Правовое регулирование: понятие, сфера, механизм

Действие права не осуществляется самопроизвольно. Нужен специальный «агрегат», который приводил бы в действие его механизм всякий раз, когда возникают соответствующие потребности и интересы, удовлетворение которых возможно и объективно необходимо средствами права. Таким «агрегатом» в механизме действия права выступает правовое регулирование.

В результате правовой регуляции формируется юридическая основа, определяются фиксированные в правовых велениях ориентиры для организации деятельности участников регулятивных отношений и достижений фактических целей права.

Правовое регулирование охватывает:

1) специфическую деятельность государства (его нормотворческих органов), связанную с выработкой юридических установлений и с определением юридических средств обеспечения их действенности. В указанном аспекте содержанием правового регулирования охватывается многообразная деятельность нормотворческих органов государства, свя­занная с выборов типа, методов, способов регламентации, определением соотношения нормативных и индивидуальных средств регулирования, т. е. формированием того юридического инструментария, который объективно необходим в данных социально-экономических и политических условиях для обеспечения нормального функционирования гражданского общества, его институтов, организации жизнедеятельнос­ти людей на цивилизованных началах;

2) деятельность непосредственных участников общественных отношений, направленную на поиск и привлечение средств юридического регулирования, для согласования своего поведения с правом (его принципами, целями, назначением).

Правовое регулирование может быть представлено как государ­ственным регулированием, так и регулированием, осуществляемым непосредственными адресатами права, т. е. саморегуляцией.

Непосредственным предметом правового регулирования выступают многообразные действия, деятельность участников общественных отношений.

Принято различать следующие основные способы правового регулирования: а) позитивное обязывание — воз­ложение на лиц (субъектов) обязанности к активному поведению; б) дозволение — предоставление лицам права на свои собственные активные действия; в) запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий, запрещенных законом; в качестве дополнительных способов называют поощрение и рекомендации — своеобразные стимулы к правовому поведению.

Сочетание основных способов образует специфический метод право­вого регулирования — директивный (императивный) или автономный (диспозитивный). Императивный, или властно-побудительный, метод — строго обязательный, не допускающий отступлений от требований юридического установления Данный метод в качестве основного юридического средства использует властное предписание. Что предписано, то и следует делать, не допуская каких-либо отступлений. Этот метод чаще всего присущ административному и уголовному праву, хотя используется конституционным правом, встречается в иных отраслях права. Юридическим фактом для возникновения правоотношений, в данном случае, является государственно-властное предписание (приказ о переводе на другую работу, решение суда и др.).

Диспозитивный метод основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений. Он допускает возможность сторонам урегулировать собственные действияпо своему усмотрению. Законом же лишь определяются пределы такого усмотрения либо устанавливаются определенные процедуры. Данный метод специфичен для гражданского, семейного права. В его основе лежат свободное (неподчиненное) положение участников правоотношений и договор как источник возникновения.

В зависимости от сочетаний запретов и дозволений различают два основных типа регулирования: а) общедозволенное, т. е. такое, в основе которого находится общее дозволение и которое поэтому строится по принципу «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом»; б) запретительное, т. е. такое, в основе которого лежит общий запрет и которое поэтому строится по принципу «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом».

На преобладание общедозволительного или запретительного регулирования влияют разнообразные факторы — исторические традиции, уровень культуры, характер правовой системы, особенности регулирова­ния отношений (так, для имущественных отношений характерно преобладание дозволительного регулирования, а для охранительных запретительного) и др.

Правовое регулированиедлящийся во времени и в пространстве процесс. Можно обратить внимание на две его стадии.

1. Определение правового положения субъектов права. Нормативное регулирование логически начинается с установления исходного, базового правового положения гражданина или организации. Правовое положение гражданина определяется конституционными правами и — обязанностями и основанной на них правоспособности лица, т. е. признаваемой государством за данным лицом способностью быть участником правовой жизни общества, выступать стороной в различных право отношениях. Конституционные установления получают развитие в иных законодательных актах, которые в своей основе и образуют правовую основу для поведения и деятельности граждан в различных областях права.

2. Возникновение правоотношений — следующая стадия правового регулирования. Предпосылками к тому выступают определенные жизненные факты, правовое признание которых в правовых нормах придает им качество юридически значимых (имеющих определенные последствия для конкретного лица или организаций). В зависимости от характера правоотношений такие юридические факты могут исчерпываться однократными действиями или событиями либо требуют некоторой их совокупности, так называемого состава.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: