Сравнение уровня критических технологий России и Японии

до 2010 г. [189]

Прогноз технологического развития Японии до 2010 г. Критически важные технологии России
Электроника и информатика Информационные технологии и электроника
Микроэлектроника: Микроэлектроника:
· Терабитная память · Сверхпроводящие устройства · Суперинтеллектуальные чипы · Самовоспроизводящиеся чипы · Сверхбольшие интегральные схемы и наноэлектроника · Микросистемная техника и микросенсорика · Элементы памяти с емкостью до 1 Гбит
Оптическая электроника: Оптическая электроника:
· Терабайтные оптические ЗУ · Терабитные оптические устройства связи · Элементы и узлы оптических ЭВМ · Опто- и акустоэлектроника · Высокоскоростные линии связи · Оптические вычислители · Криоэлектроника
Оборудование информационных систем: Оборудование информационных систем:
· Супер-ЭВМ параллельного действия · Нейро-ЭВМ · Многопроцессорные электронно-вычислительные машины (ЭВМ) с параллельной структурой · Вычислительные системы на базе нейрокомпьютеров, транспьютеров и оптических ЭВМ
Программное обеспечение: Программное обеспечение:
· Системы автоматического перевода · Системы моделирования виртуальной реальности · Самопополняющиеся базы данных · Системы распознавания и синтеза речи, текста и изображений · Системы искусственного интеллекта и виртуальной реальности системы математического моделирования
Новые материалы Новые материалы и химические продукты
Керамика: Керамические материалы и нанокерамика:
· Сверхпроводники (катушки, обладающие свойством сверхпроводимости при высоких температурах) · Газовые турбины и двигатели, созданные с использованием керамических материалов · Новые виды стекла (нелинейное оптическое стекло) · Материалы, позволяющие реализовать эффект сверхпроводимости · Новое поколение газотурбинных и прямоточных воздушно-реактивных двигателей с использованием керамических материалов
Полупрводники: Материалы для микро- и наноэлектроники:
· Оптические интегральные схемы · Полупроводниковые элементы со сверхрешеткой · Оптоэлектронные интегральные схемы · Гетероструктуры на квантово-размерных эффектах
Металлы: Материалы и сплавы со специальными свойствами:
· Аморфные сплавы · Сплавы с поглощенным водородом · Магнитные материалы · Легкие и суперлегкие сплавы на основе алюминия, магния, бериллия и др. · Высокоэффективные хорошо свариваемые титановые сплавы
Композитные материалы: Композиты:
· Высококачественные пластики с упрочнением из углеродных волокон · Высококачественные металлические композитные материалы · Высококачественные керамические композиты · Высококачественные композиты типа С-С · Высококачественные материалы с заданными свойствами для конструктивных изделий авиакосмической техники, радиоэлектроники, криогенной аппаратуры, медицины

Очень интересен анализ технологического уровня на примере электронной промышленности. Еще недавно российские ученые прочно удерживали лидирующие позиции по некоторым направлениям. К настоящему времени, по мнению ряда специалистов, Россия безнадежно отстала от мировых лидеров. Тем не менее, и в электронике все еще существует значительное количество прорывных технологий, конкурентное преимущество которых заключается отнюдь не в низкой стоимости. Это подтверждает тезис о том, что практически в любой отрасли можно найти высокоэффективные технологии, имеющие хороший экспортный потенциал. Однако, как и в других сферах человеческой деятельности, работа в этом сегменте рынка требует специализации и высокопрофессионального подхода [189].

Влияние высокотехнологичности на развитие рынков.

Именно, фотоуслуги за короткий период времени (примерно с 2003 года) прошли в своем развитии путь от традиционных услуг к высокотехнологичным. Фотоаппарат вместо привычной технологии аналогового отображения на пленке получил техническую возможность отображения в цифровом виде. Это изменение не являются модернизацией фотоаппарата, произошло качественное высокотехнологичное изменение, которое позволило фотопродукцию, полученную в цифровом виде, сопрягать с достижениями человечества в области информатизации. Иными словами, потребитель фотоуслуг получил возможность в режиме «on-line» самостоятельно:

- сделать снимок;

- разместить его в персональном компьютере;

- просмотреть его и при необходимости поправить, используя специальный программный продукт;

- передать его в любую точку земного шара.

Такие технологии не могли не изменить рынок фотоуслуг, что, явилось важным объектом для изучения, так как положительная динамика продаж цифровой фототехники в России с 2003 года сопровождается снижением объемов предоставляемых фотоуслуг. Можно ли при этом утверждать, что мы наблюдаем явление десервисизации? Вопросы функционирования фотоуслуг остаются практически не изученными. Вместе с тем фотоуслуги продолжают играть важную роль в системе удовлетворения индивидуальных потребностей населения.

Традиционные технологии фотоуслуг имели определенное число клиентов и какое-то число увлеченных этим занятием людей. Появившиеся возможности использования высоких технологий в фотографировании входят в жизнь каждого человека и при этом либо он сам, либо структуры, с которыми он имеет отношения, не только осуществляют фотоуслуги, но они становятся как бы частью его деятельности, либо продвинутым увлечением. И во многих случаях развитие фототехники исключило потребность в посредниках, производящих фотоуслуги. Объективная потребность в изучении развития фотоуслуг обуславливает необходимость в углубленной проработке теоретических и научно-методических вопросов функционирования данных услуг в условиях научно-технического прогресса.

Существующее определение «фотоуслуги» в рассматриваемом примере требует введения понятия основной услуги и сервиса для фотоуслуг. Установленный факт роста продаж цифровой фототехники и одновременного уменьшения объема, оказываемых фотоуслуг, необходимо исследовать с целью выяснения следующих моментов:

- исследователь столкнулся с явлением обратным сервисизации общества или мы видим, какие-то новые тенденции в сфере услуг? Их следовало сформулировать;

- какие факторы создали предпосылки для отмеченного явления?

Не исследованы вопросы трансформации весьма важной государственной проблемы – микрофильмирования, где фотоуслуги изменили свой облик, получив высокотехнологичное развитие. Яркий пример такой реализации – открытие в Санкт-Петербурге Президентской библиотеки.

Следует заметить, что столь значимое достижение в науке, позволившее фотографии стать высокотехнологичной, Нобелевский комитет признал только в 2009 году присудив нобелевскую премию в области физики американцам Уилларду Бойлу и Джоржу Смиту за изобретение в 1966 году прибора с зарядовой связью, благодаря которому и появились цифровые матрицы используемые в современной фото и видеотехнике, а также британскому учёному Чарльзу Као доказавшему возможность использования оптоволоконных кабелей для передачи информации.

В работе [1] приводится пример группировки сервисных процессов с точки зрения понимания их характеристик. Автор отмечает, что сервисные процессы можно представить в виде четырех широких групп: на рисунке 2 «показывает классификационную схему с четырьмя направлениями, основанную на наличии материальных действий по отношению к телам людей или физическому имуществу и неосязаемым действиям, обращенным к умам людей или их нематериальным активам».

Природа сервисного действия Кто или что является прямым получателем услуги
Люди Предметы
Осязаемые действия Услуги для человеческого тела Здравоохранение Перевозка пассажиров Салоны красоты Клинические операции Рестораны Стрижка волос Услуги, направленные на товары и другие физические объекты владения Перевозка грузов Ремонт и техническое обслуживание оборудования Уборка мусора Стирка и химчистка Формирование ландшафта и стрижка газона Ветеринарные услуги
Неосязаемые действия Услуги, направленные на ментальные потребности Образование Радиовещание Информационные услуги Театры Музеи Услуги, направленные на физически неощутимые ценности Банковское обслуживание Юридические услуги Бухгалтерские услуги Обеспечение безопасности Страхование

Рис. 2. Понимание характера сервисного действия

Каждая из четырех групп включает существенно различные формы процессов, имеющих жизненно важное значение для менеджеров, занятых маркетингом, операциями и управлением человеческими ресурсами. Можно определить эти группы как: действия, направленные на людей; действия, направленные на имущество; действия, направленные на интеллектуальные потребности и действия по обработке информации.

Рисунок 2 был опубликован в 1983 году в журнале «Journal of Marketing». По мнению автора предложенное понимание характера сервисного действия с учетом изменений, произошедших за последующие 20 лет в сфере услуг сервиса высокотехнологичной бытовой и офисной техники, сегодня нуждаются в изменениях, так как с развитием техники появились неосязаемые действия, направленные на ремонт техники программными мерами.

Широкое использование высоких технологий при разработке и производстве бытовой и офисной техники позволяет сервисным компаниям осуществлять некоторые ремонты техники, в том числе и устранение заводских дефектов, программным путем, то есть сервисные процессы превращаются в более быстрые, в более привлекательные для потребителей сервисных услуг.

Примерами неосязаемых услуг по ремонту техники могут являться ремонты сотовых телефонов, у которых перепрограммированием устраняются некоторые дефекты производственного характера, а также ремонты плазменных телевизоров, у которых функционирование отказавших плазменных панелей может быть восстановлено перепрограммированием управляющего блока. В этой связи автором предлагается расширенное понимание характеристик сервисных услуг с учетом введения в рисунок 2 неосязаемых действий по ремонту техники (рисунок 3).

«Сегодня во многих докладах и книгах услуги рассматриваются как главный итог новой экономики с приоритетными направлениями использования ресурсов на продуктивность и новые поколения продуктов, на организацию производственных систем и отношений с потребителями. Неосязаемость сервисных действий, которые компании предлагают своим потребителям, возможно, наиболее важный источник ценности, привносимой в сервисную экономику» [1].

Здесь следует отметить, что определенная часть клиентов классифицирует неосязаемые ремонты техники как профессиональное жульничество сервисных компаний и их специалистов.

Природа сервисного действия Кто или что является прямым получателем услуги
Люди Предметы
Осязаемые действия Услуги для человеческого тела Здравоохранение Перевозка пассажиров Салоны красоты Клинические операции Рестораны Стрижка волос Услуги, направленные на товары и другие физические объекты владения Перевозка грузов Ремонт и техническое обслуживание оборудования Уборка мусора Стирка и химчистка Формирование ландшафта и стрижка газона Ветеринарные услуги
Неосязаемые действия   Ремонт и техническое обслуживание оборудования
Неосязаемые действия Услуги, направленные на ментальные потребности Образование Радиовещание Информационные услуги Театры Музеи Услуги, направленные на физически неощутимые ценности Банковское обслуживание Юридические услуги Бухгалтерские услуги Обеспечение безопасности Страхование

Рис. 3. Понимание характера сервисного действия

Таким образом, еще одна проблема сервисного менеджмента заключается в том, что концепция корпоративного развития сервисного сопровождения высокотехнологичной бытовой и офисной техники должна решать «просветительские» задачи для потребителей (пользователей) техники.

Учитывая тот фактор, что сервис техники естественным путем развивался как осязаемые действия, направленные на товары, появление неосязаемых услуг, производимых с высокотехнологичной бытовой и офисной техникой, требует адекватной реакции и решения нескольких проблем сервисного менеджмента.

1. Внутри сервисных компаний:

- системное повышение квалификации имеющегося сервисного персонала (инженеров и менеджеров);

- изменение принципов нормирования труда сервисного персонала.

2. Во внешней конкурентной среде:

- регулирование отношений с производителями техники, связанных с пониманием роли сервисных компаний и адекватным изменением договоров авторизаций;

- поиски партнеров и реализация проектов создания стратегических альянсов, как с поставщиками комплектующих изделий и материалов, так и с производителями сервисного сопровождения техники с целью интеграции уровней конкурентоспособности;

- разработка и реализация концепции просветительской деятельности производителей техники, дилеров и сервисных компаний по отношению к потребителям высокотехнологичной техники и сервисных услуг;

- вузовская подготовка адекватного инженерного персонала и менеджеров для сферы услуг высокотехнологичной техники.

1. Список литературы.

1. Авдулов А.Н., Кулькин А.Н. Наукоемкие технологии и их роль в современной экономике (Грант РФФИ, Проект №02-06-80004)

2. Багриновский К.А. Бендиков М.А. Хрусталев Е.Ю. Современные методы управления технологическим развитием М.: Росспэн 2001

3. Балашов В.В. Масленников В.В. Инновации и коммерциализация интеллектуальной собственности в высшей школе М. 2000

4. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом №2, 2001

5. Бочкарева Т.С. Естественно-научные основы высоких технологий: Учебно-методическое пособие. – Тольятти: ТГИС, 2004.

6. Ваганов А. Высокотехнологичные компании становятся фабриками инноваций, 2000 г.

7. Варшавский А.Е. Наукоемкие отрасли и высокие технологии: определение, показатели, техническая политика, удельный вес в структуре экономики России // Экономическая наука современной России №2, 2000 г.

8. Владимир Гурвич. "Ждет ли Россию венчурный бум", "Деловые люди", No192, март 2007 г

9. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. – М.: ВлаДар, 1993

10. Дерягин А.В. Наука и инновационная экономика в России // "Инновации" 2005г.

11. Дынкин А.А. Место России в мировом технологическом пространстве. Национальная инновационная система, ВК ЗАО “Экспоцентр”, 2003г.

12. Ладыгин Д. П. «Первые среди крупных»// Коммерсант - Деньги, 16.05.2001, № 19

13. О БАНКЕ РАЗВИТИЯ (Закон (Федеральный), Федеральное Собрание РФ, №82-ФЗ, от 17.05.2007)

14. «О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы» (Постановление, Правительство РФ, №54, от 29.01.2007)

15. ОБ УТВВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГАММЫ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно технического комплекса РФ» на 2007 – 2012 годы (Распоряжение, Правительство РФ, № 977-Р, от 06.07.2006)

16. ОБ ОТКРЫТОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ «Российская венчурная компания» (Постановление, Правительство РФ, № 516, от 24.08.2006)

17. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА (Руководящий документ, Правительство РФ, от 05.08.2005)

18. Румянцев А.А. Гусаков М.А. Региональные проблемы научно-инновационной деятельности СПб.: ИРЭ РАН 2000

19. Смирнов Б.М. Государственная инновационная политика России: цели, принципы, приоритеты М. 2001

20. Цена научно-технического прогресса // НГ-наука №3, 1999 г.

21. “Эксперт” 26 февраля 2007 г., статья О.Солнцева и А.Ивантера "Шанс не зарыть деньги".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: