководству по летной эксплуатации и пилотированию самолета Ан-2 (Общие указания по загрузке самолета), с обязательным расчетом центровки по центровочным графикам.

Пример. Один груз весом 600 кгс можно расположить в любом месте между зеленой стрелкой с отметкой «До 1500 кгс» и красной стрелкой с отметкой «600 кгс». Если грузов несколько, то необходимо размещать их так, чтобы общий их центр тяжести находился или против красной стрелки с отметкой «600 кгс», или впереди нее до зеленой стрелки включительно.

Если величина груза не соответствует значениям цифр, нанесенным на борту фюзеляжа, например 650 кгс, то нельзя его размещать против цифр 600, 400 и 350, так как такое размещение груза создает недопустимую заднюю центровку, превышающую 33% САХ.

Рис. 1.8. Схема компоновки пассажирской кабины самолета Ан-2(П):

1 — детская люлька; 2 — декоративная обшивка; 3—багажная полка; 4 — вентиляционная камера; 5 — складное сиденье; 6 — оконные занавески; 7 — кресло; 8 — коллектор обогрева; 9— вешалка; 10 — входной поручень; 11—туалет; 12 — ручной огнетушитель; 13 –аптечка

При размещении на самолете пассажиров, багажа, почты и грузов необходимо учитывать, что наибольшее влияние на смещение центра тяжести самолета назад оказывают пассажиры, размещен­ные на задних сиденьях, и груз, размещенный за шпангоутом № 8. Поэтому при неполном количестве пассажиров необходимо задние сиденья оставлять свободными (пассажиров с детьми во всех случаях сажать на передние сиденья), а груз и багаж размещать меж­ду шпангоутами фюзеляжа № 6 и 8.

Перевозка пассажиров в грузовой кабине на откидных сиденьях нежелательна. В настоящее время отдельные транспортные самолеты, предназначенные для перевозки пассажиров, переоборудованы под пассажирский вариант, где установлено 12 кресел (рис. 1.8).

После того как правильно размещен груз или пассажиры на сиденьях, необходимо строго соблюдать требования закрепления грузов в фюзеляже от их смещения при взлете назад к шпангоуту № 15, а также привязывание пассажиров к креслам для предупреждения их падения при взлете и посадке самолета.

Примечание. Полет самолета при центровках свыше 33% САХ запрещается. В хвостовой отсек фюзеляжа за шпангоутом № 15 размещать груз также запрещается.

1.7. ЦЕНТРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ И ПРОВЕРКА ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ЗАГРУЖЕННОГО САМОЛЕТА

В табл. 4 приведены величины веса и центровки самолета Ан-2 в десантно-транспортном, транспортном и пассажирском вариантах.

В табл. 5 указаны величины веса и центровки самолета Ан-2 в сельскохозяйственном варианте.

На рис. 1.9 показаны положение центра тяжести пустого самолета с полным оборудованием, длина средней аэродинамической хорды бипланной коробки крыльев (САХ) и ее положения относительно осей координат.

Таблица 4

Наименование параметра Серия самолета
  Ан-2 (Т) Ан-2(ТП) Ан-2 (П)
Вес пустого самолета с оборудованием, кгс 3360 +1% 3430 +1% 3450+1%
Нормальный полетный вес, кгс      
Центровка пустого самолета с комплектным или полным оборудованием, % САХ   20,8±1   20,8±1   20,2±0,6
Предельный диапазон эксплуатационных центровок, % САХ 17,2-33 17,2-33 17,2-33

Примечания. 1). Вес и центровка самолетов Ан-2 (Т) указаны без учета кислородного оборудования, установка которого увеличивает вес самолета на 50 кгс и сдвигает вперед центровку на 0,2% САХ.

2). Вес и центровка самолетов Ан-2 (ТП) указаны с учетом снятия кислородного оборудования.

Таблица 5

Наименование параметров Вес, кгс Центровка, % САХ
Пустой Ан-2 в транспортном варианте с полным оборудованием 3440+1% 20,8±1
Ан-2 в варианте опыливателя с полным оборудованием 3525+1% 20,4-0,6+1
Ан-2 в варианте опрыскивателя с полным оборудованием 3520+1% 20,6-0,8+1
Нормальный полетный вес  
Предельный диапазон эксплуатационных центровок   —   17,2-33

Примечание. На самолетах изготовленных в Польше кроме опрыскивателя «старого» типа (Ш7628-215), введены дополнительно две новые его разновидности, при установке которых веса и центровки самолета изменяются следующим образом (по сравнению с п. 3 из табл. 5):

а) самолет с опрыскивателем «отсасывающего» типа (Ш7633-0) с подвесными бачками ∆G= + 17 кгс, ∆Х=+0,2% САХ;

б) самолет с опрыскивателем «эжекторного» типа (Ш7636-0) ∆G= —12 кгс, ∆Х= —0,4% САХ.

Всякое изменение места установки оборудования, проводимое эксплуатирующими предприятиями, или изменение его комплектовки может значительно изменить центровку пустого самолета. В этих случаях центровку обязательно следует учитывать пересчетом, как показано ниже в примерах расчета центровки. Рекомендуемый диапазон центровок, обеспечивающий наиболее легкое управление самолетом, составляет 23—28% САХ.

Положение центра тяжести загруженного самолета следует проверить по способу моментов или по центровочным графикам. Пример применения способа моментов для определения центра тяжести самолета (без грузов) с минимальным запасом топлива и масла к баках показан в табл. 6.

Рис. 1.9. Средняя аэродинамическая хорда коробки крыльев самолета

Таблица 6

Наименование груза Вес, кгс Плечо, м Момент, кгс·м
Пустой самолет с, полным оборудованием   0,513  
Экипаж (два человека)   —0,336 —60
Топливо   0,944  
Масло   —1,586 —40

В табл. 6 записываются веса грузов, включая и вес самолета, расстояния центра тяжести каждого груза от шпангоута № 5 и моменты, вычисленные перемножением весов на расстояние до шпангоута № 5. Плечо считается положительным для грузов, распо­ложенных позади шпангоута № 5, и отрицательным для грузов, расположенных впереди шпангоута № 5. Плечо центра тяжести пустого самолета берется из табл. 6.

После суммирования весов и моментов определяется расстояние центра тяжести самолета от шпангоута № 5 по формуле:

(1)

а центровка в % САХ по формуле:

(2)

где L— расстояние от начала САХ до шпангоута № 5, равное 0,05 м;

bСАХ - длина САХ, равная 2,269 м.

Таблица 7

Наименование груза Вес, кгс Плечо X, м Момент, кгс·м
Пустой самолет с полным оборудованием   0,513  
Снят бортинструмент —42 6,97 — 292
Экипаж два человека   — 0,336 — 60
Топливо   0,994  
Масло   — 1,586 — 40

По формулам (1) и (2) получаем:

Рассмотренный случай соответствует передней центровке само­лета. При этом взят случай, когда пустой самолет имеет центровку 20,4% САХ, т. е. наиболее переднюю из возможных для данной се­рии.

Проводимые эксплуатирующими подразделениями изменения заводской компоновки или комплектовки могут значительно изме­нить центровку. В табл. 7 приведен расчет центровок для случая, когда с самолета снят ящик с бортинструментом весом 42 кг:

∑G=3580 кгс;

∑G·X=1385 кгс·м.

Как видно из табл. 7, плечо ящика с бортинструментом относительно шпангоута № 5 равно 6,97 м:

Как видим, центровка далеко вышла за пределы допустимой передней центровки 17,2% САХ.

В данном случае экипажам необходимо помнить соответствую­щее предупреждение из Руководства по летной эксплуатации и пи­лотированию самолета Ан-2, где говорится, что «Если по условиям полета на борту нет груза (перегонка, тренировка и т. д.) и возможна посадка с небольшим количеством топлива (150—300 кгс), то необходимо создать более заднюю центровку».

Эксплуатационные центровки можно получить в таких случаях соответствующим расположением наземного и другого оборудования, обычно загружаемого в самолет. При перегонке самолета в ремонт необходимо помнить, что в весе и центровке пустого само­лета, указанных в формуляре, учтен бортинструмент (42 кгс), рас­положенный на шпангоутах № 21 и 22. На самолетах Ан-2Т польского производства (с № 1Г4801) ящик с бортинструментом располагается на шпангоутах № 14 и 15, на Ан-2ТП бортинструмента нет.

Центровка при перегонке рассчитывается по графику. Проверка центровки загружейного самолета и его веса проводится перед вы­пуском его в полет с учетом размещения всех нагрузок: пассажиров, багажа, грузов и т. д. Положение центра тяжести самолета с нагрузкой определяют по центровочным графикам.

Перед вылетом командир самолета обязан путем личного осмотра убедиться, что в хвостовой части фюзеляжа за шпангоутом № 15 груз отсутствует и дверь, ведущая в хвостовой отсек, заперта на замок.

Перед вылетом экипаж должен предупредить пассажиров, чтобы они не передвигались по кабине самолета, перед взлетом и по­садкой обязательно были пристегнуты привязными ремнями и что­бы не брались за трубопроводы, электропроводку, экранированные жгуты радиооборудования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: