до 2010 г. [189]
Прогноз технологического развития Японии до 2010 г. | Критически важные технологии России |
Электроника и информатика | Информационные технологии и электроника |
Микроэлектроника: | Микроэлектроника: |
· Терабитная память · Сверхпроводящие устройства · Суперинтеллектуальные чипы · Самовоспроизводящиеся чипы | · Сверхбольшие интегральные схемы и наноэлектроника · Микросистемная техника и микросенсорика · Элементы памяти с емкостью до 1 Гбит |
Оптическая электроника: | Оптическая электроника: |
· Терабайтные оптические ЗУ · Терабитные оптические устройства связи · Элементы и узлы оптических ЭВМ | · Опто- и акустоэлектроника · Высокоскоростные линии связи · Оптические вычислители · Криоэлектроника |
Оборудование информационных систем: | Оборудование информационных систем: |
· Супер-ЭВМ параллельного действия · Нейро-ЭВМ | · Многопроцессорные электронно-вычислительные машины (ЭВМ) с параллельной структурой · Вычислительные системы на базе нейрокомпьютеров, транспьютеров и оптических ЭВМ |
Программное обеспечение: | Программное обеспечение: |
· Системы автоматического перевода · Системы моделирования виртуальной реальности · Самопополняющиеся базы данных | · Системы распознавания и синтеза речи, текста и изображений · Системы искусственного интеллекта и виртуальной реальности системы математического моделирования |
Новые материалы | Новые материалы и химические продукты |
Керамика: | Керамические материалы и нанокерамика: |
· Сверхпроводники (катушки, обладающие свойством сверхпроводимости при высоких температурах) · Газовые турбины и двигатели, созданные с использованием керамических материалов · Новые виды стекла (нелинейное оптическое стекло) | · Материалы, позволяющие реализовать эффект сверхпроводимости · Новое поколение газотурбинных и прямоточных воздушно-реактивных двигателей с использованием керамических материалов |
Полупрводники: | Материалы для микро- и наноэлектроники: |
· Оптические интегральные схемы · Полупроводниковые элементы со сверхрешеткой | · Оптоэлектронные интегральные схемы · Гетероструктуры на квантово-размерных эффектах |
Металлы: | Материалы и сплавы со специальными свойствами: |
· Аморфные сплавы · Сплавы с поглощенным водородом · Магнитные материалы | · Легкие и суперлегкие сплавы на основе алюминия, магния, бериллия и др. · Высокоэффективные хорошо свариваемые титановые сплавы |
Композитные материалы: | Композиты: |
· Высококачественные пластики с упрочнением из углеродных волокон · Высококачественные металлические композитные материалы · Высококачественные керамические композиты · Высококачественные композиты типа С-С | · Высококачественные материалы с заданными свойствами для конструктивных изделий авиакосмической техники, радиоэлектроники, криогенной аппаратуры, медицины |
Очень интересен анализ технологического уровня на примере электронной промышленности. Еще недавно российские ученые прочно удерживали лидирующие позиции по некоторым направлениям. К настоящему времени, по мнению ряда специалистов, Россия безнадежно отстала от мировых лидеров. Тем не менее, и в электронике все еще существует значительное количество прорывных технологий, конкурентное преимущество которых заключается отнюдь не в низкой стоимости. Это подтверждает тезис о том, что практически в любой отрасли можно найти высокоэффективные технологии, имеющие хороший экспортный потенциал. Однако, как и в других сферах человеческой деятельности, работа в этом сегменте рынка требует специализации и высокопрофессионального подхода [189].
|
|
|
|
Влияние высокотехнологичности на развитие рынков.
Именно, фотоуслуги за короткий период времени (примерно с 2003 года) прошли в своем развитии путь от традиционных услуг к высокотехнологичным. Фотоаппарат вместо привычной технологии аналогового отображения на пленке получил техническую возможность отображения в цифровом виде. Это изменение не являются модернизацией фотоаппарата, произошло качественное высокотехнологичное изменение, которое позволило фотопродукцию, полученную в цифровом виде, сопрягать с достижениями человечества в области информатизации. Иными словами, потребитель фотоуслуг получил возможность в режиме «on-line» самостоятельно:
- сделать снимок;
- разместить его в персональном компьютере;
- просмотреть его и при необходимости поправить, используя специальный программный продукт;
- передать его в любую точку земного шара.
Такие технологии не могли не изменить рынок фотоуслуг, что, явилось важным объектом для изучения, так как положительная динамика продаж цифровой фототехники в России с 2003 года сопровождается снижением объемов предоставляемых фотоуслуг. Можно ли при этом утверждать, что мы наблюдаем явление десервисизации? Вопросы функционирования фотоуслуг остаются практически не изученными. Вместе с тем фотоуслуги продолжают играть важную роль в системе удовлетворения индивидуальных потребностей населения.
Традиционные технологии фотоуслуг имели определенное число клиентов и какое-то число увлеченных этим занятием людей. Появившиеся возможности использования высоких технологий в фотографировании входят в жизнь каждого человека и при этом либо он сам, либо структуры, с которыми он имеет отношения, не только осуществляют фотоуслуги, но они становятся как бы частью его деятельности, либо продвинутым увлечением. И во многих случаях развитие фототехники исключило потребность в посредниках, производящих фотоуслуги. Объективная потребность в изучении развития фотоуслуг обуславливает необходимость в углубленной проработке теоретических и научно-методических вопросов функционирования данных услуг в условиях научно-технического прогресса.
Существующее определение «фотоуслуги» в рассматриваемом примере требует введения понятия основной услуги и сервиса для фотоуслуг. Установленный факт роста продаж цифровой фототехники и одновременного уменьшения объема, оказываемых фотоуслуг, необходимо исследовать с целью выяснения следующих моментов:
- исследователь столкнулся с явлением обратным сервисизации общества или мы видим, какие-то новые тенденции в сфере услуг? Их следовало сформулировать;
- какие факторы создали предпосылки для отмеченного явления?
|
|
Не исследованы вопросы трансформации весьма важной государственной проблемы – микрофильмирования, где фотоуслуги изменили свой облик, получив высокотехнологичное развитие. Яркий пример такой реализации – открытие в Санкт-Петербурге Президентской библиотеки.
Следует заметить, что столь значимое достижение в науке, позволившее фотографии стать высокотехнологичной, Нобелевский комитет признал только в 2009 году присудив нобелевскую премию в области физики американцам Уилларду Бойлу и Джоржу Смиту за изобретение в 1966 году прибора с зарядовой связью, благодаря которому и появились цифровые матрицы используемые в современной фото и видеотехнике, а также британскому учёному Чарльзу Као доказавшему возможность использования оптоволоконных кабелей для передачи информации.
В работе [1] приводится пример группировки сервисных процессов с точки зрения понимания их характеристик. Автор отмечает, что сервисные процессы можно представить в виде четырех широких групп: на рисунке 2 «показывает классификационную схему с четырьмя направлениями, основанную на наличии материальных действий по отношению к телам людей или физическому имуществу и неосязаемым действиям, обращенным к умам людей или их нематериальным активам».
Природа сервисного действия | Кто или что является прямым получателем услуги | |
Люди | Предметы | |
Осязаемые действия | Услуги для человеческого тела Здравоохранение Перевозка пассажиров Салоны красоты Клинические операции Рестораны Стрижка волос | Услуги, направленные на товары и другие физические объекты владения Перевозка грузов Ремонт и техническое обслуживание оборудования Уборка мусора Стирка и химчистка Формирование ландшафта и стрижка газона Ветеринарные услуги |
Неосязаемые действия | Услуги, направленные на ментальные потребности Образование Радиовещание Информационные услуги Театры Музеи | Услуги, направленные на физически неощутимые ценности Банковское обслуживание Юридические услуги Бухгалтерские услуги Обеспечение безопасности Страхование |
Рис. 2. Понимание характера сервисного действия
|
|
Каждая из четырех групп включает существенно различные формы процессов, имеющих жизненно важное значение для менеджеров, занятых маркетингом, операциями и управлением человеческими ресурсами. Можно определить эти группы как: действия, направленные на людей; действия, направленные на имущество; действия, направленные на интеллектуальные потребности и действия по обработке информации.
Рисунок 2 был опубликован в 1983 году в журнале «Journal of Marketing». По мнению автора предложенное понимание характера сервисного действия с учетом изменений, произошедших за последующие 20 лет в сфере услуг сервиса высокотехнологичной бытовой и офисной техники, сегодня нуждаются в изменениях, так как с развитием техники появились неосязаемые действия, направленные на ремонт техники программными мерами.
Широкое использование высоких технологий при разработке и производстве бытовой и офисной техники позволяет сервисным компаниям осуществлять некоторые ремонты техники, в том числе и устранение заводских дефектов, программным путем, то есть сервисные процессы превращаются в более быстрые, в более привлекательные для потребителей сервисных услуг.
Примерами неосязаемых услуг по ремонту техники могут являться ремонты сотовых телефонов, у которых перепрограммированием устраняются некоторые дефекты производственного характера, а также ремонты плазменных телевизоров, у которых функционирование отказавших плазменных панелей может быть восстановлено перепрограммированием управляющего блока. В этой связи автором предлагается расширенное понимание характеристик сервисных услуг с учетом введения в рисунок 2 неосязаемых действий по ремонту техники (рисунок 3).
«Сегодня во многих докладах и книгах услуги рассматриваются как главный итог новой экономики с приоритетными направлениями использования ресурсов на продуктивность и новые поколения продуктов, на организацию производственных систем и отношений с потребителями. Неосязаемость сервисных действий, которые компании предлагают своим потребителям, возможно, наиболее важный источник ценности, привносимой в сервисную экономику» [1].
Здесь следует отметить, что определенная часть клиентов классифицирует неосязаемые ремонты техники как профессиональное жульничество сервисных компаний и их специалистов.
Природа сервисного действия | Кто или что является прямым получателем услуги | |
Люди | Предметы | |
Осязаемые действия | Услуги для человеческого тела Здравоохранение Перевозка пассажиров Салоны красоты Клинические операции Рестораны Стрижка волос | Услуги, направленные на товары и другие физические объекты владения Перевозка грузов Ремонт и техническое обслуживание оборудования Уборка мусора Стирка и химчистка Формирование ландшафта и стрижка газона Ветеринарные услуги |
Неосязаемые действия | Ремонт и техническое обслуживание оборудования | |
Неосязаемые действия | Услуги, направленные на ментальные потребности Образование Радиовещание Информационные услуги Театры Музеи | Услуги, направленные на физически неощутимые ценности Банковское обслуживание Юридические услуги Бухгалтерские услуги Обеспечение безопасности Страхование |
Рис. 3. Понимание характера сервисного действия
Таким образом, еще одна проблема сервисного менеджмента заключается в том, что концепция корпоративного развития сервисного сопровождения высокотехнологичной бытовой и офисной техники должна решать «просветительские» задачи для потребителей (пользователей) техники.
Учитывая тот фактор, что сервис техники естественным путем развивался как осязаемые действия, направленные на товары, появление неосязаемых услуг, производимых с высокотехнологичной бытовой и офисной техникой, требует адекватной реакции и решения нескольких проблем сервисного менеджмента.
1. Внутри сервисных компаний:
- системное повышение квалификации имеющегося сервисного персонала (инженеров и менеджеров);
- изменение принципов нормирования труда сервисного персонала.
2. Во внешней конкурентной среде:
- регулирование отношений с производителями техники, связанных с пониманием роли сервисных компаний и адекватным изменением договоров авторизаций;
- поиски партнеров и реализация проектов создания стратегических альянсов, как с поставщиками комплектующих изделий и материалов, так и с производителями сервисного сопровождения техники с целью интеграции уровней конкурентоспособности;
- разработка и реализация концепции просветительской деятельности производителей техники, дилеров и сервисных компаний по отношению к потребителям высокотехнологичной техники и сервисных услуг;
- вузовская подготовка адекватного инженерного персонала и менеджеров для сферы услуг высокотехнологичной техники.
1. Список литературы.
1. Авдулов А.Н., Кулькин А.Н. Наукоемкие технологии и их роль в современной экономике (Грант РФФИ, Проект №02-06-80004)
2. Багриновский К.А. Бендиков М.А. Хрусталев Е.Ю. Современные методы управления технологическим развитием М.: Росспэн 2001
3. Балашов В.В. Масленников В.В. Инновации и коммерциализация интеллектуальной собственности в высшей школе М. 2000
4. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом №2, 2001
5. Бочкарева Т.С. Естественно-научные основы высоких технологий: Учебно-методическое пособие. – Тольятти: ТГИС, 2004.
6. Ваганов А. Высокотехнологичные компании становятся фабриками инноваций, 2000 г.
7. Варшавский А.Е. Наукоемкие отрасли и высокие технологии: определение, показатели, техническая политика, удельный вес в структуре экономики России // Экономическая наука современной России №2, 2000 г.
8. Владимир Гурвич. "Ждет ли Россию венчурный бум", "Деловые люди", No192, март 2007 г
9. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. – М.: ВлаДар, 1993
10. Дерягин А.В. Наука и инновационная экономика в России // "Инновации" 2005г.
11. Дынкин А.А. Место России в мировом технологическом пространстве. Национальная инновационная система, ВК ЗАО “Экспоцентр”, 2003г.
12. Ладыгин Д. П. «Первые среди крупных»// Коммерсант - Деньги, 16.05.2001, № 19
13. О БАНКЕ РАЗВИТИЯ (Закон (Федеральный), Федеральное Собрание РФ, №82-ФЗ, от 17.05.2007)
14. «О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы» (Постановление, Правительство РФ, №54, от 29.01.2007)
15. ОБ УТВВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГАММЫ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно технического комплекса РФ» на 2007 – 2012 годы (Распоряжение, Правительство РФ, № 977-Р, от 06.07.2006)
16. ОБ ОТКРЫТОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ «Российская венчурная компания» (Постановление, Правительство РФ, № 516, от 24.08.2006)
17. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА (Руководящий документ, Правительство РФ, от 05.08.2005)
18. Румянцев А.А. Гусаков М.А. Региональные проблемы научно-инновационной деятельности СПб.: ИРЭ РАН 2000
19. Смирнов Б.М. Государственная инновационная политика России: цели, принципы, приоритеты М. 2001
20. Цена научно-технического прогресса // НГ-наука №3, 1999 г.
21. “Эксперт” 26 февраля 2007 г., статья О.Солнцева и А.Ивантера "Шанс не зарыть деньги".