Органы исполнительной власти субъекта Федерации

2.1. Регулирование системы органов исполнительной власти.

Система органов исполнительной власти в субъектах Федерации имеет сложную правовую природу. Во-первых, эта система выступает в качестве одного из элементов (подсистемы) единой системы органов исполнительной власти в Российской Федерации. Как подсистема она осуществляет функции исполнительной власти в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Во-вторых, система органов исполнительной власти в субъектах Федерации выступает как исключительно самостоятельная система при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации согласно ст. 73 Конституции. В-третьих, система органов исполнительной власти в субъектах Федерации является единой иерархии.

2.2.Состав системы органов исполнительной власти

В состав единой системы органов исполнительной власти в субъектах Федерации согласно ст. 17 № 184-ФЗ входят: 1) высший исполнительный орган; 2) иные исполнительные органы, структура которых определяется высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа). Кроме того, в единую систему органов исполнительной власти субъекта РФ входит высшее должностное лицо, если эта должность учреждена конституцией (уставом) субъекта Федерации (ст. 2 № 184-ФЗ). Конституции (уставы) субъектов Федерации согласно № 184-ФЗ определяют высшее должностное лицо не только как руководителя высшего исполнительного органа, но и как лицо, возглавляющее исполнительную власть в субъекте РФ или являющееся главой исполнительной власти, а не только как руководителя ее высшего органа. Система органов исполнительной власти в субъектах РФ является открытой. Ее элементами являются не только конкретно определенные ст. 2 и 17 № 184-ФЗ лица (высший исполнительный орган власти и высшее должностное лицо), но и конкретно не определенные федеральным законодателем исполнительные органы. В силу открытости положений ст. 17 № 184-ФЗ многозвенный состав системы органов исполнительной власти субъектов РФ определяется по-разному.

3.1.Требования к высшему должностному лицу

В настоящее время в конституциях (уставах) субъектов Федерации закреплены следующие наименования высшего должностного лица субъекта Федерации: глава республики; губернатор; глава администрации; мэр.

Губернатор избирается на прямых выборах по мажоритарной системе абсолютного большинства либо региональным парламентом (выбор модели определяется в уставе или конституции субъекта РФ). В автономных округах прямые выборы губернаторов не проводятся. В последнем случае партии, представленные в ГД или региональном парламенте предлагают Президенту РФ по три кандидатуры, из них Президент отбирает три и представляет на избрание в региональный парламент. Тот избирает губернатора абсолютным большинством голосов.

3.4. Полномочия высшего должностного лица

Перечень основных полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации, закрепляются в п. 7 ст. 18 № 184-ФЗ. В соответствии с федеральным и региональным законодательством высшее должностное лицо субъекта РФ наделяется дополнительными полномочиями. Эти полномочия достаточно многочисленны, поэтому их следует сгруппировать на: 1) полномочия в отношении органов исполнительной власти – обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта; 2) полномочия в отношении законодательного (представительного) органа и сфере законотворчества – вправе требовать его внеочередного созыва, право подписания принятых законов и их отклонение, вправе присутствовать на его заседаниях с правом совещательного голоса, право представлять ежегодный отчет о результатах деятельности высшего исполнительного органа влаасти;3) полномочия высшего должностного лица по формированию высшего исполнительного органа власти, иных государственных органов и назначению должностных лиц; 4) полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в социально-экономической и финансово-бюджетной сфере; 5) полномочия высшего должностного лица в отношении органов и должностных лиц муниципального образования. Наряду с этим выделяют: иные полномочия высшего должностного лица: 1) представляет субъект Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Федерации;2) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка на территории субъекта Федерации, защищает интересы субъекта Федерации;3) принимает меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;4) вправе использовать в необходимых случаях согласительные процедуры;5) принимает решение о проведении референдума субъекта Федерации;6) награждает наградами субъекта Федерации и представляет к награждению государственными наградами РФ, присваивает почетные звания субъекта Федерации; 7) устанавливает памятные и праздничные дни субъекта Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: