ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: уметьопределить типовые нарушения в системе крови: изменения общего объема крови, анемия, эритроцитоз, привести критерии нарушений; применять существующие принципы для классификации типовых нарушений в системе крови; характеризовать причинные факторы, факторы риска, условия возникновения и развития типовых нарушений в системе крови; анализировать причинно - следственные взаимосвязи, при этом уметь разделять изменения патологические и приспособительно – компенсаторные в патогенезе типовых нарушений в системе крови; применять знания принципов и классификаций анемий для анализа их проявлений; применять знания о причинах и патогенезе анемий для их профилактики и лечения.
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Кровопотери: этиология, патогенез. Патологические и приспособительно – компенсаторные в патогенезе кровопотери.
2. Проявления и последствия кровопотери (гиповолемия, анемия, недостаточность кровообращения/шок).
3. Эритроцитозы: определения понятия виды (абсолютной, относительной; первичный, вторичный), этиология, патогенез.
4. Анемии: определения понятия, клинические и гематологические проявления, принципы классификаций (по этиологии, патогенезу, характеру течения болезни, типу эритропоэза, регенераторной способности костного мозга, цветовому показателю, изменению размеров эритроцитов).
5. Патологические, дегенеративные и регенеративные формы эритроцитов.
6. Этиология, патогенез, гематологическая характеристика постгеморрагической анемии (острой и хронической).
Практическая часть:
1. Практикум:
- Определить содержание гемоглобина по методу Сали, перевести в единицы СИ, оценить результат.
- Рассчитать цветовой показатель крови, оценить результат.
- Идентифицировать регенеративные формы эритроцитов в мазках периферической крови, интерпретировать их наличие или отсутствие.
- Выявить регенеративные формы эритроцитов в мазках крови, которые окрашены суправитально, оценить значение их наличия или отсутствия в крови (Руководство к практическим занятиям по патологической физиологии, Симферополь, 2007. – 40 с.).
2. Решение ситуационных задач.
ТЕМА 27
Гемолитические анемии и анемии, вызванные нарушением эритропоэза






