Выбор наиболее выгодного режима крейсерского полета

для нескольких значений массы самолета ( кг).

Для расчета траектории крейсерского полета к двум основным уравнениям необходимо добавить уравнение расхода массы топлива

или ,

где - коэффициент удельной дальности. Магистральные самолеты имеют обычно большое аэродинамическое качество (), поэтому значение тяги двигателя в горизонтальном полете можно получить из приближенной формулы

,

что позволяет получить известную аналитическую формулу для дальности полета

Однако, эта формула справедлива, если в процессе полета остаются постоянными скорость полета , аэродинамическое качество и удельный расход топлива , который для турбореактивных двигателей зависит от высоты полета , числа и степени дросселирования двигателя, коэффициента. . В результате возникает задача определения наиболее выгодных условий полета при каждом значении массы самолета, обеспечивающих максимальную дальность полета при заданном запасе топлива, что эквивалентно минимизации коэффициента удельной дальности в каждой точке траектории или в нескольких точках, в зависимости от отношения запаса топлива к конечной массе самолета. Для рассматриваемого самолета целесообразно выбрать =5 кг. Эта задача может быть решена с помощью метода условной оптимизации, который позволяет найти минимум функции при наличии условий связи, заданных в виде равенств. Таким образом, необходимо найти минимум функции

,

где - множители Лагранжа. Необходимым условием минимума функции является равенство нулю ее первых производных по всем неизвестным параметрам, включая множители Лагранжа (), причем производные по множителям Лагранжа совпадают с соотношениями, справедливыми для установившегося горизонтального полета. Следует отметить, что вычисление производных, например и т. д., может вызвать определенные трудности, поскольку функции , , заданы таблично. В результате получится система из 6 нелинейных алгебраических уравнений с 6-ю неизвестными, которая может быть решена с использованием численных методов оптимизации.

Другой более простой путь заключается в использовании прямого метода, т. е. в поиске для каждого значения высоты полета , наиболее выгодных условий горизонтального полета, обеспечивающих минимум функции , при этом множители Лагранжа вычислять не нужно, поскольку выражения в скобках будут равны нулю, а сама функция будет совпадать с коэффициентом удельной дальности , который можно представить в следующем виде:

(кг топлива/км).

Таким образом, задача сводится к поиску высоты полета, на которой достигается наименьшее из минимальных коэффициентов удельной дальности, вычисленных для различных значений высоты полета . При выборе начального значения высоты полета, следует иметь в виду, что область возможных режимов полета построена для среднего значения массы самолета, причем наибольшая высота полета получена для , т. е. при .

Результаты расчетов для первого варианта приведены на рис. 2 и в табл. 6. Хорошо видно, что полет должен происходить при , при этом большее значение массы требует использования большей тяги двигателей и уменьшение массы самолета на 5 кг позволяет увеличить высоту полета примерно на 400 м.

Таблица 6. Крейсерский полет.

           
m, кг 80.000 85.000 90.000 95.000 100.000
H, км 11.448 10.933 10.521 10.111 9.712
V, м/с 221.176 221.519 222.980 224.259 224.877
q, кн/м2 8.321 9.028 9.634 10.257 10.832
0.750 0.750 0.750 0.750 0.748
4.242 4.134 4.092 4.051 4.042
0.036 0.035 0.034 0.034 0.034
0.559 0.547 0.543 0.538 0.536
15.678 15.728 15.737 15.761 15.810
P, кн 49.941 52.893 55.971 58.992 61.905
, кн 62.536 67.363 71.220 75.062 78.767
0.799 0.785 0.786 0.786 0.786
0.605 0.608 0.610 0.612 0.613
0.904 0.906 0.906 0.906 0.906
3.497 3.724 3.929 4.132 4.333

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: