XIX век

В годы правления Николая I (1825-1855 гг.) произошло фактическое разделение государственной службы на:

- военную;

- гражданскую.

Важным шагом в организации государственной службы стали кодификация соответствующего законодательства и подготовка Свода законов о службе гражданской. Предусматривалось разделение лиц, имевших по закону право на работу в государственном аппарате, на три разряда:

1. окончившие курс наук в высших учебных заведениях;

2. окончившие курс наук в средних учебных заведениях;

3. не окончившие высших и средних учебных заведений.

В течение XIX века основными условиями поступления на государственную службу были:

- происхождение,

- возраст,

- знания,

- подданство,

- "гражданская честь".

В 1832 году был учрежден Свод Уставов о службе гражданской, который включал в себя три книги:

1. Свод Устава о службе по определению от правительства;

2. Свод Устава по выборам;

3. Свод Устава о пенсиях и единовременных пособиях.

В 1834 году принято «Положение о порядке производства в чины по гражданской службе». В соответствии с этими документами гражданская служба и чиновничество получили свой правовой статус, порядок прохождения, профессиональные характеристики и многое другое, что стало их отличать от государственной службы.

В 1835 г. Николай I подписал указ "О расписании должностей гражданской службы по классам от XIV до V включительно".

В гражданскую службу постепенно вносились изменения и дополнения, особенно много после отмены крепостного права в 1861 году и проведения известных реформ Александра II (1855-18881 гг.).

Гражданская служба получила свою линию развития и итоговое закрепление в обобщенном законодательстве 1896 года. Тогда был утвержден Свод Уставов о службе гражданской, который включал в себя: Устав о службе по определению от Правительства; Уставы о пенсиях и единовременных пособиях; Положение об особых преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях, а также в губерниях Западных и Царства Польского; Уставы эмеритальных касс гражданского ведомства. В данных документах еще больший крен был сделан в сторону так называемого гражданского общества, когда чиновник должен был оказывать услуги подданным.

Законодательство Российской империи устанавливало минимальный возраст для поступления на государственную службу с 14 лет (действительной она считалась только с 16 лет).

С назначением на должность гражданской службы канцелярский служитель или чиновник получал содержание (зарплату), которое состояло из жалованья, столовых денег, квартирных денег или казенной квартиры. Руководитель учреждения имел право содержать на службе меньше лиц, чем положено по штату. Сэкономленные таким способом деньги он мог использовать на содержание наиболее отличившихся работников.

Государственный служащий имел право на отпуск сроком до 4 месяцев, в том числе с сохранением содержания до 2 месяцев. Вместе с тем, отпуск на срок более месяца в гражданской службе мог быть предоставлен не более раза в два года.

К началу ХХ века в европейской России было 575 тысяч чиновников, и их содержание составляло 13,36 % расходной части бюджета. Эти показатели мало отличались от соответствующих показателей наиболее развитых государств, а в Германии, Франции и США чиновников было еще больше. По числу чиновников на 1000 жителей Российская империя уступала всем развитым странам мира.

XX век

После Октябрьской революции 1917 г. были подписаны декреты Я.М. Свердловым (23 ноября 1917 года) «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», и В.И.Лениным (16 декабря 1917 года) «Об уравнении всех военнослужащих в правах», в результате чего было отменено дореволюционное законодательство о государственной службе, при этом взамен не было выработано полноценной правовой базы госслужбы.

Существовавшая в советский период практика подбора и расстановки кадров была основана на "номенклатуре", представлявшей собой перечень должностей в аппарате партийных, государственных и общественных организаций, при приеме на которые требовалась санкция соответствующего партийного органа. Государственных служащих в РСФСР и СССР стали относить к административно-управленческому персоналу. Попытки выделить из всей массы служащих управленцев привели к своеобразной трактовке понятия "орган государственного управления".

Сложившаяся "нормативная база" госслужбы в советское время представляла собой комплекс актов различной юридической силы и разнообразной отраслевой принадлежности: одни из них распространялись на всех госслужащих, другие - на отдельные группы лиц, чаще всего занятых в конкретной отрасли управления.

Работа над правовым оформлением института госслужбы началась в конце 80-х годов, но распад СССР приостановил ее.

Громадность территории, географическое положение между Востоком и Западом объективно были причинами постоянных нашествий, разнородного культурного воздействия и постоянной нехватки казенных средств. Такое сочетание породило специфическое государственное устройство со специфическим аппаратом управления.
Современная Россия предстает как результат естественного многовекового исторического процесса. Поэтому актуальным представляется вопрос о происхождении и формировании чиновничества как отдельного слоя, его специфике и влиянии на государственное устройство.
В России понятия «бюрократия» и «коррупция» понимаются как синонимы.

Коррупция охватила многие сферы деятельности государственных органов, политику, экономику и структуры управления, и тем самым превращается в проблему, угрожающую национальной безопасности страны.

Как указывается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, распространению коррупции способствуют многие негативные факторы: серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества.

Подобные просчеты свойственны не только России. Те или иные благоприятные для бюрократизации условия свойственные всем странам.

Огромные возможности страны в развитии экономики блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом. Его нынешняя организация работы способствует коррупции, т.к. любые административные барьеры преодолеваются взятками. Коррупция (от лат. слова corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.

В праве Древнего Рима под «corrumpere» понималось «портить, фальсифицировать что-либо или подкупать кого-либо» и обозначало в целом противоправное действие, предпринятое в первую очередь против судьи, должностного лица.

В античной Греции в термин «corrumpere» тоже был заложен социальный смысл - приведение в упадок нравов, расстройство порядка, а также подкупа кого-либо.
В период средневековья, понятие «коррупция» приобрело исключительно каноническое значение - как обольщение, соблазн дьявола. Поэтому использовался термин corraptibilitas, означающий подверженность человеческой личности разрушению, греховным соблазнам.
Современное понятие коррупции начало складываться на рубеже Нового времени с началом образования централизованных государств и ныне существующих национальных правовых систем. Вопросам коррупции серьезное внимание уделяли мыслители XVI-XVII вв. Так, например, английский философ-материалист Томас Гоббс (1588-1679 гг.) определял коррупцию как «корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам».
В настоящее время существует несколько определений термина «коррупция». Анализ различных подходов к определению понятия коррупции позволяет выделить основные ее признаки, которыми являются:
1) коррупционная деятельность может осуществляться лицами, уполномоченными на выполнение функций в сфере государственного и муниципального управления, коммерческих и иных организаций, а также иными должностными лицами;
2) данная деятельность связана с противоправным использованием предоставленных этим должностным лицам полномочий;
3) специальной целью такой деятельности является незаконное получение материальных благ, услуг, льгот и иных преимуществ.
Коррупция расцветает с расширением бюрократического аппарата.
Бюрократия (bureaucracy) (от франц. слова bureau – канцелярия и греческого слова кратос – власть) – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом.

Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне, в момент своего образования слово имело негативный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: