Сбор материалов

Имея достаточно точно сформулированную тему исследования и некий предварительный план работы, можно приступать к сбору материалов. Следует чётко понимать: от собранных материалов во многом зависит, каким получится исследование. Поэтому исследователь заинтересован в как можно более полном сборе источников. Компилятивная работа может быть написана без привлечения первоисточников (документов, воспоминаний и др. произведений), она может опираться только на научную литературу. Но и в этом случае желательно постараться найти и задействовать опубликованные или хотя бы описанные другими учёными источники. Это сделает работу более аргументированной, придаст убедительность выводам. Студент должен выявить все доступные для ознакомления материалы по теме исследования. Прежде всего эта работа выполняется в справочно-библиографическом отделе библиотеки, где в систематическом и алфавитном каталогах разыскиваются книги и статьи по изучаемому вопросу. Следует знать, что по целому ряду исторических тем существуют библиографические указатели, пользоваться библиографическими изданиями книжной палаты. Поиск нужных материалов может облегчить консультация сотрудника библиотеки. Работая в библиотеке, следует сразу правильно организовать свой труд. Заранее необходимо подготовить большое количество карточек (желательно из твёрдой бумаги или картона), на которые записываются полные выходные данные найденной книги или статьи по теме с указанием фамилии и инициалов автора, названия работы (редактора или составителя, если это коллективная работа), места издания, издательства, количества страниц (см. Приложение). На карточке в определённом месте нужно сразу отметить шифр книги. Карточки – это своеобразное капиталовложение. Составление карточек значительно облегчит в будущем работу над темой и сэкономит время. Карточки – это исключительно удобная система, поскольку информация, нанесённая на карточки, удобна для систематизации и многократного использования. Для начала целе­сообразно сортировать карточки по алфавиту – так легче ориентироваться в них и избежать дублирования одних и тех же публикаций на карточки. Желательно всегда во время работы в библиотеке иметь с собой карточки, чтобы сравнивать уже имеющуюся библиографию с новыми встреченными данными.

После того, как каталоги и картотеки будут проработаны и нужные сведения будут перенесены на карточки, можно приступать к первой сортировке карточек. На этой стадии решается вопрос о том, с какими работами по теме необходимо ознакомится в первую очередь. Начинать работу следует с обобщающей литературы, затем переходить к основной по теме, а потом к второстепенной. Особенно внимательно изучаются те публикации, которые имеют непосредственное отношение к изучаемой проблеме. Такие книги и статьи, кроме того, что предоставят материал дл работы, помогут продолжить составление библиографии. В ходе работы с пользовался автор, то есть смотреть на сноски, примечания, библиографию. Это значительно расширяет круг поиска. Следует знать, что часть книг, которые отсутствуют в местных библиотеках, можно заказать по межбиблиотечному абонементу. Помощь в составлении библиографии может оказать обращение к Интернету.

Следующей стадией сбора материалов является извлечение из читаемых книг и публикаций нужной информации. Самое простое – ксерокопировать необходимую часть издания, не забыв указать на ксерокопии выходные данные. Если такой возможности нет, придётся делать выписки (конспектировать текст). Для выписок можно завести специальную тетрадь, в которой следует оставлять поля для заметок и личных соображений по поводу законспектированного. Однако гораздо эффективнее другая система. Поскольку карточки удобны для небольшого по размеру текста, а выписки, как правило, достаточно объёмны, лучше выполнять выписки на отдельных листах (желательно с одной стороны). В дальнейшем листы нумеруются, группируются и скрепляются. В обязательном порядке каждая выписка сопровождается указанием на выходные данные издания. При этом их можно указывать в сокращённом виде, например, только автор и первые слова названия произведения, поскольку есть библиографические карточки, где выходные данные указываются в полном объёме. Исключительно важно на выписке отмечать номер страницы произведения, иначе к книге или публикации в дальнейшем придётся возвращаться.

Выписки могут быть различными:

1. Выписка-цитата. Оптимальный вариант для дальнейшей работы, но наиболее трудоёмкий.

2. Выписка-парафраз – пересказ определённых авторских мыслей своими словами. В этом случае есть риск неверно понять авторскую идею, по­верхностно оценить публикацию.

3. Комбинированный способ: сочетание выписок-цитат с выписками-парафразами.

Лучше законспектировать больше, чем возвращаться к уже прочитанному тексту/

При работе с первоисточниками (документами, воспоминаниями и пр.) лучше полностью копировать для себя текст.

Работа с архивными материалами требует особой подготовки. Начинается работа в архиве со знакомства с картотекой, перечнем фондов и описями. На этой стадии целесообразно вести запись в тетрадь или на карточки названий потенциально нужных дел (единиц хранения) с указанием их местонахождения (№ фонда и описи). Надо сориентироваться, какие дела наиболее содержательны, и заказать их в первую очередь. Выписки и ксерокопирование производятся по тем же принципам, как при работе с литературой. В обязательном порядке выписке указывается местонахождение источника, например: ГАБО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 34. Л. 9 (здесь ГАБО – это Государственный архив Брестской области, 12. – номер фонда, 1 – номер описи, 34 - номер дела, 9 – номер листа). Выписка архивного документа должна, кроме того, содержать полное название документа, его дату, сведения об авторе, адресате, месте создания, способе воспроизводства, отметку о том, является документ оригиналом, копией или черновиком. Все эти сопроводительные сведения, возможно, сыграют свою роль в определении достоверности источника.

Сбор материалов по теме исследования занимает наиболее продолжительное время. Это самая длительная стадия работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: