ТЕМА 2. МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА ФИРМЫ
Вопросы:
1. Понятие и классификация маркетинговой среды.
2. Рынок: маркетинг и конкуренция.
3. Рынок: конкурентоспособность и конкурентное преимущество с позиции маркетинга.
4. Макросреда маркетинга.
Понятие и классификация маркетинговой среды
Маркетинг функционирует в очень сложной многофакторной среде. Реализация маркетинговых стратегий и тактических приемов может встретить неприятие каких-либо служб компании, непредвиденную реакцию рынка, не соответствовать макроэкономическим тенденциям. Чем больше информации об окружающей среде маркетинга соберет маркетинговая служба компании, тем успешнее она сможет воздействовать на нее. С точки зрения возможностей маркетингового воздействия на окружение выделяют:
микросреду, действующую на уровне компании;
· макросреду, независимую от маркетинга компании (за исключением ограниченного числа крупнейших компаний транснационального значения).
Маркетинговая среда – это активные субъекты и факторы, влияющие на маркетинговые возможности и решения. |
|
|
|
Рис. 2.1. Маркетинговая среда фирмы
Микросреда компании подразделяется на внутреннюю и внешнюю. К внутренней микросреде относятся отделы, службы, подразделения компании, взаимодействующие и контролируемые службой маркетинга.
Внутренняя микросреда – среда, абсолютно контролируемая маркетинговой службой. К внутренней микросреде относятся все подразделения фирмы.
Внутренняя микросреда:
· Финансовая служба, бухгалтерия (возможности бюджета маркетинга).
· Производство (уровень производственных мощностей маркетинга).
· Снабжение (возможности ценообразования, инноваций).
· Сбыт (возможности реализации).
· НИОКР (возможности обновления производства, товарного ассортимента).
Достижение поставленных маркетинговых целей возможно, только благодаря взаимодействию всех подразделений компании. Служба маркетинга тесно сотрудничает с другими подразделениями как при составлении планов, так и в дальнейшей их реализации. Без анализа внутренней среды нельзя определить, в состоянии ли фирма решать поставленные маркетинговые задачи. Внутренняя среда маркетинга является неотъемлемой частью оценки потенциала фирмы.
Потенциал фирмы – комплекс ее возможностей и достижений, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке и достижение поставленных стратегических целей. |
Потенциал фирмы складывается из следующих элементов:
• доли, занимаемой фирмой на рынке;
• производственных и торгово-сбытовых мощностей;
|
|
• товарных ресурсов, качества и конкурентоспособности товара;
• инновационной деятельности и инвестиционного потенциала, времени проектирования нового товара и окупаемости инвестиций;
• научно-технического потенциала (ноу-хау), состояния НИОКР;
• финансово-кредитных ресурсов;
• трудового потенциала и эффективности труда;
• средней длительности жизненного цикла товаров фирмы;
• товарооборота и его ассортимента за определенный период;
• прибыли и рентабельности за определенный период;
• уровня сервиса;
• наличия известных дистрибьюторов;
• имиджа, марки или репутации фирмы.
К внешней микросреде относятся все взаимодействующие с фирмой структуры, взаимоотношения с которыми полностью регулируются маркетингом компании.
Внешняя микросреда маркетинга
(регулируемая маркетингом компании):
· Поставщики (цены на материалы, режим поставок и др.).
· Конкуренты (сила марки и маркетинговая политика конкурентов и др.).
· Посредники (условия торговли, транспортировки, размещения рекламы и др.).
· Клиентура (покупательная способность, приверженность маркам и др.).
· Контактные аудитории (имидж компании, спрос и др.).
К основным типам посредников можно отнести:
Торговые фирмы (определяют место, время и удобство покупки; крупные торговые посредники могут диктовать свои условия и препятствовать проникновению товара на рынок).
Транспортные компании (определяют стоимость и качество перевозки и хранения товара, могут существенно влиять на стоимость товара, выдвигать определенные условия относительно упаковки).
Специализированные маркетинговые фирмы (определяют качество, сроки и цены проведения маркетинговых исследований, выработки стратегических рекомендаций).
Кредитно‑финансовые учреждения (влияют на бюджет маркетинга, возможности реализации маркетинговых программ).
Основные типы контактных аудиторий – это:
Средства массовой информации (формируют предпочтения к товарам, отношение к фирмам и т.д.).
· Союзы защиты прав потребителей (способствуют соблюдению компаниями Закона о защите прав потребителей).
· Государственные учреждения и органы (регулируют факторы хозяйственной и коммерческой деятельности компаний, а следовательно, возможности маркетинга в ценообразовании и др.).
Широкая публика (препятствует деятельности компании или расположена к ней).
Сотрудники фирмы (стимулируют или подавляют спрос).
На деятельность компании постоянно влияют различные факторы, действие которых может быть как положительным, так и отрицательным, при этом сама компания воздействовать на них не может, а может лишь приспособиться к сложившейся ситуации, либо учитывать данные факторы в процессе планирования своей маркетинговой деятельности. Такими факторами являются факторы макросреды.