Риторика как наука и учебный предмет. Тематическое содержание курса «Риторика»

Тематическое содержание курса «Риторика»

Понятие риторики

План темы

1. Риторика как наука и учебный предмет.

2. Речь как сфера общения:

- коммуникативный аспект речи;

- информативный аспект речи;

- психологический аспект речи.

Содержание темы

Риторика как наука и учебный предмет

Кому нужна риторика, почему её следует изучать как учебный предмет?

Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, бестолковая и многословная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом. Речь, не содержащая в себе новых мыслей, но­вых соотношений между старыми мыслями, наполнена уже из­вестными сентенциями, а нередко вообще не содержит в себе никаких мыслей как таковых. А как часто именно такую речь мы слышим на работе, на улице, по телевизору - при трансля­ции из Государственной Думы или с заседаний нашего прави­тельства. И если внимательно прислушаться, можно встретиться с тем, что русский, родившийся за границей в третьем-четвертом поколении, говорит по-русски лучше, чем молодая и развязная корреспондентка, прожившая всю свою непродолжи­тельную жизнь в России.

Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно вы­ражать свои мысли. Именно этому и учит учебный предмет, ко­торый называется риторика, ораторское искусство или русское красноречие.

Итак, умение говорить хорошо по-русски необходимо всем, но особенно деловым людям: депутатам, министрам, руководите­лям, ученым, журналистам, а также родителям, учителям-препо­давателям, студентам, наконец, просто собеседникам.

Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что «если бы все студенты и учащиеся любых учебных заведений страны хотя бы в малой степени овладели риторикой как учебной дисцип­линой, то общий показатель культуры в России поднялся бы, как ми­нимум, на один «балл» за счет того, что логичность, краткость отве­та и достоинство отвечающего в момент речи подчеркнули бы знание им предмета, владение ситуацией, знание основ теории и практики заданного вопроса, даже общий кругозор говорящего (по Д.Н. Александрову».

Конкретно владение данным предметом поможет каждому человеку:

- нанимаясь на новую работу, уметь так рассказать свою биографию начальнику, чтобы тому захотелось немедленно принять говорящего в число своих сотрудников;

- рассказывая новому коллективу свою биографию, заявить о себе как о человеке, с которым интересно и приятно го­ворить;

- получив от начальника задание на выполнение срочной ра­боты, сделать ее и отчитаться о ней так, чтобы начальник издал приказ о немедленном повышении отчитавшегося с соответствующим увеличением должностного оклада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: