Принадлежность к политической элите определялась должностью, статусом чиновников в системе власти. Но немаловажное значение для продвижения по служебной лестнице имел уровень и качество образования номенклатуры. Кроме того, достигнуть высоких должностей и войти в элиту было невозможно, минуя номенклатурную лестницу или перескакивая через ступени иерархии.
Для более полного рассмотрения процесса формирования и особенностей советской бюрократии в эпоху застоя рекомендуется ознакомиться с данными таблицы и ответить на представленные ниже вопросы.
Высшее руководство | Партийная элита | Парламентская элита | Правительство | Региональная элита | |
Динамика среднего возраста (лет) | 61,8 | 59,1 | 41,9 | 61,0 | 59,0 |
Женщины в элите (%) | 3,9 | 4,3 | 32,8 | ||
Выходцы из сельской местности (%) | 57,7 | 59,2 | Нет информации | 45,6 | 66,7 |
Лица, имеющие высшее образование (%) | 100,0 | 92,6 | 51,3 | 100,0 | 100,0 |
Лица, имеющие ученую степень (%) | 23,1 | 26,2 | 14,5 | 36,8 | 14,3 |
Лица, имеющие иженерно-техническое, сельскохозяйственное, военно-техническое образование (%) | 88,5 | 72,3 | 37,4 | 80,7 | 79,4 |
Экономисты и юристы в элите (%) | 11,5 | 5,3 | 3,2 | 10,5 | 6,3 |
Лица, не входившие ранее в номенклатуру (%) | 6,0 | 51,3 | |||
Попавшие в элиту с советско-административной работы (%) | 15,4 | 16,7 | 10,0 | 8,8 | 15,9 |
Крыштановская О.В. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту.//Общественные науки и современность, 1995, №1.
|
|
С.54-66.
Вопросы по таблице:
1. По данной таблице выясните, возрастной, социальный и половой
состав всех звеньев элиты.
2. Определите ее средний возраст и проследите, в какую эпоху начался
ее путь во власть. Как это отразилось на мировоззрении элиты при Л.И. Брежневе?
3. Оцените образовательный уровень элиты. Каков был средний
процент чиновников с высшим образованием? Какой характер носило полученное ими образование? О чем это свидетельствует?
4. Каким образом, согласно данным таблицы, происходило формирование элиты?
Документ № 11