Написание текста

После того, как набрана некая «критическая масса» материалов, можно переходить к следующему этапу работы – написанию текста. Вовсе не обязательно соблюдать строгую последовательность в изложении текста, согласно составленному плану. Можно монтировать текст, начав с любого пункта плана. Проще всего взяться за наиболее компактно расположенный материал, который легче поддаётся обработке. Однородные цифровые данные целесообразно сводить в таблицы, графики и диаграммы. Таким образом, они приобретают большую наглядность, в таком виде их удобнее анализировать.

Стиль научной речи – это безличный монолог. Нормы научной коммуникации строго регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственного мнения в чистом виде. В этой связи авторы научных работ используют языковые конструкции, исключающие употребление личных местоимений. Особенно это касается местоимения «я», так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте.

Все личные пристрастия, экспрессивно-оценочные моменты сознательно исключаются из текста работы. Её языковое оформление очень рационально и находится в границах научного стиля речи, для которого основное требование – максимум информации при минимуме затраченных на её выражение языковых средств, объективность, точность и доказательность всех суждений и оценок.

В научной работе есть и своя этика. Нормы научной этики не сформулированы в виде каких-то официальных требований и документов, но они существуют. В нормах научной этики одной из главных требований является заповедь «не укради», приспособленная, разумеется, к особенностям научной деятельности. Как нечто подобное краже оценивается в науке плагиат, когда человек выдаёт научные идеи и результаты, полученные другим исследователем, за свои. В обязательном порядке следует указывать источник, который использует студент. Ложью считается преднамеренное искажение (фальсификация) используемых в ходе исследования фактов и подтасовка данных.

Любой, даже начинающий исследователь несёт ответственность за результаты своей работы. Поэтому в работе приводятся те доказательства и аргументы, с помощью которых они получены. При этом исследователь обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку результатов исследования.

Научное изучение обязывает не только добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно или из опыта, или из предшествующего изучения. Научно изучать – это не только смотреть, но и видеть, замечать важные частности, большое – в малом, не уклоняясь от намеченной главной линии исследования.

При научном исследовании важно всё. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать так называемые косвенные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначительными. Часто бывает, что именно такие факты скрывают за собой начала важных открытий.

Научно изучать – это значит начинать исследовательский процесс с установления фактов и закономерностей. Это – эмпирический уровень исследования. Теоретический уровень познания заключается в установлении закономерностей. Научно изучать – это значит выявлять причинно следственную связь: причина – явление – следствие.

Значительно легче оформлять итоговую работу, если в ходе её подготовки результаты исследования были апробированы выступлениями на научных студенческих конференциях и опубликованы в виде тезисов или статей.

Окончательный вариант текста будет создан только после создания нескольких черновиков. Прежде чем начинать писать тот или иной раздел (главу или параграф), следует составить его подробный план.

Для составления такого плана надо основательно продумать, что конкретно нужно сказать в каждом разделе, зафиксировать конспективно отдельные мысли, прикинуть, какой логикой их связать, с чего начать раздел и, главное, чем он должен быть закончен, какую задачу можно решить в этой части работы.

Лишь детально проработав план раздела, можно начинать писать, следуя плану. Имеет смысл приблизительно прикинуть количество страниц, которое будет выделено для написания отдельных частей раздела.

Надо постоянно следить затем, чтобы не отклоняться от темы. Увлечься одним-двумя аспектами и получить в результате текст, в котором не затронут целый ряд ключевых моментов, чрезвычайно легко.

Необходимо следить, чтобы все части рукописи были примерно со­размерны друг другу как по структурному делению, так и по объёму. Они должны быть соединены друг с другом последовательностью текста без явных смысловых разрывов.

В конце каждого раздела следует делать краткие выводы из предшествующего изложения в виде отдельных фраз-резюме: «итак, рассмотрев... удалось установить особенности развития...», «таким образом, путём реконструкции хода событий... определены факторы, повлиявшие на...». Должен быть виден итог каждого раздела. В нём чётко и конкретно формулируется, что же вытекает из всего изложенного в данном разделе, какие задачи здесь решены.

Когда макет черновой рукописи готов, т.е. все нужные материалы собраны, сделаны необходимые обобщения, получившие одобрение научного руководителя, начинается детальная шлифовка текста рукописи. Проверяются и критически оцениваются каждый вывод, таблица, цитата, каждое предложение, каждое отдельное слово. Автор обязан проверить степень полйоты изложения темы, достоверность и убедительность своих рассуждений, а также доказательность выводов.

Рекомендуется при написании черновика ссылки обозначать тут же в тексте в скобках. При наличии карточек с полным библиографическим описанием источника в черновике возможно сокращённое указание выходных данных, например: Сагановіч Г. Нарыс гісторыі Беларусі, с. 37. Поскольку месторасположение и порядок сносок будет неоднократно изменяться, нецелесообразно оформлять их в черновике как постраничные или концевые. Исключение составляет случай, когда черновик набирается на компьютере. Компьютерный набор текста черновика позволяет сэкономить время на следующих стадиях работы, поскольку все исправления в компьютере не требуют физической замены текста в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: