Кадры – это социально-экономическая общность, к которой относятся все обладатели рабочей силы, трудоустроенные на предприятии, состоящие с ним в формальной связи и обладающие необходимой квалификацией. Это обезличенные субъекты правоотношений, которые занимают определённые вакансии в настоящий момент.
Персонал (от лат. слова persona — личность) или штат (от нем. слова staat — государство) — постоянный состав работников какого-либо учреждения, составляющих группу по профессиональным или иным признакам с указанием должностей и присвоенных по каждой должности окладов; совокупность всех работников предприятия, занятых трудовой деятельностью, а также состоящих на балансе (входящих в штатный состав), но временно не работающих в связи с различными причинами (отпуск, болезнь, уход за ребёнком и др.); совокупность трудовых ресурсов, которые находятся в распоряжении предприятия и необходимы для исполнения определённых функций, достижения целей деятельности и перспективного развития.
|
|
Согласно трудовой социологии, понятие «персонал» является более широким и может быть отождествлено с «рабочей силой, а кадры – категория более узкая. Она обозначает лишь тех специалистов, которые прошли соответствующую подготовку, получили квалификацию и занимают свои должности в данный момент времени.
Ставка делается именно на персонал: личные качества, психологическая совместимость, развитие и рост работника.
Кадровая политика — это совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом.
Через кадровую политику осуществляется реализация целей и задач управления персоналом, поэтому она считается ядром системы управления персоналом. Кадровая политика формируется руководством организации, реализуется кадровой службой в процессе выполнения её работниками своих функций. Она находит свое отражение в следующих нормативных документах:
- Правилах внутреннего распорядка;
- коллективном договоре.
Государственная кадровая политика – это стратегия государства по воспроизводству и востребованию кадрового потенциала общества, приоритетное направление политики занятости профессионально подготовленной части трудовых ресурсов общества.
Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации выражается в форме материальных правовых норм, обладающих статикой и в форме процессуальных норм, характеризующих порядок совершения конкретных управленческих действий органов исполнительной власти и государственных служащих.
|
|
Управленческими процедурами, которые непосредственно относятся к кадровой политике в системе государственной гражданской службы являются:
1) конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы,
2) аттестация,
3) квалификационный экзамен,
4) урегулирование конфликта интересов,
5) оценка результатов профессиональной служебной деятельности.
В идами внешних отношений, входящих в предметную область кадровой политики являются:
— разработка концепций (стратегий) кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
— разработка программ развития государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации на среднесрочный период;
— правовая регламентация кадровых процедур, унифицированных по форме организации и проведения, во всех органах государственной власти субъекта Российской Федерации (конкурсная, квалификационно-оценочная, аттестационная и др.).
Термин «кадровая работа» вытекает из Федерального Закона РФ № 79 от 27.07.2004 года (в редакции ФЗ РФ № 510 от 31.12.2014 года) «О государственной гражданской службе» и включает в себя:
1) формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы;
2) подготовку предложений о реализации положений Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе и внесение указанных предложений представителю нанимателя;
3) организацию подготовки проектов актов государственного органа, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, освобождением от замещаемой должности гражданской службы, увольнением гражданского служащего с гражданской службы и выходом его на пенсию за выслугу лет, и оформление соответствующих решений государственного органа;
4) ведение трудовых книжек гражданских служащих;
5) ведение личных дел гражданских служащих;
6) ведение реестра гражданских служащих в государственном органе;
7) оформление и выдачу служебных удостоверений гражданских служащих;
8) обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликтов интересов;
9) организацию и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв;
10) организацию и обеспечение проведения аттестации гражданских служащих;
11) организацию и обеспечение проведения квалификационных экзаменов гражданских служащих;
12) организацию заключения договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении;
13) организацию дополнительного профессионального образования гражданских служащих;
14) формирование кадрового резерва, организацию работы с кадровым резервом и его эффективное использование;
15) обеспечение должностного роста гражданских служащих;
16) организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;
17) организацию проведения служебных проверок;
18) организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений, установленных Федеральным законом и другими федеральными законами;
19) консультирование гражданских служащих по правовым и иным вопросам гражданской службы.
Положение о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров утверждается руководителем государственного органа.
В сфере различных отраслей государственного управления на современном этапе формируется политика:
|
|
- кадровая,
- образовательная,
- инновационная,
- промышленная и др. Являясь высшим уровнем государственного управления, политика в любой его сфере будет носить государственный характер.
Политика неразрывно связана с органами государственной власти, которые интегрируют ее появление в правовом поле, выбирают название ее правовой формы (нормативного правового акта), собственными силами формируют соответствующую систему нормативных правовых актов, в определенных случаях принуждают к исполнению ее основных положений.
Кадровая политика в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации должна иметь свое правовое оформление как вид государственной политики, порождать права и обязанности в управленческой сфере органов государственной власти и должностных лиц с помощью правовых норм.
Блок нормативных правовых актов, регулирующих стратегические основы кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации можно представить следующим образом:
— положение о совете по кадровой политике субъекта;
— постановление высшего исполнительного органа государственной власти о вопросах кадровой политики;
— концепция кадровой политики высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
— стратегия кадровой политики в органах государственной власти;
— план первоочередных мероприятий по формированию системы региональной кадровой политики;
— программы реформирования и развития государственной гражданской службы на среднесрочную перспективу;
— программа кадрового обеспечения системы государственной молодежной политики и формирования молодежного кадрового резерва государственной и муниципальной службы субъекта Российской Федерации.
Кадровое планирование -этоцеленаправленная деятельность, ориентированная на предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями и склонностями работников и требованиями организации.
|
|
Кадровое планирование призвано обеспечить оптимальное раскрытие потенциала работников по найму и их мотивацию в условиях противоречия между производственными требованиями и задачами организации и потребностями работников.
Кадровое планирование призвано решить следующие вопросы:
1) привлечение необходимого и сокращение лишнего персонала (планирование привлечения или сокращения штатов);
2) использование работников в соответствии с их способностями (планирование использования кадров);
3) целенаправленное содействие повышению квалификации кадров и приспосабливаемость их знаний к изменяющимся требованиям (планирование кадрового развития;
4) определение затрат по планируемым кадровым мероприятиям (расходы по содержанию персонала).
Кадровое планирование включает в себя:
- прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале (по отдельным его категориям);
- изучение рынка труда (рынка квалифицированной рабочей силы) и программы мероприятий по его «освоению»;
- анализ системы рабочих мест организации; разработку программ и мероприятий по развитию персонала.
При кадровом планировании организация преследует следующие цели:
1) получить и удержать работников нужного качества и в нужном количестве;
2) оптимально использовать потенциал своего персонала;
3) быть способной видеть проблемы, возникающие из возможного избытка или нехватки персонала.
Основные подходы к кадровой политике в сфере госслужбы включают в себя:
- кадровое планирование и определение потребности в персонале с учетом внедрения новых технологий;
- эффективное распределение и использование работников, рационализация их численности;
- организацию труда и рабочего места;
- методы привлечения, отбора, найма, оценки и расстановки персонала;
- разработку системы управления мотивацией и оплатой труда;
- систему адресного предоставления социальных льгот и гарантий работникам; разработку социальных программ;
- систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, направленную на поддержание уровня квалификации персонала;
- систему управления карьерой персонала (планирование ротации персонала в соответствии с результатами их труда, квалификацией, способностями;
- формирование кадрового резерва и работа с ним;
- обеспечение трудовой адаптации персонала к организационным и управленческим нововведениям;
- обеспечение высокой эффективности средств, направляемых на развитие персонала как ресурса.