Образно – выразительные средства публичной речи

Хорошее выступление - выступление цельное в ритмико-интонационном отношении. Но в то же время внутри этого единого ритмико-интонационного целого должно быть разнообразие. Монотонность притупляет внимание, однообразие ритма и интонации отрицательно сказывается на восприятии. Поэтому хорошая воздействующая речь выдержана в определенной стилевой манере от начала до конца, что делает этот текст цельным и целым. В то же время единая стилевая манера предполагает элементы разнообразия: увеличение или замедление темпа, разнообразные интонационные контуры. Поэтому написанные при подготовке отрезки текста следует обязательно прочитывать вслух, по крайней мере - проговаривать «про себя». Именно интонация, ритм речи подскажут, где ограничить объем конструкции или, наоборот, увеличить его, где переставить слова и т.п.

Если в одном тексте приходится совмещать содержание, представленное в текстах-источниках, написанных в разных стилевых манерах, то эти первоначальные тексты-источники (разумеется, если это не цитата) следует перерабатывать в соответствии с индивидуальной стилевой манерой. Приведем в качестве примера можно привести следующий текст:

«Ассоциация сформулировала предложения по совершенствованию экономической политики на федеральном и местном уровне. Большая часть отражает интересы российских производителей в целом: проведение масштабного взаимозачета неплатежей, ликвидация государственной задолженности промышленности, изменение границ «валютного коридора», снижение ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации до уровня объявленной государством инфляции, протекционистские меры по защите отечественных производителей, включая установление квот на импортные товары (10% от объема внутреннего рынка), а также упрощение налогообложения (установить единственный налог - с оборота)».

2. 19 Понятие о фигурах и тропах речи. Общее и различное.

Риторическими, или стилистическими, фигурами называют обороты речи, выработанные опытом конструкции, используемые для усиления выразительности высказывания. Иногда их назы­вают фигурами речи. Они, во-первых, опираются на психологию восприятия речи, возбуждают интерес, привлекают внимание к главному; во-вторых, учитывают законы логики, правила индук­ции и дедукции, умозаключения и доказательства; в них, нако­нец, "работают" закономерности языка — внутритекстовые свя­зи, конструкции сложного и простого предложений. Использо­вание фигур в устной и письменной речи обогащает и разнообразит текст.

Нередко речи ораторов, а иногда и письменные сочинения включают в себя риторические обращения к слушателям (чита­телям). Так, трактат Марка Туллия Цицерона "О природе богов" начинается с обращения к его другу, консулу Марку Юнию Бруту: "Как ты, Брут, прекрасно знаешь, много еще есть в фи­лософии вещей, до сих пор не получивших достаточного объяс­нения". Такое дружеское обращение придает тексту оттенок раз­говорного стиля, товарищеской беседы, полемического диалога, перерастающего затем в строгое научное рассуждение.

Любопытно изучить прием обращения в трудах известных мастеров слова. Так, "Послание Феодосия Печерского к Киевско­му князю Изяславу Ярославичу о вере христианской и латинской" (XI в.) открывается таким обращением: "Слово ми есть к тебе, княже боголюбивый..." Но послание предназначалось, ко­нечно, не одному лишь князю Изяславу.

Н. В. Гоголъ пишет: "О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь плащом своим, когда иду по нем..." Само обращение опущено, но оно легко подразумевается и свою функ­цию выполняет.

Свою риторическую роль выполняет и простое синтаксическое обращение в начале речи: Друзья мои! Дамы и господа! Глубоко­уважаемый председатель совета, его члены, дорогие гости! и т. п.

Есть вопросительные предложения, действительно содержащие вопрос: Как выйти из кризиса? Как остановитьинфляцию? Такие вопросы часто используются ораторами, особенно в начале речи.

Но есть такие "вопросы", которые не несут в себе вопроса, например: "Если боги не интересуются жизнью людей, не вме­шиваются в нее, — для чего почитать их?" (М. Т. Цицерон), "Считают ли цыплят по осени?" (Из газет), "Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?" (Н. В. Гоголъ). Это риторические вопросы. Ответ на такой вопрос не нужен, вопрос передает раз­думья автора.

Различные восклицания тоже повышают эмоциональный уро­вень речи, приближают ее к диалогической форме: "Все силы и средства — на охрану природы!" (Из газет). Это призыв, воззва­ние. "Да здравствует Солнце, Да скроется тьма!" (А С. Пуш­кин) — поэтическое утверждение силы Разума. "Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает!" (М. Ю. Лермонтов) — разговор с читателями "Героя нашего времени". Эти фигуры речи можно назвать риторическими вос­клицаниями.

Рассмотренные фигуры употребляются преимущественно в ре­чах призывных, убеждающих, остро полемических; они сравни­тельно редки в научных докладах, лекциях, в деловом общении.

В старых риториках периодом называли любые усложненные синтаксические конструкции. Но в наши дни этим термином обо­значают ритмомелодическую конструкцию, мысль и интонация в которой нарастают по ступеням, достигают вершины, — после чего тема получает свое разрешение, и соответственно снижается интонационное напряжение. Например:
Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которойони жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюсятравку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, —весна была весною и в городе (Л. Н. Толстой).

Модель конструкции:

Разрешение темы, вывод

Ораторы, писатели не злоупотребляют этой фигурой, исполь­зуют ее в самых важных ситуациях, требующих подъема напря­жения, пафоса. Несмотря на крупные размеры, период звучит афористично, чеканно и воспринимается легко.

Период может выходить за рамки синтаксического предложе­ния, может представлять собой целый компонент текста.

Параллелизмом называется одинаковое построение соседних предложений или их частей; используется в афоризмах

Эпифора (концовка) — повторение слов или их сочетаний в конце конструкции: "Мне бы хотелось знать, отчего я титуляр­ный советник? Почему именно титулярный советник?" (Н. В. Го­голь)

Антитеза построена на противопоставлении картин, характе­ров, предметов, признаков, действий; в ее основе обычно лежат антонимы.

Антитеза может ограничиваться всего двумя словами, обыч­но—в заглавиях: "Живые и мертвые" (К. М. Симонов),

Оксюморон, как и антитеза, строится на противоположностях, но они не противопоставлены, а слиты и отражают противоре­чивость явлений жизни, они парадоксальны: "Смех сквозь слезы" (Я. В. Гоголь)

ТРОПЫ. ДРУГИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛИ
Троп — поэтический оборот, употребление слов, их сочетаний и фраз в переносном, образном смысле. Фигуры же, описанные выше, несмотря на различия, имеют общее свойство: в них глав­ное — структура, построение. Замысел автора, его эмоции, смы­словые оттенки в фигуре определяются ее построением. Тропы же всегда имеют второй, скрытый план, он и создает образ. Ха­рактер переноса смысла в разных тропах неодинаков, как неоди­накова и "степень" иносказания: от простого сравнения — до аллегории.

Перифраз — прием замены названия какого-то явления, пред­мета другим названием, описательным оборотом. Например, вместо Гоголь автор "Мертвых душ" в таком тексте: Можно ли ставить в один ряд этого эпигона, бездарного подражателя и с кем? — с автором "Мертвых душ"! (Заметим, кстати, что эта фраза — риторический вопрос: троп здесь входит в состав фигуры.) Такой перифраз содержит даже не намек, а прямое указание на ни с чем несопоставимый дар Н. В. Гоголя.

Метафора — это такой вид тропа, в котором отдельные слова и выражения сближаются по сходству. Явление обозначено в изобразительных целях другими словами: так создаются образы, картины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: