Остановка 5. Костел Св.Екатерины (Невский пр., 32-34)

Следует напомнить вам, что с момента основания Петербурга в городе активно строились храмы различных вероисповеданий.

Традиция веротерпимости была продолжена и после смерти Петра I. Во второй половине XVIII века значительно увеличилось количество подобных храмов, что было связано с ростом количества подданных других государств. Многие из них строили дома, покупали землю, основывали торговые и промышленные предприятия в Петербурге.

В этот период на Невском проспекте было построено несколько иноверческих храмов. Два из них были освещены во имя Св.Екатерины, что было связано с тем, что построены они были во времена царствования Екатерины II – это католический костел СВ. Екатерины Александрийской (мы там уже были) и Армянская церковь Св.Екатерины.

Пройдя дальше по Невскому на другой стороне мы увидим Костел Святой Екатерины. Собор Святой Екатерины - старейшая и наиболее крупная католическая церковь в Санкт-Петербурге. После того, как в 1727-1733 гг. церковные общины ряда лютеранских церквей получили участки для постройки своих храмов близ Большой Першпективной дороги (будущего Невского проспекта), католическая община города обратилась с ходатайством о выделении места на Першпективе для постройки католического храма.14 сентября 1738 г. императрицей Анной Иоанновной был подписан соответствующий указ о выделении на Невской перспективе участка для постройки костела. В 1759 г. постройка здания была поручена приглашенному в Петербург французскому архитектору Жану Батисту Мишелю Валлен-Деламоту. 2 февраля 1769 г. Екатерина II выдала храму диплом, в котором говорилось, что его прихожане получают вечное право на свободное совершение богослужений по римско-католическому обряду. Что все постройки, как возводимые, так и те, которые могут быть построены в будущем на территории, выделенной Указом императрицы Анны Иоанновны для построения храма и других сооружений при нем, будут принадлежать на вечные времена самим прихожанам, и никто никогда ни под каким видом не будет иметь права предъявлять на эту землю и на эти постройки каких-либо претензий. Церковь, строящиеся при ней школа, дома для причта и все другие сооружения указом императрицы освобождались от каких-либо податей и полицейских налогов. Выданный императрицей диплом торжественно сохранялся в храме до самого его закрытия в 1939 г. 7 октября 1783 г. посланником папы Пия VI архиепископом Халкидонским Джованни Андреа Аркетти было совершено его торжественное освящение. Величественное увенчанное мощным куполом здание собора имеет в плане форму латинского креста. Храм вмещает одновременно около двух тысяч человек. Над главным входом, куда первоначально вели девять широких ступеней (теперь из них видны только шесть, седьмая сливается с уровнем асфальта), начертаны слова из Евангелия от Матфея: «DOMVS МЕА DOMVS ORATIONIS. MATH: XXI. САР» - «Дом Мой домом молитвы наречется (Мф., 21, 13)». Ниже - дата завершения строительства костела: «ANNO DOMINI. MDCCLXXXII. DIE», т.е. «Лето Господне 1782». Внутреннее убранство собора поражало своим великолепием. Замечательный мраморный престол был подарен жителем Ливорно Антонио Франко Бранка. Он был выполнен из разноцветного мрамора и увенчан трехметровым позолоченным бронзовым крестом и двумя серебренными реликвариями. Собор был украшен большим количеством деревянных скульптур, великолепными иконами. Над главным алтарем висел большой образ «Таинственное обручение святой Екатерины». Алтарь был освящен в честь святой. Екатерины Александрийской, Девы и Мученицы. Собор постоянно посещали не только иностранцы католики, но и русские, принявшие католическое вероисповедание: Петр Чаадаев, Михаил Лунин, Иван Гагарин, Зинаида Волконская, княгиня Александра Петровна Голицына (урожденная Протасова) и многие другие. При Николае I храм Святой Екатерины пользовался финансовой поддержкой Министерства двора.

Император в 1839 г. писал папе Григорию XVI: «Я никогда не перестану считать в числе первых моих обязанностей защищать благосостояние моих католических подданных, уважать их убеждения, обеспечивать их покой».

В 1884 г. при соборе Св. Екатерины было организовано Римско-католическое благотворительное общество. Обществом тогда же был открыт приют Святой Марии для пожилых женщин, интернат при школе для мальчиков и посреднический комитет для ищущих работу, так называемый «Комитет труда». В 1889 г. при храме была открыта бесплатная начальная школа для девочек, в которой к концу XIX века обучалось около 200 воспитанниц. После захвата власти большевиками, в 1918 году, принадлежащие собору дома причта на Невском проспекте и Итальянской улице были отобраны. Была закрыта Римско-католическая Духовная академия. Вскоре после этого были прекращены занятия и в гимназиях. В марте 1923 г. были арестованы глава Римско-католической церкви в России, настоятель собора Св. Екатерины, капелланы храма и еще 11 католических священников. Здание храма было первоначально передано Этнографическому музею и использовалось под складские помещения. Позже, после войны, оно поступило в распоряжение дирекции Ленинградской государственной филармонии. В здании намечалось устроить концертный зал. 14 февраля 1984 г. в здании вспыхнул пожар, уничтоживший все, что сохранилось до этого от интерьеров храма. В начале октября 1992 г., после завершения первого этапа реставрационных работ, состоялось повторное освящение собора Святой Екатерины. При храме начала действовать воскресная церковная школа. Над алтарем висит Распятие, спасенное от уничтожения в 1939 г. Девятнадцатилентей девушкой Софьей Стыпулковской.

Остановка 6. Армянская церковь (Невский пр., 40-42) [3]

По четной же стороне Невского проспекта мы увидим еще один храм. Армянский храм Святой Екатерины. Армянские купцы и ремесленники появились на берегах Невы сразу по основании города. Первые письменные свидетельства о деятельности армян в Петербурге относятся к 1708 году.

В 1711 г. Петр I дал Сенату указ: «Армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда».

При императрице Анне Иоанновне в городе уже существовала Армянская улица (в районе пересечения 3-й линии и Среднего проспекта Васильевского острова). В середине XVIII века в Россию из города Новая Джульфа в Иране переехала семья богатейшего армянского купца Лазаря Назаровича Лазаряна, поступившего на русскую службу переводчиком при дипломатических и торговых сношениях России с Персией. Старший сын Лазаря Назаровича Ованес Лазарян (Иван Лазарев) стал одним из руководителей армянской общины в Петербурге и ближайшим сподвижником главы армянской церкви в России архиепископа Иосифа (Аргутинского). Вместе с последним он принимал участие в подготовке проектов воссоздания под покровительством России Армянского государства. В начале 1770-х гг. Иван Лазарев предложил Императорскому двору и фавориту императрицы Екатерины II Григорию Григорьевичу Орлову приобрести оказавшийся в его владении огромный алмаз, захваченный в начале 1740-х гг. в Индии знаменитым персидским завоевателем Надир-шахом и похищенный после его убийства в 1747 г. На несколько лет след алмаза был утерян, а в середине 1760-х гг. он был куплен богатым купцом джульфинцем Григорием Сафрасом, приходившимся дядей братьям Лазаревым, переехавшим в Россию из Голландии, и просившим племянников Ивана и Екима быть его душеприказчиками. У Орлова не хватило денег на покупку драгоценности, но он показал алмаз императрице, и она заплатила за него Ивану Лазареву миллион золотых рублей из сумм Кабинета двора. Это было сделано без огласки, и в 1773 г., в день тезоименитства императрицы алмаз был преподнесен ей Г.Г.Орловым «вместо букета»; таким образом, алмаз приобрел имя «Орлов». Ныне он находится в Алмазном фонде России в Оружейной палате.

Значительную часть огромной суммы денег, полученной за алмаз и выплачивавшейся казной в четыре этапа, Иван Лазарев вложил в постройку армянской церкви на Невском проспекте и двух домов при ней, построенных по проекту Ю.М.Фельтена. Церковь во имя Святой Великомученицы Екатерины на Невском проспекте (Невский проспект, 40-42). Строительные работы начались в мае 1771 г.; ими руководил автор проекта Юрий Матвеевич Фельтен. Церковь строилась до 1779 г. и была освящена 18 февраля 1780 г. во имя св. великомученицы Екатерины в память о благодеяниях императрицы Екатерины II, именным высочайшим указом от 2 мая 1770 г. предоставившей для строительства армянской церкви принадлежавшую ей землю на Невском проспекте. Фасад, обращенный к Невскому, отмечен строгим портиком, на фронтоне которого помещен скульптурный рельеф. Необычен его сюжет: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III». Армения была первой страной, где христианство стало государственной религией. В 301 г. армянский царь Трдат III принял христианство и повелел епископу Григору Просветителю крестить Армению. Сюжет взят из истории Армении и уже этим уникален для монументальной скульптуры Петербурга XVIII в.

В мае 1930 г. Армянская церковь была закрыта и использовалась под склады, конторы, мастерские, что привело к разорению и значительным разрушениям. Интерьеры церкви находились в крайне запущенном состоянии. В 1990 г. Армянская религиозная община города обратилась с ходатайством о возвращении церкви святой Екатерины на Невском проспекте верующим.

В августе 1992 г. храм был возвращен общине. Началась сложнейшая реставрация здания.

В процессе реставрации были обнаружены две мраморные купели со скульптурным рельефом. На их поверхности высечены даты «1782» и «1784». Чудом сохранившиеся ровесницы храма, они также пережили все превратности его 220-летней истории. 12 июля 2000 года восстановленная церковь была совместно освящена главами родственных и дружественных церквей Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II и Верховным Патриархом-Католикосом Всех Армян Гарегином II Армянская церковь св. Екатерины вновь открыта для прихожан, и гармония облика восстановленного храма напоминает о далеком времени становления армяно-российских отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: